Архитектура русского авангарда
Рационализм
Рационализм отличается лаконичностью форм и строгостью, вместе с этим он не отказывается от художественной формы. Узнаем методы, которые до сих пор используют при подготовке будущих архитекторов.
1. Николай Ладовский (1881–1941)
2–7. АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов, 1926 — журнал Ассоциации новых архитекторов, созданной Николаем Ладовским; он же выступил редактором, дизайн — Эль Лисицкого
Давайте обсудим рационализм. Это направление развивалось параллельно с конструктивизмом. Начнем разговор с Николая Ладовского, который был лидером рационалистов.
👤 Николай Ладовский родился в 1881 году. Он окончил архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1914, получив диплом архитектора в 36 лет. До 1914 года он делал архитектурные проекты, но никаких данных о них не сохранилось. Сам про себя говорил, что знает «два производства и теоретически, и практически, работая 4 года литейщиком и 15 лет строителем».
📐 Ладовский стал главным идеологом рационализма. Это направление, как и конструктивизм, отличается лаконичностью форм, строгостью. Однако рационалисты признавали самоценность художественной формы. Они считали, что переживание формы, как абстрактной композиции объемов, форм, масштабов — должно идти на первом месте.
🏢 Важное значение в рационализме играло понятие пространства. Сам Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он считал, что при строительстве важно учитывать психологическое воздействие, которое оказывает на человека «архитектурно оформленное пространство» — здание.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Студенты выполняют задание по дисциплине «Пространство» в мастерской Ладовского
2. Лиглазометр — для проверки глазомера для линейных
величин
3. Оглазометр — для проверки глазомера на определение объема
4. Плоглазометр — для проверки глазомера на плоскостных величинах
5. Углазометр — для проверки глазомера на определение величины угла
6. Прострометр — для проверки восприятия пространственной глубины
7. Восстановленные приборы из лаборатории Ладовского, галерея «На Шаболовке»
Теперь посмотрим, как Николай Ладовский выстраивал обучение архитектуре — многие его методы до сих пор используются в Московском архитектурном институте при подготовке студентов.
💡 Ладовский считал, что архитектура должна начинаться с формы и пространства. Вместо проекций — отдельных чертежей фасада, плана здания он предлагал начинать с объема, а потом уже из него выводил проекции. Благодаря этому макетирование стало основным методом работы архитекторов в России.
🎓 В лаборатории Ладовского обучение проходило по трем секциям. В архитектурно-пространственной проводили эксперименты, в педагогической разрабатывали методики преподавания и определения профпригодности, в функциональной исследовали новую организацию жизни, «новый быт» и социальные задачи.
📐 Также в лаборатории тестировали студентов на то, как они чувствуют пространство. Для этого использовали приборы, разработанные Ладовским: студентам надо было на глаз определять углы, размеры, расстояния. Тестирование проходило в помещении без окон с черными потолком, полом и стенами чтобы минимизировать влияние побочных факторов. К слову, Ле Корбюзье, когда посетил эту лабораторию, тест не прошел.
👎 Рационализм сразу стали критиковать как формалистское течение — то есть уделяющее слишком большое внимание форме. К 1930-м эта критика стала уже официальной позицией, и течение сошло на нет. Многие архивы Ладовского были утрачены. Однако влияние рационализма на архитектуру неоспоримо.
▪️ На основе программы Ладовского и его коллег уже в следующие десятилетия был создан курс объемно-пространственной композиции. С него начинается обучение почти во всех архитектурных вузах страны. Таким образом, хотя рационалистам не удалось почти ничего построить, их наследие оказалось в каком-то смысле более живучим, чем у конструктивизма.
1. Павильон станции метро «Красные ворота», арх. Николай Ладовский, 1935
2. Красные ворота, открытка начала 20 века
3–5. Хавско-Шаболовский жилой комплекс, авторы проекта Н. Травин, И. Л. Йозефович, И. П. Киркесали, Москва, 1927–1930
Многие проекты рационалистов так и остались на бумаге. Мы расскажем о двух проектах, которые все же были реализованы.
🐚 Павильон станции метро «Красные ворота». Бетонный раструб-ракушка скрывает остекленный параллелепипед самого вестибюля. Здесь в полной мере выражены принципы рационализма: поиск выразительной формы без лишнего декора, но в тоже время очень монументальной и динамичной. Сама форма фасада может отсылать к барочным Красным Воротам елизаветинского времени, которые снесли в 1928 году. Автор проекта — Николай Ладовский.
🏗 Хавско-Шаболовский жилой комплекс. Двенадцать пятиэтажных домов стоят под прямым углом друг к другу, но под 45 градусов к сетке улиц. Поэтому внутри образуются квадратные и треугольные дворы. Планировка квартир отражала передовые на тот момент идеи о необходимости большого количества солнца и сквозного проветривания. У большинства зданий угловые секции имеют дополнительный этаж, что создает башенные силуэты. Предполагалась очень активная и разнообразная цветовая гамма, но эта часть проекта не была реализована.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день