angle-down facebook instagram vkontakte warning

Неочевидная русская классика

Анатолий Мариенгоф: поэзия и имажинизм

Мариенгоф — яркий представитель имажинизма. Бродский назвал его «Циники» одним из лучших русских романов. Познакомимся с писателем, которому посвящали стихи Есенин и Окуджава.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Анатолий Мариенгоф (1897–1962)

В этой части урока говорим об Анатолии Мариенгофе, его влиянии на Есенина, метафорических цепях в поэзии и «киноглазе» в романах.

👤 Анатолий Мариенгоф (1897–1962), друг и соратник Есенина по имажинизму, в последнее время обрел вторую популярность. Несколько лет назад был издан четырехтомник его прозы, поэзии и драматургии. Вышли две замечательные книги о нем: внушительная монография Олега Демидова «Первый денди Страны Советов» (2019) и развернутое и пристрастное эссе писателя Захара Прилепина, страстного поклонника Мариенгофа, — «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофы» (2015).

🎩 Мариенгоф — в самом деле денди. В 1920-е годы они вместе с Есениным, освободившемся тогда от влияния крестьянских поэтов, шокировали общественность экстравагантным поведением. Руководили поэтическими концертами, своим кафе на Тверской улице Москвы и двумя книжными магазинами, открыто публиковали письма друг другу.

🏠 Они еще и жили вместе (после разрыва Есенина с актрисой Зинаидой Райх), какое-то время воздерживаясь от любовных похождений, полностью поглощенные друг другом — исключительно в творческом смысле.

✍️ Есенин посвящает Мариенгофу поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев», стихотворения «Я последний поэт деревни» и «Прощание с Мариенгофом».

👥 Есенин и Мариенгоф — два признанных лидера имажинизма. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух обрзов — прямого и переносного.

💥 Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Помимо Мариенгофа и Есенина, в кружок имажинистов входили несколько фигур поменьше — Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и другие.

🔁 Общение двух поэтов было взаимнообогащающим, причем исследователи чаще находят у Есенина влияние Мариенгофа, чем наоборот. Видимо, Есенину Мариенгоф нужен был для того, чтобы преодолеть узкие рамки деревенской поэзии в духе Клюева, Орешина и Клычкова. Это была важная ступень в творческой биографии Есенина.

📝 Одно из стихотворений Мариенгофа — весьма характерный образец его стиля 1920-х годов:

Эй! Берегитесь — во все концы
В пожарища алые головни...
Кони! Кони! Колокольчики, бубенцы,
По ухабам, ухабам, ухабам дровни.

Кто там кучер? Не надо кучера!
Какая узда и какие возжи!..
Только вольность волью сердце навьючила,
Только рытвинами и бездорожьем.

Удаль? — Удаль. — Да еще забубенная,
Да еще соколиная, а не воронья!
Бубенцы, колокольчики, бубенчите ж, червонные!
Эй вы, дьяволы!.. Кони! Кони!

📌 Обратите внимание на яркие образы-метафоры, на общую взвинченность стиля, динамику, которая проявляется как в образной, так и в ритмической организации стиха.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1920-е годы Мариенгоф создает три небольших модернистских романа: документальный «Роман без вранья» (1927) о имажинистском периоде своей и есенинской биографии, «Циники» (1928) и «Бритый человек» (1930). Давайте узнаем, о чем они.

📕 «Циники» изданы в 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис». Публикация «Циников» принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле.

📩 Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо». Впрочем, скандал продолжился в следующем году, когда в том же издательстве вышел следующий роман Мариенгофа — «Бритый человек» (1930).

⭐️ Из трех романов Мариенгофа «Циники» — самый важный. Это история любви, измен и потери нравственных ориентиров на фоне хроники первых лет после революции. Мариенгоф соединил парадоксальность, пронзительную лирику и документ.

📖 Чтобы понять и почувствовать монтажный стиль и тонкое кружево коротких зарисовок в этом романе, давайте прочитаем первые 6-7 фрагментов из него. Они короткие, чтение займет 3–4 минуты.

👁 В глаза бросается чрезвычайная образная и эмоциональная насыщенность текста, чеховская краткость, принцип соединения несоединимого, склонность автора к парадоксу, иронии и легкому цинизму в духе Уайльда. Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе.

1. Мариенгоф и Есенин
2. Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков
3. С сыном Кириллом
4. Агния Барто, Анатолий Марингоф и Анна Никтритина
5. Есенин, Мариенгоф и Велимир Хлебников
6. Мариенгоф с котом

Мариенгоф был подвергнут острой критике на рубеже 1920–1930-х годов. Этот идеологический прессинг не имел страшных последствий для него и его семьи: в жуткие 1930-е годы Мариенгофу удалось уцелеть и даже по-своему приспособиться к новой реальности.

📗 Мариенгоф продолжает много писать, например, в 1936 году появился исторический роман «Екатерина» (он сильно уступает смелым романам 1920-х годов).

📝 Поэзию Мариенгоф не забросил, но, крайне упростив свой стиль, постепенно растерял всю свою оригинальность. Лишь некоторые из поздних его стихов напоминают нам некогда выдающегося поэта, преимущественно исповедальные. Например, вот это 1940-го года:

Тогда мне было двадцать пять
И грустный возраст ощущался далью.
Вот Киев,
И опять
Машина подвезла к «Континенталю»:
И тот же номер,
Маленький балкон
Повис над садом ресторана.
И я завидую судьбе знакомого каштана,
Почти совсем не изменился он.
Нет, нет!
Он стал выше,
Я — потише,
Богаче он болтливою листвой,
Беднее я стихами и душой.

🎭 Еще в 1920-е годы Мариенгоф пробовал себя в драматургии — и до конца 1950-х годов он написал более десятка пьес. Лучшие из них — две довольно хулиганские пьесы на тему русской истории: «Заговор дураков» (1922) и «Шут Балакирев» (1940) — не путайте последнюю с одноименной пьесой Григория Горина. Остальные пьесы им уступают, особенно конъюктурные о шпионах и разведчиках, которые Мариенгоф стряпал в 1940–1950-е годы.

📚 Лучшее из поздних сочинений Мариенгофа — его воспоминания «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», написанные в 1953–1956 годах. В этой книге он рассказал о детстве и юности, о своей дружбе с Есениным и другими имажинистами. Многое в ней не совпадает с описаниями тех же событий в «Романе без вранья» — эти книжки интересно сопоставлять.

📘 После смерти Мариенгофа была опубликована сокращенная и приглаженная цензурой версия этой книги (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году.

📇 Тогда же, в годы Перестройки, в России, наконец, были переизданы модернистские романы Мариенгофа, знакомые советскому читателю только по редким берлинским изданиям и самиздату.

Перед следующей темой прочитаем рассказ Юрия Олеши «Любовь» (1929).

Время прочтения около 10 минут.

Что в нем поразило вас больше всего?

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;