Неочевидная русская классика
Всеволод Гаршин: короткие рассказы
Гаршин ввел в литературу форму новеллы и пытался в своих рассказах бороться с несправедливостью. Познакомимся с писателем и его узнаваемым стилем.
Поговорим о Всеволоде Гаршине, мотивах его творчества и отличительных чертах его героев.
👤 Всеволод Гаршин (1855–1888) — выдающийся русский писатель, современник Толстого и Чехова, писатель трагической судьбы. В 33 года он покончил с собой, бросившись в лестничный пролет. Весь его творческий путь укладывается в 11 лет.
🙇 Гаршин родился в дворянской семье. С детства он был нервным и впечатлительным ребенком — и во взрослом возрасте будет страдать нервными припадками.
❌ На особенности нервного склада Гаршина накладывалось острое неприятие любой социальной несправедливости. Ощущение от творящейся вокруг несправедливости было столь сильным, что в своем творчестве Гаршин постепенно эволюционирует от реалистической манеры к экспрессионизму с его кричащими противоречиями. В этом он предвосхищает экспрессионистов Леонида Андреева и Исаака Бабеля.
➡️ Еще при жизни писателя появилась характеристика «человек гаршинского типа» — остро чувствующий, способный проникаться чужой болью. От сознания общественной несправедливости и ответственности за нее герои Гаршина спасаются, уходя на войну. Они делают это, чтобы если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжелую участь.
⚔️ Так сделал и сам Гаршин: в 1877 году он бросил Петербургский горный университет, чтобы отправиться на войну с Турцией.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте поговорим подробнее о героях Гаршина, о своеобразии его стиля и сюжетов.
❇️ Вот несколько примеров, где герои произведений Гаршина мучаются вопросами несправедливости и ответственности за нее.
👤 Герой рассказа «Трус» (1875) мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
👤 Герой рассказа «Красный цветок» (1883), психически больной человек, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду.
✍️ Иную сторону творчества Гаршина представляют его тексты для детей. Они тоже наполнены печальной иронией и рефлексией. Лучший из его сказочных текстов — аллегория «Attalea princeps» (1879) о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом. Гаршин пишет о красоте борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной.
❓ В чем своеобразие стиля Гаршина?
🖋 Гаршин — мастер короткого, емкого рассказа. Сюжеты его рассказов несложны, они построены всегда на одной тематической основе. Действия и сложных коллизий почти нет, количество действующих лиц очень ограничено. Повествование развернуто по строго логическому плану, композицию отличают законченность и почти геометрическая определенность.
📝 Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей. Драматизм действия заменен у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов» и внутренних переживаний.
📌 Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов, короткие, отточенные фразы без придаточных предложений в описаниях. Например, «Жарко. Солнце жжет. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» (рассказ «Четыре дня», 1877).
Чтобы лучше представить себе литературную карту России 19 века, понимать, что и в какое время происходило, предлагаем взглянуть на уникальный проект.
🗺 Это 230 карточек, посвященных важным событиям мира русской литературы 19 века — от публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого.
🎩 Всеволоду Гаршину посвящены 2 карточки. Обе они перекликаются с темой справедливости и совести, которые были очень важны для писателя.
Картины Ильи Репина:
1. Бурлаки на Волге
2. Воскрешение дочери Иаира
3. Отказ от исповеди
4. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
5. Мужичок из робких
👀 Мы видели портрет Гаршина, написанный Ильей Репиным. Художник приступил к работе над портретом летом 1884 года.
🗣 «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда еще до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел».
🎨 Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было — не от мира сего — нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: все переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела», — писал Репин.
🔎 Однако среди работ Репина есть еще одна, где образ списан с Гаршина. Репин писал: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины...». Угадайте картину, на которой один из образов был взят с писателя.
О субъективном взгляде, автобиографичности, исторической основе и донкихотстве в рассказе Всеволода Гаршина «Красный цветок»
❓ На какой известной картине Репина мы можем увидеть Всеволода Гаршина?
🖌 Это знаменитая картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», законченная в 1885 году. Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Об этом подробно пишет Ариэль Городецкий в своей статье «3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина», давайте прочитаем ее прямо сейчас.
👉 Когда картина была закончена, все увидевшие ее сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном — у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки.
🎯 Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие).
🗣 Репин тяжело переживал утрату друга. Сам он так объяснял выбор прототипа: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».
🧠 Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно.
🔎 Кроме того в этой трагической истории есть еще и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.
👉 Полный текст статьи можно прочитать на сайте.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день