Неочевидная русская классика
Юрий Олеша: «одесский литературный кружок»
Литературный критик Дмитрий Быков назвал Олешу писателем 22 века за лаконичную форму его текстов, опередившую время. Познакомимся с писателем и его любовью к метафорам.
Поговорим о Юрии Олеше. Узнаем, где родился писатель и как сформировался его уникальный стиль.
👤 Юрий Карлович Олеша (1899–1960) влетел в советскую литературу стремительно. В конце 1920-х годов он один за другим выдал за несколько лет около полутора десятков шедевров, после чего ушел на периферию. В этом его судьба отчасти схожа с судьбой Мариенгофа.
✍️ У Олеши легко узнаваемый стиль, его лучшие тексты определяются по паре фраз. Это метафорическое богатство, широкое использование визуальных ассоциаций и любовь к парадоксам. На эмоциональном же уровне проза Олеши — это влюбленность в мир и пронзительное ощущение своей чужеродности.
📚 Собрания сочинений Олеши, как и полноценной биографической книги о нем, до сих пор нет, хотя гениальность и значение его лучших произведений — факт общепризнанный. Многие из текстов Олеши никогда не издавались, в том числе пьесы-инсценировки. Это «Цветы запоздалые» по Чехову, «Гранатовый браслет» по Куприну, «Идиот» по Достоевскому, а также письма, черновики романа «Нищий», над которым он работал несколько лет. Часть текстов изданы лишь однажды небольшим тиражом или в периодических изданиях и известны преимущественно филологам. Например, пьесы «Игра в плаху» и «Смерть Занда».
🏠 Родился Юрий Олеша в Елисаветграде (ныне — Кропивницкий) в польской семье. В детстве говорил на польском языке. Уже в зрелые годы жизни Олеша называл себя в шутку «Пан Круль Ежи Перший Велький», что значит «Господин Король Юрий Первый Великий».
💼 В 1902 году семья переехала в Одессу, где Олеша учился и впервые попробовал себя в поэзии и драматургии.
💡 Олешу относят к славной одесской школе писателей — вместе с Ильфом и Петровым, Валентином Катаевым, Бабелем, Багрицким. Одесский литературный кружок назывался сначала «Зеленой лампой», потом — «Коллективом поэтов».
🎷 Представители одесской школы не имели единой программы, зато могли похвастаться юным задором, ироничностью и постоянной взаимопомощью. Все названные авторы потом перебрались в Москву и в 1920-е годы много работали над фельетонами в периодических изданиях.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О рассказе Юрия Олеши «Любовь», который автор однажды назвал своей лучшей вещью
Давайте обсудим повести и рассказы Олеши и узнаем его как драматурга.
📕 Два сочинения Юрия Олеши повествуют о восстании против тирании: пьеса «Игра в плаху» (1921) и повесть «Три толстяка» (1927). Оба текста проникнуты духом свободного анархизма и карнавальной стихией, содержат вдохновенные поэтические тирады героев и авторскую иронию. «Три толстяка» обычно числят по разряду детской литературы, хотя язык ее весьма сложен. Повесть, скорее, подходит для чтения вслух с обсуждением самых любопытных метафор.
📗 В том же 1927 году выпущен небольшой роман, прославивший Олешу на весь мир — «Зависть». В нем два героя, не находящих себе место в новом социалистическом мире, организовывают против него «заговор чувств». А рядом с ними живут здоровые люди, которые работают на благо человечества и рационально относятся к жизни.
🌓 Олеша сталкивает эти два мира, а читатель, между тем, не может не почувствовать симпатию писателя к миру отверженных циников. Позже Олеша признавался, что образ главного героя — шута и завистника Кавалерова — это утрированный автопортрет. Это парадоксальное, печальное, красивое, сюрреалистичное произведение — один из главный русских романов 20 века.
✍️ Параллельно в конце 1920-х годов Олеша пишет рассказы, часть из которых вошла в авторский сборник «Вишневая косточка» (1931). Их отличает поэтическое восприятие мира, парадоксальность, метафоричность, темы отверженности, человеческой слабости и непостоянства счастья.
5️⃣ Пять лучших рассказов Юрия Олеши:
🔸 «Лиомпа» (1927)
🔹 «Любовь» (1928)
🔸 «Вишневая косточка» (1929)
🔹 «Пророк» (1929)
🔸 «Альдебаран» (1931)
🎭 В те же годы у Олеши случился недолгий роман с театром. Его заход в область драматургии был важным, но не стопроцентно удачным. Олеша написал инсценировки «Зависти» (под названием «Заговор чувств») и «Трех толстяков», с успехом поставленных в московских театрах Вахтангова и МХАТе.
📜 Пьеса «Список благодеяний» — оригинальная и писалась для Мейерхольда и его супруги Зинаиды Райх. Главная героиня пьесы, советская актриса, размышляет о благодеяниях и преступлениях революции — и первых получается больше. Наиболее интересен первый вариант этой пьесы 1929–1930.
🗑 Однако Олеша под давлением цензуры был вынужден ее кардинально переработать — и, в сущности, испортил свой текст, лишил его глубины и многомерности. В 1931 году исправленную редакцию поставил Мейерхольд.
📃 В те же 1929–1930 годы Олеша пишет пьесу, которую считает главной в своем творчестве, — «Смерть Занда». Это гротескная и жуткая притча о коммунисте, не способном победить свои чувства, и нищем цинике, не верящем в новых людей. Из шести сцен Олеша полностью написал четыре, а две последние оставил в эскизах. Полностью в авторском варианте пьеса была напечатана лишь однажды — в начале 1990-х годов в журнале «Театр».
Поговорим про позднего Олешу и попытаемся понять, почему ярко загоревшаяся звезда так быстро угасла.
📓 В 1930-е годы Олеша под давлением идеологических установок пытается перестроиться и мыслить в соответствии со временем. Две его попытки в этом направлении были особенно удачными — рассказ «Альдебаран» (1931) и киносценарий «Строгий юноша» (1934).
🗣 На Первом съезде Союза писателей (1934) Олеша произнес смелую и исповедальную речь, в которой отстаивал право художника на творческий поиск и обещал присмотреться к советской молодежи.
🎞 Между тем, обещания так и остались обещаниями. Фильм «Строгий юноша» (1935), снятый режиссером Абрамом Роомом по сценарию Олеши, был положен на полку, так как не вписывался в каноны сталинского искусства.
❌ С 1936 года были запрещены к изданию книги Олеши. В 1937 году начинается большой террор, погибли и умерли многие друзья Олеши, за ним устанавливается постоянная слежка. Пасынок Олеши в нервном припадке покончил с собой.
📇 Олеша время от времени публикует статьи с газетах, но рассказов, романов и пьес почти не пишет. В отличие от Булгакова, который мог написать в стол «Мастера и Маргариту», Олеша не мог писать, не рассчитывая на читателя.
📝 Творчество Олеши с середины 1930-х годов до смерти (1960) — куча набросков и дневниковых записей, которые не складывались в единое целое. Олеша много пьет, постоянно сидит в ресторанах на чужие деньги, много балагурит и все больше убеждается в своей отверженности. Он сам превращается в того циничного и грустного нищего бродягу, о котором писал в «Смерть Занда» и планировал написать в романе «Нищий», который так и не создал.
📖 Заметки и дневниковые записи Олеша 1930–1950-х годов изданы под названиями «Ни дня без строчки» и «Книга прощания», второй из этих вариантов — более полный и неподцензурный.
🔖 Один из лучших фрагментов из дневников Олеши, в сущности — новелла, которую можно назвать «Лавка метафор», написан примерно за пару лет до смерти, в конце 1950-х годов:
«На старости лет я открыл лавку метафор.
Знакомый художник сделал для меня вывеску. На квадратной доске, размером в поверхность небольшого стола, покрытой голубой масляной краской, карминовыми буквами он написал это название, и так как в голубой масляной краске и в карминовых буквах, если посмотреть сбоку, отражался, убегая, свет дня, то вывеска казалась очень красивой. Если посмотреть сильно сбоку, то создавалось такое впечатление, как будто кто-то в голубом платье ест вишни.
Я был убежден, что я разбогатею. В самом деле, в лавке у меня был запас великолепных метафор. Однажды чуть даже не произошел в лавке пожар от одной из них. Это была метафора о луже в осенний день под деревом. Лужа, было сказано, лежала под деревом, как цыганка. Я возвращался откуда-то и увидел, что из окна лавки валит дым. Я залил водой из ведра угол, где вился язык пламени, и потом оказалось, что именно из этой метафоры появился огонь.
Был также другой случай, когда я с трудом отбился от воробьев. Это было связано как раз с вишнями. У меня имелась метафора о том, что когда ешь вишни, то кажется, что идет дождь. Метафора оказалась настолько правильной, что эти мои вишни привлекли воробьев, намеревавшихся их клевать. Я однажды проснулся от того, что моя лавка трещит. Когда я открыл глаза, то оказалось, что это воробьи. Они прыгали, быстро поворачиваясь на подоконнике, на полу, на мне. Я стал размахивать руками, и они улетели плоской, но быстрой тучкой. Они порядочно исклевали моих вишен, но я на них не сердился, потому что вишня, исклеванная воробьем, еще больше похожа на вишню, — так сказать, идеальная вишня.
Итак, я предполагал, что разбогатею на моих метафорах.
Однако покупатели не покупали дорогих; главным образом покупались метафоры «бледный как смерть» или «томительно шло время», а такие образы, как «стройная как тополь» прямо-таки расхватывались. Но это был дешевый товар, и я даже не сводил концов с концами. Когда я заметил, что уже сам прибегаю к таким выражениям, как «сводить концы с концами», я решил закрыть лавку. В один прекрасный день я ее и закрыл, сняв вывеску, и с вывеской под мышкой пошел к художнику жаловаться на жизнь».
Давайте прочитаем 2 рассказа, чтобы наиболее подробно поговорить о творчестве оставшихся авторов — Гайто Газданова и Всеволода Петрова.
1️⃣ Рассказ Гайто Газданова «Княжна Мэри» (1953).
Время прочтения примерно 10 минут.
2️⃣ Повесть Всеволода Петрова «Турдейская Манон Леско» (1946).
Время прочтения примерно 40 минут.
Поговорим о них после прочтения.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день