Краткая история русской философии
Первые светские философы 18 века
В 18 веке философия впервые уходит от религии, появляются светские мыслители. В этой части узнаем, какими вопросами они задавались.
18 век — это период, когда в России начинает возникать светская философия, появляются мыслители нерелигиозного толка, которые рассуждают о высоких материях.
Можно выделить три основных направления мысли:
1️⃣ Вольтерьянство — Просвещение в России, получивший свое название благодаря основателю французского Просвещения — Вольтеру. У него есть некоторый негативный смысл: это грубое, научное осмысление действительности, немного вульгарное — когда мы все отвергаем.
2️⃣ Православный поиск — поиск Бога на всех уровнях.
3️⃣ Масонство — религиозно-философское течение, а также тайное общество. Его целью было преодоление религиозных предрассудков и достижение закрепления вечного и всеобщего права.
🔺 Эти три направления мысли противоположны друг другу: вольтерьянство противоречит православию и масонству, а православие противоположно и масонству, и вольтерьянству. Но вместе с тем между ними возникали и «союзы»: и масонство, и православие выступают против расколдовывания мира*, к которому стремилось Просвещение.
*Расколдовывание мира — разрушение мира мифа, в котором все объясняется с помощью богов и потусторонних сил, и объяснение мира с помощью науки.
Григорий Саввич Сковорода удивительная личность — его одновременно называют родоначальником русской религиозной философии и украинским Сократом.
🧳 Григорий Сковорода (1724–1794) родился в Киевской губернии Российской Империи. Вел жизнь странствующего философа-богослова и не был привязан к какому-либо университету.
💡 Он размышлял о морали, поиске истины, видимой и невидимой сущностях мира. Большинство своих философских сочинений Сковорода подобно Сократу написал в диалогической форме.
Согласно Сковороде, все сущее состоит из трех миров:
🗣 «Первый есть всеобщий мир обитательный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый — микрокосм, то есть мирик, мирок, или человек. Второй есть символический мир, иначе Библия».
⚰️ На могиле Григория Сковороды по его завещанию написано: «Мир ловил меня, но не поймал».
➡️ Философ считал, что все мирское, простые человеческие нужды и переживания пытаются захватить человека в свои сети, а он благодаря образу жизни странника и постоянному поиску смог избежать этого.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🗣 «Весь мир состоит из двоих натур: одна видимая, другая невидимая. Видимая называется тварь, а невидимая — Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит, везде и всегда был, есть и будет».
Подумайте, что хотел сказать Григорий Сковорода этими словами?
Про размышления Григория Сковороды о двух натурах мира
Поговорим о философских поисках Александра Николаевича Радищева (1749–1802), который известен прежде всего как писатель.
😭 Александр Радищев переживал настоящий экзистенциальный кризис — после публикации повести «Путешествие из Петербурга в Москву» он был приговорен к смертной казни, которая в последние секунды была заменена ссылкой.
💀 Радищев остро прочувствовал приближение смерти, свои размышления о ней он запечатлел в философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертности», который он написал в ссылке:
🗣 «Желающему вникать в размышления о смертности и бессмертии человека, я бы нелицемерный подал совет стараться быть часто при одре умирающих своей или насильственною смертию. А тому, кто сам находился в преддверии вечности, имея полный и ненарушенный рассудок, тому в совет бы я дал в суждениях своих о смертности и бессмертии человека быть гораздо осторожным. Первый научиться бы мог познавать, что есть смерть; другой, бывши ее близок, мог бы рассуждения свои сопровождать внутренним своим чувствованием; ибо верьте, в касающемся до жизни и смерти, чувствование наше может быть безобманчивее разума».
😩 Это произведение — крик души человека эпохи Просвещения, времени, когда люди хотели верить в силу науки, которая все объяснит, докажет, что Бога и бессмертия души не существует.
Трактат будто поделен на две части👇
1️⃣ Сначала Радищев объясняет, что человек — природное существо: он растет и умирает, как животные — эта идея полностью соответствовала духу Просвещения.
2️⃣ А после выражает все свои экзистенциальные переживания и утверждает, что бессмертие души все-таки существует.
О политическом контексте философских размышлений 18 века
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день