angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская иконопись

Функции, виды и сюжеты икон

По функциям иконы бывают городские, бытовые и храмовые; по видам — мозаичные, вышитые, литые, резные. В чем их отличия — узнаем в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Мерная икона царевны Софьи: Мученица София, 1657
2. Тезоименная икона царя Алексея Михайловича (1645–1676) была написана в 1645 г., в год вступления царя на престол. После смерти царей эти иконы становились надгробными.
3. Надвратная икона над воротами в Спасской Башне Московского Кремля, заново открытая в 2010 году: Спас Смоленский, 17 в.
4. Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», «Святой Николай Мирликийский», кон. 16 в.

В христианской традиции выработано огромное количество самых разных типов и видов икон. Давайте разберемся с основными — и начнем с того, какие функции были у разных икон.

По функциям иконы можно разделить на три типа 👇

🏠 Бытовые. Человек использовал их для себя, в домашних, «вне-храмовых» условиях. Например, раньше в богатых семьях после рождения ребенка часто изготавливали мерные иконы: длина доски такой иконы соответствовала росту младенца при рождении, а изображен на иконе был его духовный патрон. Сюда же можно отнести иконы венчальные, именные (с изображением святого покровителя владельца) и путевые (часто это были складные диптихи или триптихи).

🏰 Городские. Существовали в пространстве города, чаще всего это надвратные иконы.

⛪️ Храмовые. Написаны для украшения храма. Могут располагаться в составе алтаря, на стенах или столпах. Также есть особый вид храмовых икон — выносные, которые участвуют в Крестных ходах. Выносные иконы, как правило, небольшие по размеру и двусторонние — имеют изображения на обеих сторонах доски.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Один из списков с Казанской иконы Божией матери
2. Боголюбская икона Божией Матери, 12 век
3. Резная икона «Чудо Георгия о Змие», Русский Север, вторая половина 16 века
4. Литая икона со сценами из жития Илии Пророка. Москва, конец 19 века, мастер Родион Хрусталев
5. Современная вышитая жемчугом, бисером и драгоценными камнями икона «Архангел Гавриил»
6. Мозаичная икона Божией матери из храма Спаса-на-Крови, конец 19 века
7. В.Л. Боровиковский. Богоматерь «Всех скорбящих радость», 1790-1792

Иконы могут быть не только написаны темперой на доске, но и выполнены в других материалах и техниках. Бывают иконы:

▪️ Мозаичные
▪️ Вышитые
▪️ Литые
▪️ Резные
▪️ Выполненные в технике масляной живописи — начиная с 18 века.

Также бывают иконы с необычной историей появления👇

🙏 «Обетные»/«вотивные» иконы. Создаются по обету — обещанию заказать икону в случае важного события — выздоровления, победы в битве или рождения ребенка. Такие иконы, как правило, жертвуют храму или монастырю.

▪️ Своего рода «обетной» является знаменитая Боголюбская икона Божьей матери. По легенде, когда князь Андрей Боголюбский возвращался во Владимир, в 10 верстах от города его кони встали, и никто не мог сдвинуть повозки. Во время молитвы в походном шатре князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте поставить церковь и основать монастырь в честь ее Рождества. Икона написана в честь данного обещания — затем она хранилась в воздвигнутом князем Андреем храме Рождества Пресвятой Богородицы.

🔥 «Чудесно обретенные» иконы. К таким относят, например, знаменитую икону Казанской Божией матери. По преданию, после пожара в Казани 1579 года десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и объяснила, где искать ее чудотворную икону — на одном из пепелищ. Икона была «обретена» в указанном месте 9 июля 1579 года. Затем там построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого и стала Матрона (под именем Мавры). К сожалению, сейчас подлинная икона считается уничтоженной или пропавшей. Сохранились лишь старинные списки.

Св. Николай Чудотворец и св. Косма и Дамиан, с житием св. Николая, школа или худ. центр: Новгород, первая половина 14 века

Перед нами очень интересный тип икон — икона с клеймами. У таких икон есть средник (средняя, «главная» часть иконы), на котором изображен «главный герой» — святой, которому посвящена икона. Вокруг средника располагаются клейма — небольшие сюжеты в прямоугольниках. Как правило, в клеймах можно «прочитать» историю жития или деяний святого.

📖 Клейма надо «читать», как книгу — слева направо, сверху вниз. Или иногда по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла.

Например, рассмотрим новгородскую икону Св. Николая Чудотворца первой половины 14 века 👇

👤 На среднике мы видим самого Николая. По сторонам от него стоят маленькие фигурки еще двух святых — Косьмы и Дамиана. По сторонам нимба — Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором (фигуры даны чуть ниже пояса).

🔲 Вокруг средника, на чередующихся киноварных и синих фонах — шестнадцать клейм со сценами жития:

1. Рождество. Чудо в купели. Наверху из синего полукруга (неба) мальчика благословляет десница Господня (как и в следующих двух клеймах).
2. Исцеление сухорукой. Семилетний Николай по пути на учение встретил женщину с парализованной рукой, коснулся ее — и она выздоровела.
3. Приведение во учение. Мальчик избрал учителя по внушению свыше.
4. Поставление в диаконы.
5. Поставление в иереи.
6. Посечение древа. Николай уничтожил кипарис — священное дерево язычников, которое ранее не смогли срубить топором.
7. Чудо о корабельниках. Победа святителя над бесами, поселившимися в снастях корабля.
8. Явление Николы царю Константину. Святой Николай явился во сне Константину и его советнику Евлавию, повелев освободить несправедливо заключенных военачальников (следующие два клейма рассказывают о той же истории).
9. Явление Николы епарху Евлавию.
10. Явление Николы трем мужам в темнице.
11. Избавление трех мужей от меча. Святитель остановил казнь еще трех несправедливо обвиненных жителей Ликии, выхватив из рук палача занесенный меч.
12. Никола кормит братию. Святитель накормил большую артель мастеров, которые работали в храме, разломив единственный хлебец.
13. Спасение Димитрия со дна моря. Святитель спас из воды во время бури и перенес в дом благочестивого Димитрия, который плыл на праздник Николы в Атир.
14, 15. Избавление Василия от сарацин. Захваченного в плен сарацинами крестьянского сына Василия подхватила невидимая сила и перенесла в дом к родителям — в своем благодетеле Василий узнал святого Николая.
16. Преставление. После краткой болезни святой мирно скончался 6 (19) декабря 342 года и был погребен в церкви города Миры.

📘 Таким образом, на одной иконе мы видим всю историю жизни Св. Николая — от рождения до смерти.

Христологический цикл:

1. Спас Вседержитель. Тверь (?), конец 13 века
2. Спас Нерукотворный. Ростово-Суздальская школа, первая половина 14 века
3. Спас Эммануил. Москва, середина — вторая половина 16 века (?)
4. Отечество. Оружейная палата Московского Кремля, 1680-е годы
5. Спас в силах. Тверь, середина 15 века

Богородичный цикл

1. Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская, вторая половина 16 века
2. Икона Богородицы «Одигитрия», Кипр, 12 век
3. Икона Божией Матери Ярославская «Умиление», 16 век
4. Икона Божией Матери «Всецарица», Греция, 17 век

Примеры икон дидактического содержания

1. Отче Наш, 17 век
2. Премудрость созда себе дом. Новгород, 1548
3. Распятие в лоне Отчем. Карелия, 2-я половина 17 века

Обратимся к сюжетам икон. Все иконы можно разделить на несколько циклов.

☦️ Христологический цикл. Включает в себя иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Основные типы икон Христа:

▪️ Спас Вседержитель («Пантократор», от греч. «παντοκράτωρ — «всемогущий»). Иисус в облике Небесного Царя, Отца и Правителя мира. Левая рука покоится на Евангелии, а правой он благословляет верующих.

▪️ Спас Нерукотворный на убрусе или чрепии. Об истории появления этого образа мы уже говорили.

▪️ Спас Эммануил. Представляет Божьего Сына в отроческом возрасте: молодым и безбородым.

▪️ Ветхий Денми — икона Христа-Седовласого Старца, сущего от начала времен. Каноничность этого образа долго была под вопросом, потому что его часто «прочитывают» как изображение Бога-отца, что недопустимо, ибо он не имел воплощения.

▪️ Спас в силах. Фигуру Господа обрамляет красный ромб (духовный мир), синий овал (знак бесконечности бытия) и красный прямоугольник сзади (материальная вселенная). Внутри каждой из фигур мы видим соответствующие «силы». Например, внутри ромба и овала находятся ангелы различных чинов — Силы Небесные — отсюда и происходит название образа.

▪️ Ветхозаветная Троица. Ангелы, явившиеся Аврааму, символизируют три неразделимые ипостаси Бога. Один из ангелов — Христос.

🤱 Богородичный цикл. Включает в себя иконы Марии и богородичных праздников. Основные типы икон Богородицы:

▪️ Оранта (от лат. «Orans» — «Молящаяся»). Мадонна с воздетыми руками просит у Господа вразумить человечество и направить его к спасению. Иногда она изображается без младенца, чаще — младенец находится на ее груди в медальоне.

▪️ Одигитрия (от греч. «Οδηγήτρια» — «Путеводительница»). Богоматерь поднимает отрока-Иисуса — десницу он сложил в жесте благословения, а в левой руке держит свиток. К этому изводу относят святыни «Неувядаемый Цвет», иконы Божией Матери — Иверскую, Казанскую, Тихвинскую и многие другие.

▪️ Елеуса (от греч. «Ελεούσα» — «Умиление»). Младенец-Христос нежно прижимается щекой к щеке Девы Марии, олицетворяя безграничную божественную любовь и сострадание. Известные иконы — Владимирская, Почаевская, Феодоровская и другие.

▪️ Панахранта (Всецарица, или Богородица на престоле). Женщина с младенцем на руках восседают на троне. По такому канону выполнены Киево-Печерская, «Державная», «Нерукосечная» иконы.

Иконы святых и сил бесплотных (ангелов). На них может фигурировать один святой, два или несколько. К этому типу же относятся иконы с клеймами.

🗓 Отдельная категория — иконы, посвященные главным праздникам и событиям Священной истории. Обычно они располагаются на алтаре в соответствующем ряду и относятся к циклам.

▪️ Цикл икон двунадесятых праздников — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

▪️ Иконы «Страстного цикла». Повествуют о страданиях и распятии Христа. К ним относятся Омовение ног, Тайная Вечеря, Моление о чаше, Суд Пилата, Крестный путь, Распятие, Погребение Христа, Сошествие во ад.

📖 Богословско-дидактические композиции. Многофигурные, чрезмерно усложненные — попытка иллюстрировать сложные богословские идеи. Например, икона «Отче наш» написана по соответствующей молитве. Такие композиции стали популярны в русском искусстве в 16–17 веках.

Любимые народные святые на Руси

1. Илья Пророк, Новгород, конец 14 века
2. Богоматерь с Младенцем и Власий, Новгород, 14 век
3. Параскева Пятница и Анастасия, Новгород, конец 14 века
4. Богоматерь Знамение с избранными святыми: Илья Пророк, Николай Чудотворец и Анастасия, Новгород, начало 15 века
5. Флор, Никола и Власий, Анастасия (Складень трехстворчатый), Новгород, начало 15 века

1. Схема расположения икон
2. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевской Лавры, 1425–1427
3. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, конец 15 века
4. Семиярусный иконостас Троицкого Собора в Пскове, 17–18 века (6-ой ярус — Страсти Христовы, 7-ой ярус — Распятие с предстоящими
)

В завершение части рассмотрим, как именно и почему располагаются иконы в составе иконостаса.

️ В церкви, как и в самой иконе, все элементы имеют символический смысл. Существует два основных типа церквей:

️ Базиликальный — пошел от античных храмов, распространен в Западной Европе.

️ Крестово-купольный — более привычный для нас, пришедший из Византии.

▪️ Эти типы несут в себе разную символику. Базиликальный храм вытянут от входа на западе к алтарю на востоке — символ долгого и непростого пути человека к богу. Крестово-купольный храм показывает иерархию мироздания: земной мир представлен нижними прямоугольными формами храма, дальше идут округлые закомары и один или несколько куполов, символизирующие небо.

🔝 Система росписей тоже строится в иерархическом порядке: чем выше, тем значительнее. В куполе мы обычно видим Христа, часто окруженного архангелами и херувимами. В простенках барабана купола — либо пророки, либо апостолы. Чем ближе к земле, тем более низкое место в духовной иерархии занимают изображенные персонажи.

▪️ Иерархия также строится с запада на восток. Западная часть храма, где находится главный вход, считается более «профанной», на западной стене часто располагают огромную композицию Страшного суда. В восточной части расположен алтарь, «святая святых» храма.

🚪 Иконостас появился как алтарная преграда. Это происходило постепенно: в катакомбах ничего подобного не было, затем возникли занавеси или несколько колонн с иконами между ними. В Византии и в Древней Руси дополнительных рядов не было, потому что император или князь находились на хорах — втором этаже церкви, и оттуда им было видно происходящее в алтарной части.

⏳ Алтарная преграда на Руси постепенно росла вверх и в 15 веке превратилась в полноценный иконостас. В классическом варианте иконостаса пять рядов, но бывает и до семи рядов. В центре царские врата — проход к алтарю, который открывают на большие праздники.

Рассмотрим ряды иконостаса сверху вниз 👇

5️⃣ Праотеческий чин. В центре, как правило, над царскими вратами икона Троицы — Ветхозаветной или Новозаветной («Отечество»). Первая теологически более «правильная». Новозаветная Троица, включающая в себя изображение Бога-Отца, была официально запрещена, однако на практике все равно часто использовалась. По краям от Троицы — ветхозаветные святые и предки Христа: Адам, Ева, Авель.

4️⃣ Пророческий чин. В центре икона Божьей Матери — может быть «Знамение» с еще не родившимся сыном (в медальоне на груди) или с младенцем на престоле. По обе стороны — иконы ветхозаветных пророков, а также Давид и Илия, предсказавшие рождение Христа.

3️⃣ Деисусный чин. Важнейший ряд, с которого началось формирование иконостаса. Деисус означает «моление». В центре — фигура Христа, обычно это типа «Спас в силах», «Спас на престоле» или «Пантократор». Справа от него (от нас — слева) икона Божьей Матери, слева — Иоанн Предтеча. Далее архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Ряд мог дополняться другими апостолами.

2️⃣ Праздничный чин. Может меняться местами с Деисусным, но иконы праздников меньше по формату и теряются в более высоком ряду. Показаны главные двунадесятые праздники — 12 икон. Могут также помещаться сцены из страстей Христовых.

1️⃣ Местный чин. Самый нижний ряд. В центре Царские Врата, центральный вход в алтарь. Обычно на Вратах помещают иконы четырех евангелистов и сцену Благовещения. Как более редкий вариант — могут быть святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.

▪️ Слева от Царских Врат — икона Божьей Материли, справа — Спасителя. Вторая икона справа от врат — храмовая икона, она говорит о том, в честь чего или кого освещен храм.

➕ Два дополнительных ряда стали иногда появляться в 17 веке. Это Страсти Христовы и Страсти Апостольские — мученическая кончина 12 апостолов. Но такое встречалось редко, считается влиянием католической традиции, пришедшей из Польши и Украины.

🔲 Первый четырехъярусный иконостас появился в начале 15 века в Успенском соборе по Владимире. Его создали Андрей Рублев и Даниил Черный. У этого иконостаса еще не было самого высокого чина с праотцами. Сохранившаяся часть икон сейчас хранится в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.

✍️ Полностью сохранился до нашего времени иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Для этого иконостаса Рублев написал знаменитую Троицу. Оригинал Троицы находится в Третьяковской галерее, а в Сергиевом Посаде висит копия. Однако большая часть икон до сих пор находится на своём изначальном месте в храме.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;