angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Знаменитые русские иконописцы

Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и Симон Ушаков прославились своими иконами, хотя многие из них не сохранились. Разберемся, за какие работы известен каждый мастер.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Феофан Грек

1–4. Деисусный чин Благовещенского Собора Московского Кремля, 1390-е
2. Спас в силах
3. Богоматерь (фрагмент)
4. Архангел Гавриил
5. Святитель Василий Великий
6. Донская икона Божией Матери, 1392
7, 8. Успение Божией Матери, 1390-е
9. Преображение, 1403

📜 До нас почти не дошли имена иконописцев — они считались лишь инструментами в руках бога. Некоторые имена мы знаем благодаря тому, что иконописцы еще и расписывали крупные храмы — о таких заказах сохранились документы, упоминания в летописях. Работали обычно целой группой, но под руководством одного-двух ведущих мастеров.

👨‍🎨 У каждого из героев этого урока есть точно известные храмовые росписи. По поводу икон их авторства много вопросов: про некоторые мы знаем достоверно, о других ведутся споры. Мы рассмотрим только те, в которых авторство установлено точно, и те, в атрибуции которых сходятся большинство исследователей.

И начнем с Феофана Грека 👇

👤 Греческий мастер, который более 30 лет путешествовал по Руси — создавал иконы, расписывал храмы. В Греции его наследие не сохранилось, но он сильно повлиял на становление русской иконописи в целом, а также на стиль, манеру и духовное содержание икон Рублева.

✍️ Летописец Епифаний Премудрый писал про Феофана, что он «преславный мудрец, философ зело хитрый». По свидетельству Епифания, Феофан Грек расписал более 40 церквей, в том числе центральные московские храмы — позже это подтвердилось, но, к сожалению, большую их часть перестроили и расписали заново.

🎨 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — единственная сохранившаяся монументальная работа Грека. Росписи купола и придела Святой Троицы — уникальные, очень мощные и экспрессивные. Верхний слой краски разрушился, сохранилась только монохромная основа — но она показывает, как виртуозно писал Феофан Грек. На его работу специально приходили посмотреть.

⛪️ Часть иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Росписей не сохранилось, но от иконостаса до нас дошли двухметровые иконы полноразмерного деисусного чина.

▪️ В центре — Спас в силах, его первая русская иконография, принесенная из Греции. Верхние слои краски утрачены, поэтому икона может казаться блеклой, условной, без детальной обработки — эта обработка была, но не сохранилась.

▪️ Иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи. У иконы Божией Матери отлично сохранилась верхняя часть с лицом. Лик проработан изумительно тонко и объемно, что нехарактерно для плоскостной манеры многих русских мастеров. Сохранность лица Богоматери помогла точно атрибутировать другие сохранившиеся иконы Феофана Грека, в том числе Донскую икону Божией Матери.

▪️ Исследователи отмечают точный рисунок, уверенную и изящную работу с линиями и цветовыми плоскостями. При этом вместо экспрессии новгородских росписей — умиротворение, кротость, любовь.

🤱 Донская икона Божией Матери. Икона двухсторонняя: с одной стороны Богородица с младенцем, с другой — Успение Божией Матери.

▪️ Тип Богородицы — Умиление: младенец соприкасается щекой с мамой. Удивительно изящная работа, изгиб шеи Богоматери напоминает лебединый. Золотые вкрапления покрывают всю одежду младенца и подчеркивают главные конструктивные линии.

▪️ Успение Божией Матери. По преданию, перед смертью Богоматери апостолы прилетели к ее одру на облаках, посланных небесными силами. Очень экспрессивная работа: на лицах апостолов не свойственная для икон выразительная скорбь. По контрасту верхняя часть иконы торжественно-спокойна: спустившийся с небес Христос принимает душу матери.

Преображение. Удивительная, светоносная икона со сложной игрой теплых и холодных оттенков. Божественный фаворский свет, идущий от Спасителя, озаряет все пространство иконы. Грек был последователем исихазма — религиозного учения, для которого божественный свет имел особое значение.

📖 Грек оформлял Евангелие Федора Кошки. Он украшал инициалы заглавных букв, оплетая их страшными хтоническими существами.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🗣 Цитата из письма Епифания Премудрого о манере работы Феофана:

«Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям „притчам“ и его хитростному строению».

1. Васильевский деисусный чин из Успенского Собора во Владимире, 1408
2. Звенигородский деисусный чин из Успенского собора на Городке в Звенигороде, 1410-е (?)
3. Икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408
4. Иконостас Троицкого Собора Троице-Сергиева монастыря, 1420-е
5. Благовещение, 1405 (?)

Теперь поговорим об Андрее Рублеве — с его именем и судьбой связано еще больше загадок. О нем остались только скудные документальные свидетельства. Даже разброс предполагаемой даты рождения — с 1340-х до 1370 года.

Попробуем разобраться 👇

⚔️ Рублев творил в важный для Руси период. Это было время мощного национального подъема, постепенного освобождения от татаро-монгольского ига, Куликовской битвы. Эти настроения нашли отражение и в духовном искусстве.

🎓 Важно, что у Рублева была фамилия. Тогда ее имела только элита — князья, бояре. Это позволяет предположить, что Рублев был из образованной высокопоставленной семьи. А факт, что до нас дошла фамилия иконописца, говорит о том, что он был действительно выдающимся мастером.

☦️ Рублев был монахом. Мы не знаем, где он принял постриг — есть версии, что в Андронниковом монастыре в Москве или в Сергиевской лавре.

👤 Впервые имя Рублева упоминается в 1405 году. Он вместе с Феофаном Греком и его помощником Прохором Старцем расписывал Благовещенский собор в Кремле. Имя Рублева стоит в конце, как самого молодого — но факт упоминания говорит о том, что его ценили. Работа с Греком явно оказала на Рублева большое влияние.

👨‍🎨 В 1408 году Рублев расписывал Успенский собор во Владимире со своим другом Даниилом Черным. Теперь он уже упомянут первым, с ним работают помощники и ученики. Сохранившиеся росписи — абсолютные шедевры. Это уникальная возможность увидеть монументальную работу Рублева в ансамбле.

🟫 В 1420-е годы Рублев с Черным руководили работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Сами росписи не сохранились, но остался пятиярусный иконостас. Именно для него Рублев написал Троицу — единственную икону, которую достоверно приписывают иконописцу. Подробнее о Троице мы расскажем в видео.

🤱 Считается, что Рублеву также принадлежит икона Божией матери Умиление из Успенского собора во Владимире. Но по манере исполнения она очень напоминает Донскую Божию Матерь Феофана Грека — даже если это Рублев, влияние старшего товарища очевидно.

⛪️ В 1428 году Рублев создал фрески Спасского собора в Андронниковом монастыре. Они сохранились фрагментарно. Сейчас в соборе находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

🔎 Сохранилось три иконы Звенигородского деисусного чина (то есть ряда икон). Изначально их создали для звенигородского Успенского собора на Городке. Когда доски случайно нашли в сарае в 1918 году, исследователи сразу решили, что это тонкое, красивое письмо принадлежит Рублеву, но точных данных нет.

▪️ В центре этого чина — Спас. Иисус изображен в необычной позе, будто немного в развороте, смотрит мягко, по-доброму, без строгости и осуждения, характерных для византийских икон. Лицо больше напоминает русский, а не греческий типаж.

▪️ По бокам от него — архангел Михаил и апостол Павел. Изначально в чине было минимум семь фигур.

🏡 Васильевский чин. Создан для собора в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Рублев явно ориентировался на иконостас Феофан Грека в Благовещенском соборе, но сделал его еще больше.

▪️ Считается, что для этого чина сам Рублев написал центральную икону, Иоанна Предтечу, апостолов Петра и Павла — остальное писали его ученики. Некоторые иконы очень похожи на Феофана, где-то использованы другие решения — как в фигуре Иоанна Предтечи.

▪️ Доски чина потемнели от времени, и в середине 18 века их хотели уничтожить. Но иконы спасли старообрядцы, которые особенно чтили образа, созданные до церковного раскола. Эти доски хранились в селе Васильевское Ивановской области — отсюда и название чина.

Об иконе Андрея Рублева «Троица»

Андрей Рублев. Троица, 1411 или 1425–1427

Дионисий

1. Митрополит Петр с житием, 1480-е
2. Митрополит Алексий с житием, 1480-е
3. Богоматерь Одигитрия, 1482 (поновление греческой иконы)
4. Богоматерь Одигитрия, 1502
5. Спас в силах, 1500 (из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды)
6. Распятие, 1500 (из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря)
7. Сошествие во ад, 1502 (из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря)

Познакомимся с еще одним иконописцем — Дионисием. Про него мы знаем больше: родился в 1440 году, умер в 1510. Дионисий тоже жил и творил в интересную историческую эпоху.

👑 В 1480 году окончательно удалось избавиться от гнета ига, в это же время происходит падение Византии. Иван III женился на византийской принцессе Софье Палеолог, закрепив статус Руси как преемницы Византии, а Москвы — как «третьего Рима». Это была эпоха расцвета искусств, строительства и оформления ансамбля Московского Кремля, для работы над которым приглашали итальянских зодчих.

Что мы знаем об иконописце Дионисии 👇

👤 Происходил из древнего и прославленного боярского рода. Был женат, его сыновья Владимир и Феодосий тоже занимались иконописью как его подмастерья.

⛪️ Вместе с помощниками расписывал Успенский собор Московского Кремля. Мастера создали несколько рядов иконостаса, за которые получили 100 рублей — очень большую сумму. К сожалению, эти иконы не сохранились.

▪️ Сам Дионисий написал для Успенского собора две иконы с клеймами — Митрополит Петр с житием и митрополит Алексий с житием. Это была своего рода политическая программа: оба святителя в свое время внесли особый вклад в возвышение Московского княжества, которое позволило ему стать центром Руси.

🤱 Интересно сравнить две иконы — Богоматерь Одигитрия.

▪️ Первая была написана в Византии и повреждена, Дионисий восстановил ее в 1482 году. Он подошел к делу очень тонко: старался восстановить греческий оригинал — византийский тип лица, строгий, лаконичный, замкнутый образ, глухо закрытый мафорий (женское одеяние). Младенец сидит строго прямо.

▪️ Вторую в начале 16 века Дионисий написал сам. И она намного более радостная, светлая, открытая. У Богоматери немного распахнут мафорий, так что видно одеяние под ним. Младенец традиционно благословляет зрителя, а Богоматерь, вместо того чтобы указывать на младенца, тоже сложила благословляющий жест. Тонкая изящная рука трогательно перекликается с детской ручкой, которая выделяется на треугольнике нижнего платья Богоматери.

Дионисий долго путешествовал за границей — по некоторым данным, около 10 лет. Побывал на Афоне, в Сербии, Болгарии, знакомился с памятниками изобразительного православного искусства.

⚡️ В это время в церкви намечался серьезный раскол. Одна партия, возглавляемая Нилом Сорским, выступала за нестяжательство, скромную монашескую жизнь. Против нестяжателей были иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого. Они считали, что монастыри могут иметь земли, крестьян, зарабатывать — чтобы потом тратить эти деньги на благотворительность. Как бы то ни было, Дионисий успешно получал заказы от обеих партий.

🔥 В Ферапонтовом монастыре почти полностью сохранился ансамбль росписи Дионисия. Также осталось несколько икон с деисусного чина, в том числе икона Воскресение в изводе «Сошествие во ад».

▪️ Христос спускается в ад в сопровождении небесных сил. Эти силы поражают копьями бесов — для каждого свое копье. Ангелы подписаны добродетелями, а бесы — разными грехами. Так Дионисий говорит, какой добродетелью можно победить определенный грех.

☦️ В Павло-Обнорском монастыре сохранилось несколько икон — «Спас в силах», «Уверения Фомы», «Успение Богоматери», «Распятие». Эти иконы написаны уже после возвращения из-за границы: видна рука зрелого мастера. Дионисий сумел совместить каноническую богословскую традицию и внимание к эстетике.

▪️ Иконы необыкновенно изящны. В «Распятии» фигура Христа показана в сложном изгибе, напоминая растение. Это отсылает к иконографии Процветшего креста — символа вечной жизни. В трагической сцене дается надежда на будущее воскрешение.

▪️ «Успение» Дионисия — сложная многофигурная композиция. Икона написана в полном изводе (в отличие от «краткой версии» Феофана Грека), здесь показано несколько сцен, которые происходили в разное время: прилетающие на облаках апостолы, оплакивание, принятие души Богородицы Христом, ее вознесение на небо и даже на переднем плане легенда об иудее Афонии, желавшем перевернуть гроб Марии во время похоронной процессии.

Симон Ушаков

1. Богоматерь Владимирская, 1652
2. Троица Живоначальная, 1671
3. Спас Нерукотворный, 1661
4. Богоматерь Киккская, 1668
5. Похвала иконе «Богоматерь Владимирская» (Древо государства Московского), 1663
6. Христос — Великий Архиерей, 1658
7. Семь смертных грехов, гравюра 1665
8. Архангел Михаил, попирающий дьявола, 1676
9. Тайная вечеря, 1685

В завершение части познакомимся с московским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым. Мы знаем, что у него были жена, дочь и сын. Однако о происхождении художника известно немного.

👨‍🎨 Карьеру начал рано. Сперва трудился знаменщиком в серебряных и золотых палатах — делал рисунки, которые потом чеканили на церковной утвари, чертил схемы, расписывал знамена. В 22 года уже имел звание царского жалованного мастера — то есть получал оклад за работу в Оружейной палате.

️ Затем перешел в иконописные палаты. Со временем он возглавит их и создаст свою школу. Ушаков одним из первых начал подписывать иконы: «Пимен, по прозванию Симон Ушаков».

🤱 Первая известная работа — Владимирская икона Божией матери. Она традиционна и не отходит от канона.

🎨 Позже Ушаков соприкоснулся с западноевропейским искусством через иностранных мастеров и гравюры — и попробовал писать по-новому. Его фряжская (то есть иностранная) манера письма была более натуралистичной, появилось подобие светотеневой моделировки лица.

▪️ Ушаков экспериментировал с передачей прямой перспективы и глубины пространства — как в «Тайной вечери». В «Троице» красивая архитектура на заднем плане тоже навеяна западными гравюрами.

▪️ Интерес к заграничному искусству был связан как с общим обмирщением культуры, так и с тем, что лучшие иконы предыдущих эпох к тому моменту находились под многочисленными записями: их красота была скрыта. Ушакову и его современникам хотелось добавить новых красок и образности.

🤬 Подход Ушакова вызывал критику других иконописцев и старообрядцев. Особенно сильно его ругал протопоп Аввакум. Но царь Алексей Михайлович поддерживал творческие поиски Ушакова.

️ Ушаков был одним из первых теоретиков искусства. Он написал «Слово к люботщательному иконного писания», где рассуждает об иконе как о зеркале реального мира, которое должно быть правдивым.

▪️ Такая точка зрения связана с распространением зеркал. Раньше они были не у всех, маленькие и их прятали — теперь впервые стали вешать на стену. Исследователи считают, что постоянное наблюдение за самим собой и окружающим миром посредством зеркал оказало значительное влияние на формирование нового самосознания и мироощущения людей той эпохи — в том числе этот феномен нашел свое отражение и в искусстве.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;