angle-down facebook instagram vkontakte warning

Неочевидная русская классика

Гайто Газданов: модернистские романы и рассказы

Гайто Газданов — такой же яркий прозаик русской эмиграции, как и Набоков. Узнаем больше о писателе и посмотрим на своеобразие его произведений.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Гайто Газданов (1903–1971)

В этой части урока мы говорим о творчестве Гайто Газданова. Давайте узнаем подробнее о том, где родился писатель и как складывалась его жизнь в СССР, а затем в эмиграции.

👤 Гайто Газданов и Владимир Набоков — два особенно ярких прозаика русской эмиграции, начинавших свой творческий путь уже за границей. Причем критики и читатели русской эмиграции спорили, кого из них считать первым.

🌟 Если Владимир Набоков покорил мир, выйдя за пределы русского языка и опубликовав роман со скандальным сюжетом и искусно спрятанной моралью, то Гайто Газданов не делал ни первого, ни второго. Он продолжал публиковать на русском изысканные модернистские романы и рассказы и превратился в автора для немногих ценителей во все более редевших кругах русской эмиграции в Париже.

📚 В конце 1980-х годов романы Газданова решили, наконец, напечатать в журнале «Новый мир» — у него тогда были грандиозные тиражи. Но триумфальное возвращение Газданова отложили ради Солженицына, другого известного эмигранта, который дал согласие на публикацию в СССР книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Кто же он такой, великий писатель, который вечно оставался в тени?

👨‍👩‍👦 У Газданова по отцу осетинское происхождение, хотя в культурном смысле к Осетии он практически не имеет отношения. Гайто родился и рос в Петербурге, потом в Сибири, Тверской губернии, в Полтаве и Харькове, куда перебиралась его семья.

🛡 В послереволюционные годы присоединился к белому движению и служил в войсках Врангеля. Как он позже говорил, это было не столько по убеждениям, сколько по стечению обстоятельств — с таким же успехом он мог бы примкнуть к красным. Так было предопределено будущее Газданова — эмиграция. Что ж, иной исход был бы куда более трагическим, если принимать во внимание особенности таланта и писательской манеры Газданова как писателя.

🇫🇷 С 1923 года и до смерти Газданов жил в Париже, причем первое время как обычный клошар. Потом положение немного выправилось, и Газданов смог даже кончить историко-филологический курс в Сорбонне.

🚕 Даже будучи известным писателем, он был вынужден подрабатывать. Набоков в Берлине подрабатывал уроками тенниса и бокса. А Газданов в Париже многие годы работал ночным таксистом.

🎩 Можете пофантазировать, кого Газданов мог возить по ночному Парижу. Может, каких-нибудь Пикассо, Хемингуя и Беккета. Но скорее всего, лишь подвыпивших посетителей ресторанов. Работу таксиста Газданов смог оставить в 1947 году после успеха пятого романа — «Призрак Александра Вольфа» (1947), который был переведен на основные европейские языки.

📝 В жизни Газданова была попытка вернуться на родину: он написал прошение к Максиму Горькому о возвращении в Советский Союз в 1930-е годы (этого, к счастью, не случилось). Также Газданов участвовал в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, укрывал евреев в своей парижской квартире, был посвящен в масоны. Все года писатель не оставлял литературу и даже работал на радио «Свобода» с рассказами о русской литературе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Газданов работал в двух жанрах — роман и рассказ. Он написал девять романов (десятый остался неоконченным) и несколько десятков рассказов. Давайте узнаем подробнее о его манере письма.

📖 В произведениях Газданова тонкий модернистский лиризм сочетается с натуралистической жесткостью реальности без прикрас.

🗣 Проза Газданова рефлексивна. Часто повествование ведется от первого лица. Все описываемое — люди, места, события — подается через призму восприятия рассказчика. Часто возникает желание поставить знак равенства между рассказчиком и самим Газдановым.

📚 В некоторых случаях это связано с отражением в романах личных впечатлений Газданова. Так происходит в романах «Вечер у Клэр» (1929) о гражданской войне и «Ночные дороги» (1941) с главным героем — ночным таксистом.

👁 В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик. Эта черта роднит Газданова с Львом Толстым и Марселем Прустом — писателями, о которых он неизменно отзывался с восторгом.

Эмигрантская критика отмечала необыкновенное чувство слова и ритма Газданова, признавала магию рассказчика. Тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чем». Давайте узнаем, почему и подробнее рассмотрим, как устроены произведения писателя.

📝 Причиной недовольства критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы.

Фабула (от лат. fabula — рассказ, повествование) — цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета фабулу можно кратко пересказать. «Фабула — это то, что было на самом деле, сюжет — то, как узнал об этом читатель», — Б.М. Томашевский.

🔀 У Газданова обычно нет фабульной стройности, но есть единство настроения. Центральная тема объединяет, удерживает в своем поле внешне не связанные элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциаций.

🌹 Так, в рассказе «Железный лорд» огромное количество роз на Парижском рынке и их запах дают толчок памяти рассказчика. Он видел такое же количество роз один раз, в «большом городе южной России», и это воспоминание воскрешает давно прошедшие события, составляющие основу рассказа.

🌪 В поздних произведениях Газданов тяготеет к экзистенциализму. Его персонажей можно охарактеризовать как странников, совершающих реальные и метафорические путешествия к смерти, путешествия, грозящие духовными переворотами. Персонажи оказываются в экстремальном положении и совершают преступления.

С чего начать знакомство с Гайто Газдановым? Мы рекомендуем один из самых динамичных его романов — «Призрак Александра Вольфа» (1947), который в свое время имел довольно широкий успех.

Предлагаем прочитать об этом романе статью литературного критика, поэта Льва Оборина на сайте образовательного проекта «Полка».

Время чтения около 10 минут.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;