Русский модерн в шести зданиях
Выборг: Дом Лаллукки
В северном модерне выразилась борьба за национальную идентичность. Посмотрим, чем вдохновлялись выборгские архитекторы и рассмотрим стиль на примере Дома Лаллука.
1, 2. Историко-этнографический музей (Старая ратуша), арх. Йохан Бломквист, Выборг, 1898
3, 4. Крытый рынок, арх. Карл Хорд Сегерштадт, Выборг, 1906
5. Развалины рынка в 1941 году
6, 7, 8. Дом Говинга, арх. Карл Хорд Сегерштадт, Выборг, 1904–1905
9, 10. Гранитный дворец, арх. Уно Ульберг и Аксель Гюльден, Выборг, 1909
За короткий период в Выборге появился целый ряд ярких зданий в стиле национального модерна, через которые удалось выразить сложную и драматичную историю города.
⚔️ Выборг и близлежащие земли постоянно переходил из рук в руки. Построенный Новгородской республикой, за свою историю он успел побывать финским, шведским, русским. Когда Финляндия в 1809 году вошла в состав Российской империи как княжество, новая власть стремилась развить и подчеркнуть финскую идентичность, чтобы разорвать связь со шведами. А к концу 19 века под запретом оказались уже финский язык и культура.
🦉 Борьба за национальную идентичность выразилась в северном модерне. Архитекторы вдохновлялись местной природой, деревянными финскими кирхами. Получилась уникальная архитектура — родственная, но не идентичная шведской. Сами финны называют ее не модерном, а «национальным романтизмом» — под этим термином в скандинавских странах объединяют не только модерн, но также неоклассику и ранний функционализм.
Вот только несколько примеров выборгского модерна 👇
🏰 Историко-этнографический музей. Предтеча национального романтизма — реконструкция музея, проведенная выборгским архитектором Йоханом Бломквистом. Для расширения музея над зданием, построенном еще в 17 веке, надстроили еще два этажа. Фасад оформили в стилистике историзма, основанного на средневековых домах городов Ганзейского союза. Во время финско-советской войны двускатная крыша музея была разрушена.
⚖️ Крытый рынок. Построен архитектором Карлом Хордом Сегерштадтом в 1905 году. Главное украшение — часовая башенка. К сожалению, несколько островерхих фронтонов были утрачены во время Второй мировой войны.
📚 Дом Говинга. Доходный дом по проекту Карла Хорда Сегерштадта. На первом этаже располагался книжный магазин, принадлежавший владельцу дома — книготорговцу и писателю Виктору Говингу. Фасад был украшен эркерами, щипцами, растительным орнаментом и мелкими оконными переплетами. Внутри были мозаичные полы, лепные потолки, настенные фрески, лестницы с ограждениями художественного литья. В последние десятилетия из-за ненадлежащего ухода здание превратилось в руины.
✨ Здание главной конторы фирмы «Хакман и К°» (Гранитный дворец). Построено по проекту архитекторов Уно Ульберга и Акселя Гюльдена. Фасад, облицованный гранитной плиткой, также украшен резьбой с растительным орнаментом, изображениями животных и птиц. На первом этаже были полукруглые окна с медальонами, на втором — треугольные фронтоны. Большой зал на первом этаже ярко освещался через окна с двух сторон.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Аллан Шульман (1863–1937)
2. Дом «Арина», арх. Аллан Шульман, Выборг, 1902
3. Дом «Отсо», арх. Аллан Шульман, Выборг, 1903
4. Дома «Отсо» и «Арина», вид с Красной площади
5–7. Дом купца Маркелова, арх. Аллан Шульман, Выборг, 1903–1904
8. Финское новое совместное училище, арх. Аллан Шульман, 1912–1913
Теперь поговорим о ярком представителе северного модерна — Аллане Шульмане, которые спроектировал в Выборге более десятка знаковых зданий в национально-романтическом стиле.
🌐 Аллан Шульман до приезда в Выборг успел поработать в разных странах. Окончив в 1889 году Хельсинкское политехническое училище, он десять лет проектировал здания в Германии, Нидерландов, Дании и Швеции — даже в Аргентине. В 1899 году Шульман вернулся на родину, с 1906 года работал выборгским губернским архитектором. Кроме активной работы над строительством новых зданий он занимался общественной деятельностью, руководил хором как дирижер.
Вот несколько примеров его архитектуры 👇
🏢 Дома «Отсо» и «Арина». Здания, построенные для фирм «Отсо» и «Арина», образовывали въезд на Красную площадь. Сегодня это жилые дома.
🐻 Дом купца Маркелова. Пятиэтажный доходный дом в центре Выборга, причем каждый этаж был отдельной квартирой. Фасад украшен в духе северного модерна с изображениями дубовых веток с желудями, птиц и белок — а также четырьмя скульптурами медведей. Первый этаж для коммерческих помещений отделан гранитом, в него ведет вход в стиле романских порталов.
🏛 Финское новое совместное училище. Трехэтажной кирпичное здание с пилястрами и ордерными элементами на фасаде — в поздних постройках Шульман обратился к неоклассицизму. Однако модерн чувствуется в деталях гранитного крыльца и овальном окне над входом.
1. Дом Лаллукки, арх. Аллан Шульман, Выборг, 1906
2–4. Дом Лаллукки, фото 1908 года
5, 6. Дом Лаллукки сегодня.
7. Схема скульптур на входе в Дом Лаллукки
8. Скульптура в запасниках Выборгского замка
9. Статуя «Крестьянка» в Монрепо
Дом Лаллукки» — это бывшее здание фирмы «Хякли, Лаллукка и К°». На его примере хорошо видны основные черты выборгского и шире — северного модерна.
🏠 Дом построен для торговой компании Юхо Лаллукка. Четырехэтажное здание в центре города совмещало торговые и жилые помещения. Сам Юхо Лаллука с семьей жил на втором этаже.
🧱 Северный и западный фасады дома облицованы гранитными плитами спокойных цветов — темно- и светло-красного, серого. На главном фасаде расположены балконы, эркеры и окна разных размеров, а на углу дома — остроконечные стрельчатые арки. Главный вход в здание украшали шесть женских скульптур, созданных Эмилем Халоненом.
👍 Архитектурные достоинства Дома Лаллука оценили в петербургской печати. Приемы Аллана Шульмана оказали влияние на развитие северного модерна в русской архитектуре.
💥 Здание сильно пострадало во время войны., В 1950-е его восстановили, но многие детали декора оказались утраченными. Из шести скульптур три стали музейными экспонатами: две находятся в фондах Выборгского замка, а третья — статуя «Крестьянка» долго находилась в музее-заповеднике парк Монрепо, но в 2018 году ее вернули в дом Лаллукки.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день