angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский модерн в шести зданиях

Московский художественный театр: храм искусства

Федору Шехтелю удалось передать в здании МХТ идею доступности и открытости для всех. Посмотрим, как архитектура модерна превратила театр из ярмарки тщеславия в храм искусства.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Московский Художественный театр, арх. Федор Шехтель, Москва, 1900–1903
2. Доходный дом Шмидта, арх. К. К. Шмидт, Санкт-Петербург, 1901–1902
3. Дом со слонами, арх. Константин Головкин и Валентин Тепфер, Самара, 1908–1909
4. Томский учительский институт, арх. Фортнат Гут, Томск, 1905
5. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банк, арх. Федор Ливчак, Тамбов, 1911
6. Крытый рынок, арх. Карл Хорд Сегерстадт, Выборг, 1904–1905

1. Зигмунд Фрейд (1856–1939)
2. Обложка первого издания «Толкования сновидений» Зигмунда Фрейда.
3. Елена Петровна Блаватская (1831–1891) — основательница Теософского общества.
4. Содержание журнала «Новый путь» за октябрь 1904 года
5. Обложка журнала «Мир искусства», Мария Якунчикова, 1899

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Прежде чем говорить об архитектуре модерна в России, давайте посмотрим, какие идеи сформировались на рубеже 19–20 веков и как они повлияли на модерн.

В это время становятся популярными представления о разного рода энергиях и силах. Они скрываются внутри человека или в природе вокруг него — и могут или должны быть выражены.

🗣 Мы воображаем, что малейшая наша идея создает новые комбинации и соотношения в мире, который нам кажется бессознательным и лишенным разума. Но если ближе присмотреться к действительности, то окажется более правдоподобным, что мы неспособны создать что бы то ни было. Явившись на этой земле последними, мы только отыскиваем то, что уже до нас существовало, и, подобно изумленным детям, вторично проходим дорогу, которую жизнь уже совершила до нас. (Морис Метерлинк, философское эссе «Разум цветов»)

🧠 Не в последнюю очередь на это повлияли труды Зигмунда Фрейда — особенно «Толкование сновидений». В ней психоаналитик сформулировал идею бессознательного, в которой спрятана настоящая сущность человека.

☸️ С другой стороны, возникло много мистических учений и теорий. Стали очень популярны медиумы — «связные» между реальным и потусторонним миром. Большой славой не только в России, но и в Европе пользовалось Теософское общество Елены Блаватской — синтез религии, философии, мистицизма, основанный на восточных учениях.

📖 В России это привело к развитию религиозной философии и символизма в искусстве. Начал выходить религиозно-философский публицистический журнал «Новый путь», в котором печатались Павел Флоренский, Николай Бердяев, Василий Розанов. Художественный журнал «Мир искусства» объединил художников-символистов.

1. Константин Станиславский, 1863–1938
2. Антон Чехов читает «Чайку» артистам театра, 1898 год. Слева от Чехова сидит Константин Станиславский, рядом с ним стоит Ольга Книппер, в левом углу стоит Владимир Немирович-Данченко. Справа сидит Мария Лилина, в правом углу сидит Всеволод Мейерхольд
3. Труппа Художественного театра, 1899 год
4. Сергей Морозов, 1860–1944
5. Федор Шехтель, 1859–1926

Мы широкими мазками определили круг идей, которые владели умами творческой интеллигенции и философов на рубеже 19–20 веков.

Давайте посмотрим, как все это сказалось на театре 👇

🗣 О роли театра хорошо сказал Константин Станиславский в своей речи перед труппой Художественно-общедоступного театра:

▪️ Сценическое искусство может быть доступно всем — царю и крестьянину, ученому и безграмотному, старику и ребенку. Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов со сценических подмостков. Таким образом, произведение драматической литературы может получить значение проповеди, а сцена и театр — превратиться в кафедру и аудиторию.

🔎 Станиславский жаловался, что всякое драматическое произведение должно пройти через десяток инстанций: Главное управление по делам печати, публикацию в «Правительственном вестнике», Русское театральное общество, общую, политическую и религиозную цензуру и так далее. Все это мешало свободному развитию театрального искусства и заставляло фокусироваться на внутренней драме героев, на эмоциональном вовлечении зрителя.

😡 Режиссер не зря переживал по поводу судьбы театра: в 1902 году для МХТ наступили сложные времена. Сразу несколько актеров ушли из театра, труппу разрывали внутренние и внешние конфликты.

💰 Меценат Сергей Морозов взял в аренду здание частного театра в Камергерском переулке. Для перестройки пригласили Федора Шехтеля. Тот согласился помочь бесплатно и взял на себя также разработку всех мелочей интерьера вплоть до светильников и шрифтов — как и положено архитектору модерна.

📐 Шехтель предложил здание в стиле модерн: перестроил фасад, выполнил интерьеры в приглушенных серо-зеленых тонах — а еще увеличил вместимость театра до 1300 человек. Получилось сдержанно и очень дорого.

✍️ Это, поистине, — шедевр, художественное произведение, при безупречном удобстве. Полное отсутствие традиционной кричащей театральной роскоши, которую заменила благородная — и ах какая дорогая! — простота и строго, до последней скобки или надписи, номера ложи, выдержанный стиль. Смело можно сказать, что такого зрительного зала нет ни в одном европейском театре. Есть более богатые, нарядные, роскошные, но ни одного так художественно выдержанного. («В Художественном театре» газета «Новости дня», 1902)

🎭 Шехтель придумал и знаменитый занавес театра: со сложным орнаментом и чайкой — данью памяти великому Антону Чехову, который сыграл в жизни театра большую роль не только как автор пьес, но и как постоянный собеседник его основателей, критик и советчик.

1. Зал МХТ после реконструкции, 1903

2. Фасад здания выражает идею театра только во входе, а в остальном остается просто изящным городоским зданием.

3. Горельеф Голубкиной — выражение силы человеческого духа, преодолевающего все ограничения.

4. Портал сцены с занавесом — максимальная концентрация декоративности.

5. Люстра, которая не нависает над залом гроздью хрусталя, а зигзагом окружает центр потолка.

6. Главные мотивы интерьера — сочетания плоских чистых стен и тонких деревянных профилей или линий росписи.

7. Фойе театра со сдержанной декорацией, в которой главную роль играет контраст белой стены и темного дерева.

Давайте посмотрим, как Шехтелю удалось воплотить в модерне то, каким Станиславский видел театр, — и не забыть про удобство и функциональность.

🏠 Шехтель — многогранный и плодовитый архитектор. К моменту создания театра он уже построил несколько зданий: особняк Морозовой, собственный дом в Ермолаевском переулке, павильоны для Нижегородской ярмарки, особняк Рябушинского, особняк Дерожинской. С театрами он тоже работал с 1880-х годов: построил легкий павильон в саду Эрмитаж, делал временные павильоны для праздников и процессий, здания театра Антей, создал множество декораций для спектаклей.

Для Московского художественного театра ему нужно было не только найти правильный архитектурный образ, но и создать эффективное в коммерческом смысле здание. Выбранный для этого особняк уже перестраивался много раз. Теперь надо было открыть в истории здания новую страницу. Шехтелю удалось не только увеличь количество мест с 1100 до 1300, но и создать совершенно новое ощущение у публики. Также он расширил актерские гримерные.

🧩 Вместо роскоши — привычной для театральной публики, но не подходившей гражданской программы Станиславского — Шехтель создает тонкий, изысканный стиль, выраженный плавными линиями, изгибами, которые повторяются в декорации стен, в дизайне люстры, в узоре занавеса. Вестибюль, фойе, галереи и буфеты оформлены скромно, это тихая увертюра к тому, что ждет посетителей в зале. Они пришли не красоваться друг перед другом, а присутствовать при священнодействии театрального события.

🌊 Важным акцентом стала скульптура Анны Голубкиной «Пловец» (или «Волна»), напоминающая уже не только о «Чайке» Чехова, но и «Буревестнике» Горького (написан в 1901 году), который тоже был одним из постоянных авторов театра.

🏗 Шехтель работал очень быстро и вдохновенно, сам давал указания на стройке — и не стал брать денег за проект.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;