angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Канон и перспектива: особенности иконы

Канон используют в качестве ориентира, чтобы написать икону мог любой монах, а обратная перспектива — четко выверенная часть всей художественной системы. Поговорим о них подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Феофан Грек. Преображение Господне, 1403
2. Икона «Страшный суд», Новгород, 15 век
3. Деисус. Псков, перв. пол. 14 в
4. Феофан Грек (?). Фрагмент Донской иконы Божьей матери, кон. 14 века
5. Святые Борис и Глеб. Средняя Русь. втор. пол. 14 века

Давайте обсудим, насколько в иконописи важен канон, что он значит и как влияет на содержание икон.

🧩 В первую очередь канон играет прикладную функцию. Иконы писали не только просвещенные мастера из крупных городов, но и безграмотные монахи из глухих дальних монастырей. Им нужны были ориентиры, чтобы не допустить излишних вольностей в деле передачи образа духовного мира.

🙏 Внешняя «красивость» и соответствие реалиям мирской жизни не имели отношения к канону. И прекрасные рублевские ангелы, и кряжистые большеголовые фигуры святых на северных иконах одинаково «каноничны». Икона не преследует цели радовать глаз зрителя — она создана для молитвы.

👤 Все основные образы на иконе пишут анфас. Мы видим лицо полностью, оба глаза устремлены на нас — это позволяет вступить в молитвенный диалог со святым. В профиль допускается изображение второстепенных персонажей, в сценах праздников или в маленьких клеймах о жизни святого.

〰️ Фигуры на иконах вытянуты, пропорции искажены. Духовная сущность человека направлена от земли к небу. Икона вообще особое пространство, не соответствующее реальному — на это указывает и обратная перспектива, о которой мы поговорим подробнее позже.

👁 Образы на иконах часто с высокими лбами, что указывает на мудрость и глубокомыслие. Большие широко распахнутые глаза — видящий больше остальных человек, тонкие губы — аскетизм, длинные пальцы рук — духовное благородство, нестяжательство. Как правило, святые не стоят совершенно прямо: их головы чуть склонены, спины согнуты — они покорны, не горделивы, прислушиваются к воле божьей. Исключение здесь может быть сделано для образов святых воинов.

▪️ Икона может включать в себя сразу несколько эпизодов, которые происходили в разное время. Из них складывается целая история: в пространстве иконы время нелинейно. Таким же образом, мы порой видим и архитектуру будто бы с разных точек зрения. Пространство иконы «суммирует» основные зрительные впечатления.

▪️ Изображение плоское, без светотеневой моделировки. Тень в иконе невозможна: это божественное пространство, наполненное светом.

➡️ Самое главное в иконе находится справа. Причем икона «читается» изнутри: если что-то находится слева от нас — для иконы это справа, и наоборот. Например, в центре деисусного чина на иконостасе по правую руку от Христа — Богоматерь: ее статус в духовной иерархии выше, чем у Иоанна Крестителя, который находится слева. В иконе Страшного суда праведники также будут расположены по правую руку от Спасителя, сцены ада — по левую.

🎨 Важное символическое значение играет цвет.

🟡 Золотой — главный, цвет нимбов и часто фоновый. Передает божественное свечение. Вместо него могут использоваться белый, серебристый, иногда — желтый.

🔴 Красный. Символ жертвенности и божественного огня. В одежде Христа часто используется вишневый оттенок: он сочетает красный и фиолетовый, края цветового спектра, как и Христос — альфа и омега, начало и конец мира.

🔵 Голубой — цвет неба. Обязательно используется в одеждах Богоматери и Христа, чистота, невинность, непорочность.

🟢 Зеленый. Вечная жизнь, зелень, Святой дух.

👨‍🎨 Канон помогает создать теологически правильную икону, но не ограничивает художника. Внутри канона возможно многое: мы увидим индивидуальные творческие почерки разных школ и крупных мастеров. Даже если кто-то несколько нарушал канон, за это не наказывали. Сегодня такие «нарушения» особенно красноречиво свидетельствуют об особенностях эпохи, в которую создавалась икона.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Схематическое изображение прямой перспективы
2. Пьеро делла Франческа. Благовещение (часть полиптиха), 1470-е
3. Принцип работы камеры-обскура
4. Сравнение прямой и обратной перспективы
5. Деталь иконы в обратной перспективе
6. Фреска Помпей, 1 век н.э. (попытка глубинного построения с перспективными нарушениями — то, что затем станет основой иконной фоновой архитектуры — сравните с илл. 7)
7. Андрей Рублев. Благовещение, 1405

1. «Винни-Пух и все-все-все», реж. Ф. Хитрук, 1969–1972
2, 3. «Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1969–1970
4. «Пластилиновая ворона», реж. А. Татарский, 1981

Разберемся с прямой и обратной перспективой. Напомним, что прямая перспектива — это когда все объекты уменьшаются по мере отдаления от зрителя и линии сходятся в одной точке на горизонте, а обратная — когда объекты при удалении увеличиваются, а точка схода линий — зритель.

🔺 Прямую перспективу открыли художники эпохи Возрождения только в 15 веке. Им помогла в этом камера обскура — прообраз фотоаппарата. Тогда это было в новинку, и художники использовали прямую перспективу во всех картинах, постепенно делая ее привычной. Нам сегодня кажется, что мир выглядит именно так, а все другие варианты ошибочны.

Однако до Возрождения о прямой перспективе не знали. Даже античное искусство, которое стремилось к передаче реальности, не смогло вывести законы «правильной» перспективы, хотя попытки были.

🔻 В иконописи сочетаются несколько видов перспективы. Для изображения предметов на переднем плане используется обратная перспектива: предметы по мере удаления не уменьшаются, а увеличиваются. Стоя перед иконой, мы не блуждаем взглядом по пространству, а ощущаем себя его частью, оно само стремится к нам.

⛪️ Изображение на заднем плане обычно имеет довольно странную, путанную перспективу, пришедшую из античного искусства. Это может быть пейзаж или архитектура.

▪️ Пейзаж. Очень условный, напоминающий ломанные ступеньки — такой пейзаж называют «горки». Он символизирует ступени духовного восхождения.

▪️ Архитектура. Первый план будто существует вне архитектуры на фоне. Но мы находимся в пространстве иконы, поэтому действие происходит внутри показанного здания.

⁉️ В более поздние эпохи считалось, что иконописцы не знали, как правильно, и потому ошибались. Но уже в 20 веке икону стали внимательно изучать и выяснили, что обратная перспектива точно рассчитана. Это заинтересовало исследователей.

🚀 Большой вклад в понимание обратной перспективы сделал академик Борис Раушенбах. Он решал проблему точности стыковки космических кораблей. В этих поисках он изучал перспективу в живописи — и в том числе в иконе.

👁 Эксперименты показали, что в реальности мы видим перспективу не совсем так, как нам кажется. При взгляде вдаль работает прямая перспектива, но если предмет рядом с нами, глаз дает искажение, напоминающее обратную перспективу.

✍️ Дети во всех странах, в любых культурах чаще всего рисуют предметы в обратной перспективе. Есть мнение, что у детей угол искажения еще выше, чем у взрослых. Так же изображали мир наивные художники, которым не рассказали про прямую перспективу.

🎞 Обратную перспективу часто использовали в советской мультипликации. В 1970–1980 годы мультипликаторы обратили внимание, что дети лучшее ее воспринимают — и многие знаменитые и любимые советские мультфильмы работали с этим феноменом.

💡 Обратная перспектива — удивительная находка мастеров иконописи. Она появилась не из-за ошибок или незнания, а как часть цельной художественной системы.

1. «Святой Георгий», конец 11 либо начало 12 века
2. «Апостолы Петр и Павел», середина 11 века
3. Благовещение «Устюжское», начало 12 века
4. «Спас Нерукотворный», Новгород, 12 век
5. «Богоматерь Оранта — Великая Панагия», Ярославль, нач. 13 века
6. Алекса Петров. Святой Никола с избранными святыми на полях (Никола Липный), 1294
7. Ангел златые власы, конец 12 века
8. Спас Эммануил с архангелами, конец 12 века
9. Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми, нач. 13 века
10. Богоматерь Умиление, нач. 13 века

В завершение части обсудим древнейшие русские иконы.

🔥 К сожалению, материала для исследования ранней русской иконописи очень мало. Сохранилось лишь около 30 домонгольских икон 11 — начала 13 веков. Но практически все они — абсолютные шедевры.

🎨 Ранние русские иконы более яркие и свободные, чем византийские того же периода. В Византии подход к иконописи был более строгим. Русские иконы полны радости бытия, они красочные, характерные, выразительные. Даже если размер иконы небольшой, кажется, что это очень монументальная вещь.

️ Из-за малого количества сохранившихся икон исследователи не могут разделить его на стили и школы. Однако В. Н. Лазарев выделяет два направления: «византизирующее», где автор ориентируется на византийские образцы, и «русское» — национальные иконы со своей спецификой. В дальнейшей истории развития иконописи подобное деление также сохранит свою актуальность. Разницу легко заметить даже в типе лица. На некоторых иконах мы видим греческое лицо: миндалевидные глаза, удлиненные нос, на других — русский типаж со светлыми глазами и волосами.

Рассмотрим некоторые иконы 👇

️ Святой Николай с избранными святыми. Уникальная икона с подписью автора — Алекса Петрова, 1294 год. Лик Святого Николая напоминает доброго русского дедушку. Интересно пропорциональное несоответствие между широкими плечами и маленькими ручками. Очень колоритная икона, в ней чувствуется русский вкус к ярким краскам и узорам.

️ Николай чудотворец с избранными святыми. Икона в византийском стиле начала 13 века: здесь уже строгий, аскетичный, суровый лик. Нос написан прямой линией, брови сложно изломлены. Но определенная гипертрофированность черт — слишком большой лоб, слишком узкие впалые щеки, чересчур вытянутая голова — свидетельствуют о работе русского мастера: византийский иконописец был бы более классичен.

️ Богоматерь Оранта — Великая Панагия. В отличие от византийского искусства, Богоматерь на русских иконах очень монументальна — это не хрупкая женщина, а нерушимая стена, защитница мира.

️ Ангел златые власы. Близкая к византийской традиции икона. Огромные глаза, детально проработанные волосы, каждая прядка подчеркнута золотом — все это создает удивительное золотое свечение. Одна из самых поэтичных русских икон раннего периода.

Икона Владимирской Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери, первая треть 12 века, Константинополь

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;