Краткая история русской философии
Философские дискуссии 19 века
19 век — эпоха дискуссий о пути развития России. В этой части узнаем о первых социалистах, западниках и славянофилах.
Русская философия 19 века была открыта для дискуссий, напряженных обсуждений и кружков. Одним из таких кружков стало «Общество любомудрия», основанное в Москве в 1823 году.
❤️🧠 «Любомудры» — полная калька греческого слова «философы».
👆 Целью любомудров было создание самобытной философии в России.
💡 Участники кружка критиковали французскую просветительскую философию и популяризировали немецкую идеалистическую философию. Их привлекал возврат к размышлениям о духе и непосредственно идеализм, согласно которому первична идея. Также они рассуждали о проблемах истории и эстетики.
💁🏻♂️ Идейным лидером кружка был Владимир Одоевский, известный благодаря своему утопическому роману «4338–й год: Петербургские письма», в котором он описывает мир будущего.
🚀 Прочитайте отрывок из романа «4338–й год: Петербургские письма» и подумайте, что из перечисленного уже стало реальностью? Кажется, Одоевский предсказал появление Level One 😉
🗣 «Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей; из этого обычая будут исключены разве только таблицы, карты и некоторые тезисы на листочках. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго — их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями. Новому труженику науки будет предстоять труд немалый: поутру облетать (тогда вместо извозчиков будут аэростаты) с десяток лекций, прочесть до двадцати газет и столько же книжек, написать на лету десяток страниц и по-настоящему поспеть в театр; но главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому; изощрить его так, чтобы самая сложная операция была ему с первой минуты легкою; будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одной из важных дискуссий 19 века стало противостояние славянофильства и западничества.
1️⃣ Славянофилы считают, что у России свой особенный путь.
❇️ Они уверены, что православная вера является охранителем, направляющей регулятивной идеей.
❇️ Для славянофилов очень важна идея соборности и общинности, в которой они находят нечто спасительное.
❇️ Они критикуют наукоцентризм и представление о том, что наука рано или поздно все познает.
✅ Среди представителей славянофилов можно назвать Алексея Хомякова, братьев Константина и Ивана Аксаковых, Юрия Самарина, Ивана Кириевского.
2️⃣ Западники считают, что Россия должна идти путем перемен, подобно западным странам.
❇️ Они заимствуют идею немецкого идеализма о прогрессе, о том, что каждое общество двигается от примитивного к высокому.
❇️ Западники беспокоятся о преодолении Россией исторической отсталости, которая со временем будет только увеличиваться.
❇️ Они симпатизируют идее Просвещения о расколдовывании мира с помощью науки и образования.
✅ Среди представителей западничества можно назвать Александра Герцена, Николая Огарева, Петра Чаадаева.
Александр Герцен, Николай Огарев и Петр Чаадаев были настоящими патриотами. Они мечтали о том, чтобы Россия стала свободной и великой.
📕 В произведении «Былое и думы» Александр Герцен рассказывает об отечественной и европейской жизни середины 19 века и своем интеллектуальном поиске лучшего пути для России:
🗣 «Тогда-то часть молодежи, и в ее числе Вадим, бросились на глубокое и серьезное изучение русской истории. Другая — в изучение немецкой философии. Мы с Огаревым не принадлежали ни к тем, ни к другим. Мы слишком сжились с иными идеями, чтоб скоро поступиться ими… мы искали чего-то другого, чего не могли найти ни в несторовской летописи, ни в трансцендентальном идеализме Шеллинга. Середь этого брожения, середь догадок, усилий понять сомнения, пугавшие нас, попались в наши руки сен-симонистские брошюры, их проповеди, их процесс. Они поразили нас».
🤩 Герцен и Огарев были в восторге от идей Анри Сен-Симона: общежитий людей, критики капитализма, смены аристократизма коммунами.
➡️ Так в Россию впервые приходят идеи социализма.
🤯 Петр Чаадаев пытался донести, что Россия с крепостным правом, абсолютной монархией, отсталой экономикой и техникой будет бесконечно отставать от Запада, и это необходимо преодолеть.
В своих философских письмах он писал:
🗣 «Тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя».
➡️ Чаадаев пострадал за свои идеи — его объявили сумасшедшим. Этот случай называют первым случаем карательной психиатрии.
«Конечно, неверно, что ввиду наличия ожесточенной классовой борьбы общество якобы распалось на классы, не связанные больше друг с другом экономически в одном обществе. Наоборот. Пока существует капитализм, буржуа и пролетарии будут связаны между собой всеми нитями экономики как части единого капиталистического общества. Буржуа не могут жить и обогащаться, не имея в своем распоряжении наемных рабочих, — пролетарии не могут продолжать свое существование, не нанимаясь к капиталистам. Прекращение всяких экономических связей между ними означает прекращение всякого производства, прекращение же всякого производства ведет к гибели общества, к гибели самих классов».
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день