angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Этапы создания иконы

Считается, что в иконах заключена духовная энергия, а иконописцы не создают образ, а лишь проявляют и раскрывают то, что заложено высшей силой. Разберемся в символах икон и познакомимся с процессом их создания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Рассмотрим все этапы создания иконы. В первую очередь разберемся с символическим значением икон — это тесно связано с процессом их написания.

В православной традиции икона — это изображение первообраза. Мы видим на ней не мирской, а духовный образ человека, визуальное проявление его святости. Поэтому в иконе заключена определенная энергия, духовная сила.

🙏 Иконописец — традиционно монах, благочестивый человек, который ведет праведный образ жизни. Ведь перед созданием иконы он должен прозреть будущий образ своими духовными очами. Работа над иконой проходит в посте и молитве.

☦️ Смотреть на иконы должны были только православные верующие. Иностранцев могли не пускать в церкви как иноверцев. Есть предание о том, как одному немцу продали дом, стены которого были расписаны духовными сюжетами — и перед продажей сбили изображения со всех стен, а пыль вымели. В этом выражалась не только и не столько нелюбовь к иноверцам, сколько забота о правильном контакте с духовной энергией иконы.

🌍 При создании иконы иконописец символически выполняет те же действия, что и бог при сотворении мира. Фон иконы — свет, позем — сотворение земли и отделение тверди от воды, доличное письмо (травы, животные, здания) — все, что бог создал до Адама, а личное письмо — уже сотворение человека.

🌱 Внутри иконы встречаются разные части мироздания. Доска, на которой ее пишут, символизирует растительный мир. Пигменты для красок представляют минеральный мир. А яйцо, на котором замешивается пигмент, и рыбный клей — мир животный.

1. Старинная иконная доска с «ковчегом»
2. Шлифовка левкаса
3–5. Примеры прорисей для икон

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поэтапно разберем процесс создания иконы.

👥 Кстати, традиционно считается, что иконописцы не «творят» и не «создают» образ. Они лишь проявляют, раскрывают его — а образ как бы входит внутрь доски и отпечатывается там высшей силой. Иконописец как духовный, праведный человек становится руками бога в этом процессе.

🟫 Икона пишется на одной или нескольких деревянных досках, скрепленных между собой. В доске делается углубление с бортиками по краям — оно называется ковчег. Это углубление смазывают клеем и накладывают тонкую ткань — поволоку. По одному из толкований, ковчег и поволока символизируют гроб Христа и плащаницу, в которую его завернули.

⬜️ Поверх поволоки в несколько слоев накладывают левкас — специальный иконный грунт из мела или алебастра. Потом грунт шлифуют пемзой и шкуркой. Символически это уподобляет грунтованную поверхность стене. Когда грунт готов, приходит время для нанесения контура рисунка.

📚 Распространенные типы икон собраны в специальных книгах — образцах подлинников. Они могут быть лицевыми, с буквальными «прорисями», контурами иконы. Или толковыми, где образ описан словами: что это за святой, сколько ему лет, какая у него одежда, какой длины борода и так далее.

📍 По этим образцам делают «знамение» — наносят углубленный рисунок. Этим обычно занимаются мастера-знаменщики, которые иголкой процарапывают грунт, намечая абрис будущей иконы. Краску на икону наносят во много слоев, и такие физические границы помогают не выходить за контур изображения.

1. Этап золочения иконы
2. Этапы работы над иконой
3. Покрытие иконы олифой
4. Утраты на иконе открывают ее структуру: деревянная основа, «паволока» (=ткань), толстый слой левкаса (грунта) с красочным слоем

Этапы работы над иконой

Итак, доску покрыли грунтом, нанесли графью, пришло время для живописной работы.

Вот как происходит нанесение краски👇

🟡 Сначала золотят отдельные участки — наносят фон и нимбы.

Затем наносят «роскрышь» — основные цвета. После работают над «доли́чным»: моделируют формы и одежды, наводят контуры и высветляют необходимые участки. В случае необходимости рисуют пейзаж («горки»), растения («травы») и здания («палаты»).

👤 В последнюю очередь переходят к написанию ликов («лично́му»). Сперва заполняют контуры ликов и других обнаженных частей тела красновато-коричневым темным тоном («санкирем»). Потом постепенно высветляют выпуклые части и формируют объем лика. Это символизирует путь, который проходит человек от незнания, духовной темноты, греха к богу. В конце присутствие божественного света усиливается ассистом — штрихами из сусального золота или серебра.

💧 На последнем этапе художник покрывает готовую икону защитным слоем — олифой. Олифление иконы уподобляется одному из церковных таинств — елеопомазанию. Икона будто бы проходит через этот обряд.

👥 Как правило, в создании иконы участвует несколько человек. В этом символически выражена идея соборности церкви — хотя иконописец мог создавать иконы и в одиночку. Мастера обычно специализируются на чем-то одном: кто-то пишет доличные изображения — пейзажи, палаты, одежды, кто-то лики.

✍️ На иконах обязательно есть подписи. Изначально так обозначали тех, кто изображен на иконе, но со временем образы стали узнаваемыми, и подписи превратились в символ изначального Слова Божия. В русской традиции подписи до сих пор зачастую делают на греческом, хотя допустим и славянский вариант. Свои имена иконописцы на иконы не ставили за очень редким исключением.

😈 Все этапы создания иконы обязательно должны проходить в правильном порядке. Сохранились любопытные легенды о существовании «адописных» икон, то есть тех, где под красочным слоем или даже левкасом скрывалось изображение дьявола. Упоминания таких икон многочисленны. Например, в житии Василия Блаженного рассказывается, как он разбил образ Богородицы, почитавшийся чудотворным. А затем выяснилось, что на нем под верхним слоем краски был нарисован бес. Однако ни одной реально существующей «адописной» иконы по сей день исследователями выявлено не было.

1. Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом
2. Мадонна ди Сан Лука, икона в окладе из Болоньи
3. Романово-ярославский список иконы Казанской Божией матери, в ризе 1881 года
4. Оклад Владимирской иконы, 1657
5. Св. Леонтий Ростовский, басменный оклад, втор. пол. 16 века

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;