angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский модерн в шести зданиях

Самара: Дом со слоном

Дом со слонами — это уникальный проект, совсем непохожий на русский провинциальный модерн. В этой части рассмотрим здание, которое стало визитной карточкой Самары.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Константин Головкин (1872–1925)
2. Дом Головкиных, Самара
3. Члены самарского художественного кружка, второй слева — Константин Головкин
4–6. Картины Константина Головкина
7. Константин Головкин за рулем автомобиля
8. Самара, вид в сторону Волги с Кафедрального собора, фото К. Головкина
9. Самарское архивное бюро, 1920-е

Один из шедевров русского модерна — Дом со слоном, который построил в родной Самаре Константин Головкин.

Давайте познакомимся поближе с этим удивительным человеком 👇

👤 Константин Головкин — купец, художник, меценат, архитектор, археолог, краевед. Он родился в семье купца первой гильдии, где к творчеству относились скептически — поэтому у него не было профессионального художественного образования. Тем не менее Константин всю жизнь занимался живописью, постоянно учился и совершенствовался. А в его магазине, где продавались принадлежности для рисования, часто собирались художники.

🖼 Был активным участником творческой группы художников под руководством Федора Бурова. Самарские художники объединились под впечатлением выставок «передвижников», на которых увидели работы Василия Поленова, Ивана Шишкина, Ивана Крамского. Головкин был самым активным участником всех выставок самарских художников и занимался их организацией.

🧩 Головкин живо интересовался самыми разными сферами. Он проводил археологические экспедиции, изучал историю родного края, увлекался архитектурой, был командиром Самарского общества велосипедистов и первым водителем автомобиля в городе. Бывал за границей, посещал Всемирную Парижскую выставку. Планировал на свои средства построить в Самаре новый художественный музей.

🚂 После революции Головкин уехал в Иркутск. Побывал в Манчжурии, Японии, где собрал коллекцию местного искусства. В Сибири проводил археологические изыскания. В результате когда в 1922 году он вернулся в Самару, то привез для местного музея 6,5 центнеров экспонатов — минералов, археологических находок, предметов восточного искусства. До самой смерти работал рядовым сотрудником в Самарском губернском архиве.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Дом со слонами, арх. Константин Головкин, Самара, 1908–1909
2. Макет дачи со слонами. Нереализованный вариант
3. Первоначальный план, выполненный сыном архитектора Всеволодом Головкиным — в советское время внутренняя планировка здания менялась, также были полностью утрачены внутренние интерьеры.
4. Воспитанники детского дома с воспитательницей, 1922. Женщина на фото — Елизавета Зиберт, которая спустя четыре года в Америке родит дочь от Владимира Маяковского.
5, 6. Графическая реконструкция Дома со слонами на 1927 год
7–10. Современный вид Дома со слонами.

Давайте теперь посмотрим на дачу Константина Головкина, которая стала поводом для местной шутки «Самара — родина слонов».

🏡 Дача стоит в живописнейшем месте на берегу Волги. В начале 20 века этот участок был полностью застроен купеческими дачами.

🗣 «Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу» (из записок К. Головкина 1920-х годов).

📐 Головкин сам выполнил проект. Ему помогал архитектор Валентин Тепфер, позже ставший главным архитектором Самары — но все идеи принадлежали Головкину. Он делал эскизы, клеил макеты, проверял пропорции. Очевидцы говорят, что все макеты «были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему».

👁 В результате получился дом, напоминающий стиль Венского сецессиона и совсем непохожий на русский провинциальный модерн. Он асимметричный — в два и три этажа, с каждой стороны пластика и декор фасадов открываются по-новому. Окна-бойницы, открытые террасы и веранды, смотровая площадка на башне придают дому романтичный облик.

🧱 Дом построен из пустотелого кирпича и бетонных блоков, из-за чего внутри своеобразная акустика. Изначально стены в комнатах были разных цветов, а гостиную украшали изображения парящих женских фигур в развевающихся одеждах.

🐘 Визитная карточка дома — статуи слонов. Они сделаны из цемента по эскизам Головкина — как и фигура девушки, которая, вероятно, символизирует саму Волгу. По некоторым данным в одного из слонов архитектор спрятал документы и фотографии, связанные со строительством дома.

🗣 «Вдоль левого берега Волги почти до самой Красной Глинки высились купеческие дачи, одна другой вычурнее. Купцы хорохорились один перед другим, как бы выстроить их почуднее. Последний из них воздвиг по сторонам здания двух гигантских алебастровых слонов, которых хорошо было видно с парохода. Я их застал уже облезлыми, у одного отломался хобот. Не знаю, что бы придумал архитектор для следующей купеческой дачи, но «помешала» революция» (из воспоминаний князя Сергея Голицына).

🚰 В годы гражданской войны в здании располагали полевой госпиталь, а после детский дом. В 1929 году дачу Головкина отдали под клуб «Водоканала», который и был ее владельцем на протяжении всего советского периода.

1. Особняк доктора Эриха Эрна, арх. Александр Щербачев, 1900–1902
2. Доходный дом А.Ф. Нуйчева, арх. Михаил Квятковский, 1902–1903
3. Особняк купцов Матвеевых, арх. Дмитрий Вернер, 1914–1915
4. Особняк Общественного собрания, арх. Дмитрий Вернер, 1914
5. Особняк Василия Сурошникова, арх. Федор Шехтель, надзор за строительством Александр Щербачев, 1909–1912

Давайте рассмотрим еще несколько примеров самарских особняков в стиле модерн.

👨‍⚕️ Особняк доктора Эриха Эрна. Один из первых примеров модерна в Самаре. В доме есть все черты стиля: нарушение симметрии, круглый эркер на углу, плавная линия эркера. Минимум декора — особенная черта модерна начала 20 века.

🦋 Доходный дом А. Ф. Нуйчева. Интересный декор: бабочки — символ хрупкости, головы слонов, женские маски. Украшения выполнены по эскизам дочери Нуйчева. Почти сразу после строительства в доме расположилась гимназия сестер Харитоновых.

🌱 Особняк купцов Матвеевых. Интересное большое окно на верхнем этаже, линии которого «распускаются», как цветок. Кроме этого в декоре есть растительные элементы.

🎭 Особняк Общественного собрания. Построен по заказу Общественного собрания служащих казенных и общественных организаций Самары, чтобы проводить балы, литературные вечера, научные лекции. Крупное окно украшено декором в виде мужской маски.

☎️ Особняк Василия Сурошникова. Построен по проекту Федора Шехтеля. Обладает всеми чертами позднего модерна: грубая кладка цоколя, граненая башня на углу дома. Здесь одними из первых в Самаре появились электричество, центральное отопление и телефон.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;