angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Сохранение икон: старообрядцы и реставрация

Старые иконы со временем темнели, а после церковного раскола искусство чуть не было утрачено. Поговорим о роли старообрядцев в сохранении древнерусских икон и узнаем, как их реставрируют сегодня.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Священномученик Аввакум. Поволжская старообрядческая икона, конец 17 — начало 18 века
2. Икона Спас Благое Молчание, 19 век
3. Богородица Огневидная, ?
4. «Никола Отвратный», 18 век
5. Святой Христофор Псеглавец, 18 век
6–8. Литые иконы

Давайте поговорим об иконописи старообрядцев и об их роли в сохранении древних икон.

👨‍🎨 С 16 века иконопись понемногу превращалась в ремесленный процесс, утрачивая свою духовную глубину. На смену монахам и подвижникам пришли профессиональные мастера. Уже Дионисий не был монахом, не говоря о Симоне Ушакове.

🟫 Старые иконы со временем темнели. Это было связано с технологией написания: покрывающая доски олифа очень хорошо их защищала, но за 50–100 лет темнела. Постепенно оставались видны только абрисы — общие очертания, а потом исчезали и они.

⬛️ С потемневшими иконами поступали по-разному. Их могли захоронить в землю, был обычай пускать икону по воде — тоже своего рода захоронение с языческим оттенком. Некоторые иконы складывали для хранения в колокольнях при церкви.

🎨 Часть икон подновляли. Если было возможно, старались воспроизвести первоначальный сюжет — но в своей манере и в принятой в это время стилистике. Участки подновления часто отличаются по размерам, расположению, цветам. Если на иконе уже ничего нельзя было разобрать, то поверх нее могли написать совершенно другой сюжет.

⚡️ В 17 веке произошел церковный раскол. Старообрядцы считали, что современная им официальная церковь впала в ересь, и особенно почитали древние иконы. Они выкупали старые доски, даже если на них ничего не было видно — и так сохранили для нас целый пласт уникального древнерусского искусства.

💰 Старообрядцы были вне закона, скрывались и селились в отдаленных деревнях. Часть из них стали успешными купцами, и к 19 веку их династии превратились в прогрессивный класс с хорошим образованием. Многие русские коллекционеры того времени были старообрядцами.

⛪️ Сначала старообрядцы покупали преимущественно небольшие иконы для маленьких тайных церквей. Когда в 1905 году запрет со старообрядчества сняли, они смогли открывать свои церкви и собирать более крупные вещи.

Кроме собирания старых икон старообрядцы развивали свою иконописную традицию 👇

🏡 Все старообрядческие иконописные школы развивались далеко от центра. Самые известные — Ветковская и Невьянская. Есть также Поморская, Сызранская, Сибирская.

👤 У старообрядческих икон темные лики. Иконописцы ориентировались на старые, уже потемневшие иконы и ошибочно полагали, что так и нужно. На иконах много надписей на старославянском, часто по несколько строчек.

▪️ Встречаются литые иконы — медные или оловянные. Это фигурные нательные иконы или складни. Официальная церковь их запрещала.

☦️ На иконах появились новые святые, связанные с периодом раскола. Прежде всего, это протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Также старообрядцы писали многих святых, принятых в официальной иконографии.

😶 Среди новых типов икон — Спас Благое молчание. Христос изображен в виде ангела со скрещенными на груди руками, что вне Троицы не поощрялось. Вместо нимба — восьмиконечная звезда, корона Бога-Отца. Образ Благого молчания перекликался с судьбой старообрядцев, вынужденных скрывать свою веру.

🔥 Еще один тип — Богоматерь Огневидная. Изображалась в «горящих», ярких красных тонах, одна, хотя поза похожа на Богоматерь с младенцем.

👁 Ветковская школа любила тип «Николай Отвратный». Николай Чудотворец смотрит не прямо, а будто немного вправо (для зрителя — влево). Возможно, за основу взяли древнюю икону Николай Чудотворец с избранными святыми, где у Николая глаза скошены в ту же сторону.

🐶 Интересный тип икон — изображение мученика Христофора Псеглавца. Согласно его житию, Христофору действительно была дана песья голова. Необычный образ вызывал у простого народа вопросы и кривотолки, так что официальная церковь от него отказалась — а старообрядцы нет.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Святой Христофор и легендарное племя псоглавцев

1. Анубис в образе шакала. Статуэтка из гробницы Тутанхамона
2. Осирис под опекой Анубиса и Гора. Фрагмент росписи гробницы Хоремхеба
3. Икона мученика Христофора, 17 век
4. Войска Александра Македонского борются с псоглавцами. Индийская миниатюра

1. Процесс реставрации
2. Владимирская Божья Матерь, первая четверть 12 века
3. Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская»
4, 5. Икона Распятие, 16 век — вид во время и после реставрации

Процесс реставрации иконы 16 века «Огненное восхождение пророка Илии с двенадцатью клеймами жития»

1. Вид до реставрации — икона находилась под грубой масляной записью
2. Тыльная сторона до реставрации, поражение дерева жуком-точильщиком
3. Фрагмент тыльной стороны щита в процессе укрепления пораженных участков древесины
4, 5. Процесс раскрытия авторской живописи от записей
6. Раскрытая икона

Процесс реставрации иконы 16 века «Пророк Аггей»

1. Вид до реставрации
2. Рентгенограмма иконы: на нижележащем авторском слое фигура пророка развернута в другую сторону
3. Процесс раскрытия авторского слоя
4. Оригинальный авторский слой: вместо пророка Аггея мы видим пророка Михея
5. Финальный вид после реставрации

1. Изначальное состояние иконы «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
2. Процесс отслоения записи 19 века
3. Отслоенная и реставрированная запись 19 века, смонтированная на новое основание
4. Раскрытый слой живописи 17 века

Узнаем, как древние иконы вернулись русской публике и какими способами их пытаются восстановить.

👨‍🎨 На рубеже 19–20 веков многие художники пытались возродить национальный стиль. Члены Абрамцевского кружка интересовались древней архитектурой, пытались сами писать иконы. А когда увидели первые результаты раскрытия древних икон, признались, что ожидали чего-то удивительного — но настолько прекрасного не могли представить.

🟫 Начались первые попытки раскрытия икон из коллекций старообрядцев. Когда сняли первый слой, черноту, под ней открылась невообразимая красота с четкими линиями, насыщенными цветами. Это вызвало энтузиазм коллекционеров, реставрация икон получила новый толчок.

💥 Первая выставка раскрытых икон 1913 года стала шоком. Публика не могла представить, что такие шедевры до сих пор были скрыты буквально по церковным сараям.

⛪️ После революции церкви закрывали, разрушали — а иконы изымали в огромном количестве. Тогда же началось всестороннее изучение иконы, экспедиции на север, в Новгород.

🔎 Появились реставрационные мастерские. Начали изучать процесс реставрации, раскрытия икон, находили новые методы и закономерности. Возникла научная почва. Конечно, на ранних этапах совершали ошибки, портили иконы, делали что-то неидеально — но учились на этом, совершенствуя технологию.

🎨 Вот как это происходит сегодня:

▪️ Сначала делают рентгенограмму. Они показывает, что скрыто за верхним слоем иконы.

▪️ Затем берут пробу нескольких слоев: микропроколом снимают все слои до дерева. Это позволяет изучить состав грунта, краски, по этим признакам выяснить, к какому времени относится каждый слой. Дальше принимается решение о реставрации.

▪️ Если слоев несколько, то снимают первый слой — и исследуют второй: фотографируют, датируют. Если второй слой не представляет большой ценности, раскрывают следующий.

▪️ Часто приходится делать фрагментарное раскрытие иконы. Это происходит, если слоев очень много, и равномерно снять их все не удается. Так раскрыта Владимирская икона Божией Матери: лики Богоматери и младенца 12 века, а вот фоны, складки платья относятся к разным более поздним векам. Полностью раскрыть икону до оригинала невозможно.

▪️ Если верхний слой представляет большую ценность, современная технология позволяет его спасти. Для таких случаев придумали технологию отслоения записей, чтобы сохранить верхний слой и перенести его на отдельную доску.

Каталог той самой первой выставки древнерусского искусства 1913 года

Мы весь урок говорили об иконописи. Давайте еще раз вспомним главное.

☦️ Иконопись — уникальное христианское искусство. По легенде, первые образы Спасителя оставил сам Иисус, первые образы Богоматери написал апостол Лука.

🔥 Первые изображения святых — в римских катакомбах. Сначала образ Христа скрывали за символами. Когда христианство стало официальной религией, на смену символам пришли иконы с ликами.

🏛 В основе стиля — эллинистическая и сирийско-палестинская традиции. После периода иконоборчества в Византии сложился канон религиозных изображений, отказавшийся от реалистичного эллинизма.

На Русь иконопись пришла из Византии. Ранние русские иконы более яркие и свободные, чем византийские того же периода.

🎨 Порядок написания иконы: доска → поволока → грунт → фон → «доличное» (одежды, пейзаж, архитектура) → лики. Икона пишется в посте и молитве.

🔻 Обратная перспектива — особенность организации пространства в иконе. Объекты при удалении увеличиваются, а точка схода линий — зритель.

📖 Основные сюжеты

▪️ Христологический цикл: Спас Вседержитель, Спас Нерукотворный, Спас Эммануил, Ветхий Денми, Спас в силах, Ветхозаветная Троица.

▪️ Богородичный цикл: Оранта, Одигитрия, Умиление, Панахранта.

▪️ Иконы двунадесятых праздников

▪️ Иконы «Страстного цикла»

▪️ Богословско-дидактические композиции

⛪️ Иконостас (сверху вниз):

▪️ Праотеческий чин
▪️ Пророческий чин
▪️ Деисусный чин
▪️ Праздничный чин
▪️ Местный чин
▪️ + Страсти Христовы и Страсти Апостольские

👤 Великие иконописцы

▪️ Феофан Грек. Византийский мастер, много работал на Руси. Мощные, экспрессивные росписи и иконы.

▪️ Андрей Рублев. Начинал с Греком. Очень тонкое, красивое письмо. Глубина богословского содержания.

▪️ Дионисий. Жизнерадостность, внимание к эстетике, надежда даже в сцене распятия.

▪️ Симон Ушаков. Привносит от западных мастеров натуралистичность, светотеневую моделировку, попытки передать прямую перспективу.

↕️ Иконописные направления

▪️ Новгородские иконы. Простые, с традиционной иконографией, с насыщенными цветами. Самый распространенный тип — Предстояние.

▪️ Северные письма. Иконы северных земель Руси. Писали и монахи, и крестьяне, нарушали технологию. Много простонародности, примитивного реализма, приглушенных цветов — но мощный религиозный дух.

▪️ Старообрядческие иконы. Темные лики, много надписей на старославянском, встречаются литые иконы. Новые типы икон — Св. Аввакум, Спас Благое молчание, Богоматерь Огневидная, «Николай Отвратный», мученик Христофор Псеглавец.

🟫 Старообрядцы скупали старые иконы, потемневшие от времени. Это позволило в начале 20 века начать их восстановление — до этого времени они были скрыты от глаз, и никто не знал, какие шедевры создавали древние иконописцы.

Что почитать

📕 Евгений Трубецкой. «Три очерка о русской иконе».
Небольшие эссе о богословии иконы. Были написаны еще до возникновения иконоведения как науки, однако считаются классикой. Очень трепетно и с большой любовью.

📘 Лев Жегин. «Язык живописного произведения».
Исследования перспективы и композиционных особенностей иконы, сопоставления с западноевропейской живописью. Все отлично иллюстрировано чертежами и таблицами.

📙 Леонид Успенский. «Богословие иконы православной Церкви».
Не самая простая для чтения книга, однако позволяет понять теорию и хронологию развития иконописи.

📗 Юрий Бобров. «Основы иконографии древнерусской иконной живописи».
Простым и доступным языком о системе живописного оформления православного храма, основных сюжетных циклах и вариантах их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи.

📚 Предлагаем расширенный библиографический список со ссылками для скачивания. В «золотой фонд» книг по иконописи входят работы М. В. Алпатова, Н. П. Кондакова, В. Н. Лазарева, В. Д. Сарабьянова и Э. С. Смирновой.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;