Неочевидная русская классика
Гайто Газданов: модернистские романы и рассказы
Гайто Газданов — такой же яркий прозаик русской эмиграции, как и Набоков. Узнаем больше о писателе и посмотрим на своеобразие его произведений.
В этой части урока мы говорим о творчестве Гайто Газданова. Давайте узнаем подробнее о том, где родился писатель и как складывалась его жизнь в СССР, а затем в эмиграции.
👤 Гайто Газданов и Владимир Набоков — два особенно ярких прозаика русской эмиграции, начинавших свой творческий путь уже за границей. Причем критики и читатели русской эмиграции спорили, кого из них считать первым.
🌟 Если Владимир Набоков покорил мир, выйдя за пределы русского языка и опубликовав роман со скандальным сюжетом и искусно спрятанной моралью, то Гайто Газданов не делал ни первого, ни второго. Он продолжал публиковать на русском изысканные модернистские романы и рассказы и превратился в автора для немногих ценителей во все более редевших кругах русской эмиграции в Париже.
📚 В конце 1980-х годов романы Газданова решили, наконец, напечатать в журнале «Новый мир» — у него тогда были грандиозные тиражи. Но триумфальное возвращение Газданова отложили ради Солженицына, другого известного эмигранта, который дал согласие на публикацию в СССР книги «Архипелаг ГУЛАГ».
❓ Кто же он такой, великий писатель, который вечно оставался в тени?
👨👩👦 У Газданова по отцу осетинское происхождение, хотя в культурном смысле к Осетии он практически не имеет отношения. Гайто родился и рос в Петербурге, потом в Сибири, Тверской губернии, в Полтаве и Харькове, куда перебиралась его семья.
🛡 В послереволюционные годы присоединился к белому движению и служил в войсках Врангеля. Как он позже говорил, это было не столько по убеждениям, сколько по стечению обстоятельств — с таким же успехом он мог бы примкнуть к красным. Так было предопределено будущее Газданова — эмиграция. Что ж, иной исход был бы куда более трагическим, если принимать во внимание особенности таланта и писательской манеры Газданова как писателя.
🇫🇷 С 1923 года и до смерти Газданов жил в Париже, причем первое время как обычный клошар. Потом положение немного выправилось, и Газданов смог даже кончить историко-филологический курс в Сорбонне.
🚕 Даже будучи известным писателем, он был вынужден подрабатывать. Набоков в Берлине подрабатывал уроками тенниса и бокса. А Газданов в Париже многие годы работал ночным таксистом.
🎩 Можете пофантазировать, кого Газданов мог возить по ночному Парижу. Может, каких-нибудь Пикассо, Хемингуя и Беккета. Но скорее всего, лишь подвыпивших посетителей ресторанов. Работу таксиста Газданов смог оставить в 1947 году после успеха пятого романа — «Призрак Александра Вольфа» (1947), который был переведен на основные европейские языки.
📝 В жизни Газданова была попытка вернуться на родину: он написал прошение к Максиму Горькому о возвращении в Советский Союз в 1930-е годы (этого, к счастью, не случилось). Также Газданов участвовал в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, укрывал евреев в своей парижской квартире, был посвящен в масоны. Все года писатель не оставлял литературу и даже работал на радио «Свобода» с рассказами о русской литературе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Газданов работал в двух жанрах — роман и рассказ. Он написал девять романов (десятый остался неоконченным) и несколько десятков рассказов. Давайте узнаем подробнее о его манере письма.
📖 В произведениях Газданова тонкий модернистский лиризм сочетается с натуралистической жесткостью реальности без прикрас.
🗣 Проза Газданова рефлексивна. Часто повествование ведется от первого лица. Все описываемое — люди, места, события — подается через призму восприятия рассказчика. Часто возникает желание поставить знак равенства между рассказчиком и самим Газдановым.
📚 В некоторых случаях это связано с отражением в романах личных впечатлений Газданова. Так происходит в романах «Вечер у Клэр» (1929) о гражданской войне и «Ночные дороги» (1941) с главным героем — ночным таксистом.
👁 В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик. Эта черта роднит Газданова с Львом Толстым и Марселем Прустом — писателями, о которых он неизменно отзывался с восторгом.
Эмигрантская критика отмечала необыкновенное чувство слова и ритма Газданова, признавала магию рассказчика. Тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чем». Давайте узнаем, почему и подробнее рассмотрим, как устроены произведения писателя.
📝 Причиной недовольства критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы.
Фабула (от лат. fabula — рассказ, повествование) — цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета фабулу можно кратко пересказать. «Фабула — это то, что было на самом деле, сюжет — то, как узнал об этом читатель», — Б.М. Томашевский.
🔀 У Газданова обычно нет фабульной стройности, но есть единство настроения. Центральная тема объединяет, удерживает в своем поле внешне не связанные элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциаций.
🌹 Так, в рассказе «Железный лорд» огромное количество роз на Парижском рынке и их запах дают толчок памяти рассказчика. Он видел такое же количество роз один раз, в «большом городе южной России», и это воспоминание воскрешает давно прошедшие события, составляющие основу рассказа.
🌪 В поздних произведениях Газданов тяготеет к экзистенциализму. Его персонажей можно охарактеризовать как странников, совершающих реальные и метафорические путешествия к смерти, путешествия, грозящие духовными переворотами. Персонажи оказываются в экстремальном положении и совершают преступления.
О странности главного героя, печали и чеховской хрупкости в рассказе Гайто Газданова «Княжна Мэри»
С чего начать знакомство с Гайто Газдановым? Мы рекомендуем один из самых динамичных его романов — «Призрак Александра Вольфа» (1947), который в свое время имел довольно широкий успех.
Предлагаем прочитать об этом романе статью литературного критика, поэта Льва Оборина на сайте образовательного проекта «Полка».
Время чтения около 10 минут.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день