angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Новгородская икона и ее особенности

Новгородские иконы выделились в отдельную школу. Узнаем, почему новгородцы стали изображать на иконах местных людей и как появился их узнаваемый звучный колорит.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Николай Чудотворец, первая половина 14 века
2. Борис и Глеб, ок. 1335
3. Георгий с житием, начало 14 века
4. Борис и Глеб, середина 14 века
5. Борис и Глеб на конях, ок. 1377
6. Сошествие во ад, 1370–1380
7. Святые Власий и Спиридон, 1407
8. Чудо Георгия о змие, конец 14 века
9. Избранные святые: Никола, Илья Пророк, Параскева и Власий, начало 15 века
10. Чудо о Флоре и Лавре, конец 15 века

Давайте познакомимся с новгородской иконой. Мы уже говорили о ранних иконах, написанных в Новгороде. Теперь посмотрим, что здесь происходило в 14–15 веках и почему мы выделяем новгородскую иконопись в отдельную школу.

💰 Новгород долго был независимым торговым городом — очень богатым и демократичным. Здесь не было княжеской аристократии, всем управляли купцы, привлекая к решению вопросов и обычных горожан — поэтому новгородцы занимали активную гражданскую позицию, были патриотами своих земель. Конечно, в такой необычной атмосфере рождалось особое искусство.

👨‍🎨 В Новгороде в основном строили маленькие камерные храмы. Этим занимались общины, купеческие объединения, а не централизованная власть, поэтому больших проектов вроде Софии Новгородской уже не было. Соответственно, иконы также создавались маленькие, как правило до 50 см.

🟫 Иконы в основной массе были простыми, с традиционной иконографией. Новгородцы не слишком любили браться за сложные многофигурные сюжеты. Также в иконах нет сложных архитектурных фонов или горок, а если и встречаются, то написаны максимально просто.

🎨 Новгородские иконы подкупают своим звучным колоритом. Мастера использовали чистые пигменты, много киновари — насыщенного красного цвета. В этом проявилось удивительное народное колористическое чутье: красный смело сочетается с золотым фоном, с белыми, зелеными, оливковыми, нежно-розовыми, голубовато-синими, вишневыми и желтыми цветами. Особенно это заметно со второй половины 14 века, когда начался настоящий расцвет новгородской иконы.

👤 Самый распространенный тип — Предстояние. Один или несколько святых стоят и молятся, и человек перед иконой может помолиться вместе с ними. В образах святых вместо византийской утонченности угадывается местный этнический тип: коренастые, круглоголовые, невысокого и плотного телосложения.

🐮 Купцы молились о решении конкретных дел. У каждого святого была своя «специализация», определенные атрибуты. В таких иконах даже могло появиться целое стадо домашнего скота, если святой выступал покровителем скотоводства.

🐴 Кроме любимых святых новгородцы часто писали Бориса и Глеба, а также Георгия, поражающего змея. Конь Георгия на иконах напоминает русскую народную игрушку — конька из дерева. При этом в иконах со всадником мастерам прекрасно удавалось передать движение с помощью мощных диагоналей.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Воскрешение Лазаря, Троица, Сретение, Иоанн Богослов и Прохор (Четырехчастная икона), начало 15 века
2. Покров, вторая половина 14 века
3. Покров Богоматери, начало 15 века
4. Молящиеся новгородцы, 1467
5. Битва новгородцев с суздальцами, 1460-е
6. Битва новгородцев с суздальцами, конец 15 века

Рассмотрим еще несколько необычных сюжетов, которые встречаются на новгородских иконах.

👥 Покрова. Многофигурная композиция с Богоматерью в центре, к которой со всех сторон стремятся силы небесные, ангелы, святые. В этом выражается соборный вечевой дух Новгорода, стремление к коллективному решению проблем.

🙏 Молящиеся новгородцы. Икона 1467 года написана по заказу боярина Антипы Кузьмина, о чем есть надпись. Икона делится на два яруса. Наверху — деисус: Христос, которому предстоят святые. На нижнем ярусе — семейство самого боярина, члены которого молятся, глядя вверх. Одежда людей соответствует 15 веку, среди них есть даже маленькие дети.

▪️ Интересно, что фигуры молящихся написаны в той же пропорции, что и фигуры святых. В византийской традиции в икону тоже иногда вводили донатора, но писали его очень маленьким, на коленях, припадающим к ступням святого, который изображался несоизмеримо большим по размеру.

⚔️ Битва новгородцев с суздальцами. В 1460-е годы было создано несколько таких икон. Их появление связано с усиливающимися притязаниями Москвы: новгородцы вспомнили эпизод из своей истории многовековой давности, когда они сражались с суздальцами и победили. Теперь под суздальцами подразумевались москвичи. На иконе показаны узнаваемые приметы реального Новгорода, в частности река Волхов.

О сюжете иконы «Битва новгородцев с суздальцами»

1. Дионисий Глушицкий. Кирилл Белозерский, 1424 (икона, написанная, вероятно, с натурного рисунка, передающая портретное сходство)
2. Николай Чудотворец, выносная икона, первая половина 15 века
3. Илья Пророк в пустыне, первая половина 15 века
4. Власий, вторая половина 15 века
5. Деисусный чин, первая половина 16 века
6. Игнатий Пантелеев. Огненное восхождение Ильи пророка, с житием, 1647
7. Св. Николай Чудотворец, вторая четверть 17 века
8. Чудо о Флоре и Лавре, 16 век

Иконы из городецкого праздничного чина, конец 15 века
9. Снятие со Креста
10. Положение во гроб

Завершим часть знакомством с иконами с необычным названием — «северные письма». Давайте выясним, что это такое и при чем тут Новгород.

❄️ Северные письма — это собирательное название для икон, написанных на огромных территориях русского Севера. К ним можно отнести иконы, созданные в Карелии, Вологодской, Архангельской и Мурманской областях, а также на севере Ленинградской области.

⁉️ У Северных писем все сложно с атрибуцией и датировками. Безусловно, местные мастера ориентировались преимущественно на новгородских. Какие-то иконы писали в самом Новгороде и потом уже доставляли на север, в отдаленные монастыри. Часто сложно разделить, где новгородская школа, а где просто ее влияние.

Север отставал по стилевому развитию от центральных школ. Если в Москве иконы явно одного века отличаются от последующего, то здесь местные иконы сохраняют архаичную стилистику в течение столетий. Это тоже мешает точно определить время написания.

👨‍🎨 Выраженных школ иконописи не было, этим занимались монахи, даже крестьяне. Поэтому работали грубо, не всегда наклеивали поволоку, неровно зашлифовывали грунт, неправильно клали краску.

👤 Иконография северных икон очень простая. Как правило, это стоящие прямо и неподвижно святые — многофигурную композицию построить сложно. В образах есть черты простонародности, примитивного реализма. Часто встречаются надписи не по-гречески, а по-русски. Канон это допускает, но здесь писали еще и с ошибками, с особенностями местного говора.

🎨 У икон интересный колорит. На севере краски делали из местных пигментов — поэтому они мутноватые, приглушенные. Такие иконы органично смотрелись в деревянных северных церквях, где преобладающими были серовато-коричневые оттенки.

☦️ Иконы часто условны, примитивны — и в то же время близки народной культуре и полны мощной веры: люди не умели, но старались изо всех сил, и в этом был своего рода духовный подвиг, стремление к красоте, как они ее понимали.

🐄 В местных иконах встречаются языческие пережитки. Здесь еще больше, чем в Новгороде, почитают святых как «помощников по хозяйству». Даже проводили спорные, с точки зрения христианства, обряды: например, на день Власия к церкви приводили коров, служили службу, окропляли всех коров святой водой, выносили икону Власия — а позже даже могли принести ему горшочек с молоком в благодарность.

🔲 Помимо очень примитивных икон встречаются шедевры. Непонятно, как они появились: или кто-то привез из Новгорода, или написал какой-то местный гений.

▪️ Икона Илии Пророка в пустыне. Конструктивная по композиции, умело построенная. Илия сидит в пустыне в окружении горок, которые написаны очень просто, но изящно.

▪️ Икона Святого Власия. С одной стороны, очень строгий «северный» лик, с другой — достаточно классическая вещь. Автор доводит образ до максимального упрощения по колориту и по формам. Однако явно знаком с новгородским образцами.

🙏 Городецкий чин. Это праздничный чин из пяти икон. Cобиратель икон Илья Остроухов купил его в Городце, городе на Волге. Есть данные, что продавец вывез иконы с Севера, возможно, из Каргополя. Это удивительные по качеству, очень экспрессивные работы. Автор, скорее всего, знает московскую школу, при этом работая в новгородском стиле.

▪️ Снятие с креста. Удивительная композиция: снимаемое с креста тело изогнуто в параболе, все фигуры вторят этому сложному изгибу. Очень тонко проработана по цветам.

▪️ Положение во гроб. Мертвое тело Христа в гробу, и часть фигур повторяют эту горизонталь в согнутом положении. Богоматерь в тихой скорби целует Христа. Чем выше, тем эмоциональнее реакции — и в верхнем ряду фигур стоит Мария Магдалина в красном хитоне, которая буквально кричит, воздев руки. На фоне две спускающиеся горки сходятся в том месте, где подняты руки Магдалины. Икона изумительной выразительности — возможно, здесь все же не обошлось без новгородских мастеров.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;