angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Истоки иконописи

Иконопись возникла практически с первых веков существования христианства, а стиль икон формировался под влиянием традиций Византии и Ближнего Востока. В первой части узнаем, как формировался образ икон.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Древнейшее из найденных изображений Божьей матери с младенцем, 1–2 вв.
2. Этапы работы над иконой
3. Икона «Страшный суд», Новгород, 15 век
4. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевской Лавры, 1425–1427
5. Феофан Грек. Успение, 1392
6. Феофан Грек. Донская икона Божией Матери, 1392

Теперь давайте выясним, почему иконопись важно знать.

👏 Русская иконопись — одно из прославленных явлений в мировой культуре. Ее знают во всем мире, это такое же знаковое явление, как итальянский ренессанс или французский импрессионизм. В иконописи особенно важно разбираться тем, кто принадлежит к русской культуре.

⁉️ Язык икон сложно понять. Нам привычнее светское искусство. Но в иконописи нет ничего случайного. Это целостное, глубокое искусство, на которое важно смотреть комплексно.

👁 Икону можно почитать не только как религиозный памятник, но и любоваться ею эстетически — колоритом, чрезвычайно точными лаконичными композиционными решениями. Иконы показывают, каким искусство было раньше: самые ранние иконы датированы 12 веком.

Иконы многие столетия были скрыты от глаз публики. Люди 18 и 19 века не знали и не видели шедевров, которые сегодня можем видеть мы. Нам повезло, поэтому особенно важно понять это искусство и научиться наслаждаться им. К тому же новые открытия происходят постоянно.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Спас Нерукотворный «Мокрая Брада», Москва, 15 век (тип «на чрепии»)
2. Симон Ушаков. Спас на убрусе, 1658
3. Ганс Мемлинг. Святая Вероника, 1470-е (иллюстрация западной версии легенды о появлении «Спаса Нерукотворного»)
4. Эль Греко. Святая Вероника, 1580

Богоматерь Одигитрия

1. Икона Божией Матери «Одигитрия», Византия, нач. 15 века
2. Перивлепта, Византия, втор. пол. 14 века
3. Казанская икона Божьей матери, список 16 века
4. Тихвинская икона Божьей матери, 14 в. (?)

Богоматерь Умиление / Элеуса

5. Владимирская икона Божией Матери, Константинополь, 12 в. (?)
6. Феофан Грек (?). Донская икона, 1392 (?)
7. Симон Ушаков. Икона Елеуса-Киккская, 1668

Поговорим об истоках иконописи, которая возникла практически с первых веков существования христианства. Этим оно отличается от других авраамических религий — иудаизма и ислама, где наоборот есть запрет на антропоморфные религиозные изображения.

Почему христианство пошло другим путем 👇

📖 В основе христианства лежит идея о том, что бог пришел к людям в образе человека. Если он сам решил принять такую форму, значит, его можно изображать человеком. В исламе, например, бог не пришел сам, а послал священные тексты — поэтому в исламском искусстве столько орнаментов и шрифтов.

👤 По преданию, Христос сам оставил людям свои первые изображения — образ Спаса Нерукотворного. С появлением этого образа связаны две религиозные легенды.

1️⃣ Западная версия: Когда Христос нес крест на Голгофу, добрая женщина Вероника протянула ему платок, чтобы он утер лицо. После этого на платке отпечатался образ Христа. Поэтому в одном из иконографических изводов Спас рисуется на белом фоне, напоминающем ткань, в терновом венце.

2️⃣ Восточная версия: Когда Авгарь, царь города Эдесса, заболел, то послал живописца, чтобы тот нарисовал Христа — он верил, что образ святого человека может исцелить его. Поскольку художнику никак не удавалось запечатлеть образ Христа, тот умылся водой, вытерся платом — и на нем отпечатался его лик. Иногда в образе борода даже разделяется на две части, как мокрая — его так и называют Спас «Мокрая Брада».

▪️ Плат висел над вратами Эдессы как реликвия — так появился образ «Спас на убрусе». Позже образ заложили глиной — а когда опять открыли, увидели, что лик отпечатался еще и на ней. Так появился второй иконографический тип — «Спас на чрепии» или «Спас на кераме», когда Христос изображается не на белом, а на красноватом «глиняном» фоне.

🤱 Есть легенда, что апостол Лука был художником и создал прижизненные портреты Божьей Матери. Так появились три ее самых знаменитых образа.

▪️ На первом изображена только она.

▪️ Умиление (греч. Элеуса или Елеуса). Богоматерь держит на руках младенца, они соприкасаются щеками.

▪️ Одигитрия. Богоматерь держит младенца, но Христос повернут к зрителю и правой рукой благословляет его крестным знамением. В левой руке он держит свиток или книгу. В этом образе уже угадывается Христос Пантократор, властитель мира.

1. Катакомбы святого Себастьяна, Рим (ниши для захоронений)
2. Фрески катакомб Св. Себастьана
3. Хлеб и рыба. Рыба — символ Христа, хлеб — святое причастие
4. Христос в образе Орфея
5. Христос в образе Доброго Пастыря
6. Богоматерь Оранта с младенцем
7. Древнейшее из найденных изображений Божьей матери с младенцем, 1-2 века

Теперь выясним, как икона стала формироваться исторически.

🔥 В первые годы христианство было под запретом. Христиан пытали, убивали, им приходилось скрывать свою религиозную принадлежность. Они хоронили погибших мучеников в нишах под землей, устраивая целые подземные города.

🙏 Склепы стали первыми местами для богослужений. Христиане собирались возле могил собратьев по вере и проводили первые евхаристии — причащение вином и хлебом. В катакомбах часто изображали Богоматерь и Иисуса.

⛪️ Современные церкви сформированы по образу древних катакомб. Внутри престола — самого священного места, скрытого за алтарем, — обязательно хранится частичка мощей святого.

🐟 Образ Христа часто скрывали за символами. Это могла быть рыба (греческое слово «ихтис» — акроним Иисуса Христа), виноградная лоза, сбор винограда, птицы, клюющие виноград.

▪️ Использовали и античные образы — например, Орфея, который играет на музыкальном инструменте, призывая души. Или Добрый пастырь, который пасет овец. Одна овца может быть у него на плечах, как жертвенный агнец.

👩 Богоматерь обычно изображали в виде человека. Обычно это тип Богоматерь Оранта — с младенцем на руках или без она молит бога за человечество с поднятыми руками.

📖 Создавали изображения важных сцен из Нового Завета: Благовещение, Рождество Христово и Поклонение волхвов. Сюжет Благовещения трактовался как согласие человечества на пришествие Спасителя. Рождество — его явление. А в Поклонении волхвов важно было, что дары Иисусу принесли иноземные цари, а не иудейские: христианство — религия не для иудеев.

Катакомбное искусство должно было укреплять веру, вселять надежду — ведь христиане понимали, что обречены на смерть. Поэтому росписи создавали умиротворяющими, радостно-спокойными.

☦️ В Византии и на Руси эту традицию сохранили. Наше искусство отличается от западного: иконы и росписи храмов никогда не бывают страшными, с натуралистичными подробностями — даже Страсти Христовы или распятие.

✝️ Западное искусство пошло по другому пути. Страсти Христовы здесь показаны во всех жутких подробностях: как Христос терпел муки, нес Крест, как его распинали, снимали с креста, оплакивали. В католической традиции считается, что к Христу можно приобщиться через страдание: способен ли ты претерпеть такие же муки, как Спаситель?

👤 При Константине Великом христианство перестало быть под запретом, а потом и вовсе стало официальной религией. Массовое религиозное искусство не может быть тайным, зашифрованным: его надо сделать как можно понятнее и доступнее для всех. Так постепенно на смену символам в христианской иконографии пришло изображение людей.

Эллинистическая традиция
1. Апостол Петр, 6 век. Монастырь св. Екатерины, Синай
2. Христос Вседержитель, 6 век. Монастырь св. Екатерины, Синай
3. Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием, 6 век. Монастырь св. Екатерины, Синай — обратите внимание, как плоскостно решены образы первого ряда и сколько античного объема и движения в фигурах ангелов во втором ряду — вещи переходного этапа
4. Св. Сергий и Вакх, 6 век. Киев, Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко


Сирийско-палестинская традиция
5. Христос и св. Мина, 6 век. Париж, Лувр
6. Епископ Авраам, 6 век. Берли
н

В завершение части посмотрим, почему иконы выглядят именно так, а не иначе, и как формировался этот образ.

️ Стиль иконописи сложился из двух мощных традиций.

️ Византия. Это восточная часть Римской империи, где ощущалось сильное влияние реалистической живописи греков и римлян — светотеневая моделировка, детальная анатомическая проработка.

️ Сирия и Палестина. На Ближнем Востоке влияние эллинизма было не столь сильным, стилистика изобразительного искусства была проще, условнее, тяготеющей к плоскости.

🔀 На первых этапах византийские и восточные иконы сильно различались. Среди древних памятников 6–7 веков встречаются и грубоватые, и сложные образы.

🎨 Эллинистические иконы создавались в технике энкаустики, ныне утерянной. Техника очень сложная: пигменты замешиваются на основе воска по определенному рецепту, воск быстро остывает, его надо постоянно подогревать. Краска наносится специальными инструментами — не только кисточками, но и особыми палочками-каутериями.

️ У икон, выполненных в энкаустике, великолепная сохранность: краски буквально впечатываются в дерево и спустя века не теряют чистоты и яркости. К сожалению, самих икон сохранилось мало из-за длительного периода иконоборчества — об этом подробнее мы расскажем в видео.

📜 В 843 очередной Вселенский собор окончательно установил догмат иконопочитания. Слишком натуралистические изображения были запрещены, однако при этом образ на иконе должен был походить на свой прототип при жизни, сохранять некие узнаваемые черты. Писать иконы с живых людей (в качестве моделей) запрещалось, чтобы не привносить в первообраз чужих черт.

🙏 Постепенно вырабатывался иконописный канон. Появились нимбы, исчезли все тени — поскольку на иконе мы видим человека не в его земной ипостаси, а как часть божественного мира: его преображённая плоть сияет. Канон вобрал в себя и эллинистическую, и сирийско-палестинскую традиции. Однако в разные периоды развития иконописи и в различных школах мы можем видеть преобладание то одной, то другой стилистики.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;