angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский импрессионизм

Игорь Грабарь

Ученый, педагог, реставратор — Игорь Грабарь прежде всего художник. Посмотрим на красоту русских пейзажей и насладимся эстетикой натюрмортов в манере импрессионизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Игорь Грабарь, фото
2. Филипп Малявин. Портрет Игоря Грабаря, 1895

Игорь Грабарь

3. Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934
4. Автопортрет в шубе, 1947
5. За чтением. Портрет Валентины Грабарь, жены художника, 1928
6. Зимой. Портрет Ольги Грабарь, дочери художника, 1934
7. Портрет Мстислава Грабаря, сына художника, 1935

Игорь Грабарь

1. Крыши под снегом, 1889
2. Гоголь Н.В. «Шинель». Обложка, 1890
3. Старик-натурщик, 1891
4. Девушка в русском платке, 1890
5. Няня с ребенком, 1892
6. Дама у пианино, 1899
7. Портрет художника Антона Ашбе, 1899
8. Толстые женщины. Гротеск, 1904

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим об Игоре Грабаре. Это один из важных людей для русского искусства, чей вклад в его сохранение и развитие неоценим. Он был не только художником, но и реставратором, просветителем, исследователем.

Познакомимся с ним поближе.

👦 Родился в Австро-Венгрии в семье деятелей русского движения в Закарпатье и Галиции. Вернувшись в Россию, они еще долго скрывались под фамилией Храбровы. Игорь в молодости некоторое время использовал эту фамилию как свою.

✍️ Окончил престижный московский лицей цесаревича Николая, где любимым уроком было рисование. Интересовался культурной жизнью: посещал выставки, музеи. Был знаком со студентами МУЖВиЗ.

🎓 Окончил юридический факультет Петербургского университета. Но юриспруденция его не интересовала, и он подрабатывал тем, что писал статьи и фельетоны для юмористических журналов. Позже его стали привлекать как иллюстратора.

🎨 Поступил в Академию художеств в Петербурге. Под влиянием Павла Чистякова решил стать профессиональным художником. Когда Чистякова отстранили от преподавания, поехал в Европу — Германию, Италию, Францию, где изучал шедевры великих мастеров. Вернувшись в Петербург, учился у Ильи Репина. Позже Грабарь напишет о Репине большую монографию.

Учился в Мюнхене в частной художественной школе у Антона Ажбе. В это же время там учился Василий Кандинский. Через какое-то время Грабарь тоже стал преподавать в школе Ажбе живопись для новичков.

📖 Начал писать критические статьи об искусстве. Его заметил Сергей Дягилев и пригласил публиковаться в журнале «Мир искусства».

🖼 В 1902 году вернулся в Россию. Много выставлялся, писал статьи. Был очень популярен, принимал участие в Осеннем салоне 1906–1907 годов в Берлине, Венеции, Париже — его там очень хорошо приняли.

🛏 В 1908 году стал жертвой нападения грабителей. После тяжелой травмы головы ему пришлось заново учиться ходить, выполнять простые вещи. Но Грабарь смог встать на ноги.

🤝 В 1913 году избран попечителем Третьяковской галереи — после знаменитого покушения на картину «Иван Грозный и его сын Иван». Очень много сделал для Третьяковки: при нем галерея из частной коллекции превратилась в научный музей. Он изменил развеску и планировку залов, провел инвентаризацию, отреставрировал много работ, начал вести каталоги. В итоге стал директором Третьяковской галереи.

🔎 Продолжал работу после революции. Возглавил комиссию, которая спасала произведения искусства из разграбленных усадеб и храмов. В 1918 году открыл Центральные государственные реставрационные мастерские, куда пригласил ведущих реставраторов. Эти мастерские до сих пор существуют и носят его имя. Здесь реставрируют картины со всех музеев страны.

💼 Преподавал в университете искусствоведение и реставрацию. Сам был реставратором, принимал личное участие в реставрации «Троицы» Рублева.

👤 На рубеже 20–30-х годов ушел в тень, опасаясь репрессий: он был в дружеских отношениях с женой Троцкого, а тот попал в опалу. Грабарь покинул все посты, занимался рисованием. В конце 1930-х вернулся к общественной деятельности. В 1941 получил Сталинскую премию за двухтомную монографию об Илье Репине. Стал ректором Московского государственного художественного института.

👨‍🎨 Всю жизнь работал как художник. В 30-е годы под влиянием политической обстановки и критики формализма прервал свои импрессионистические эксперименты и стал писать в академической манере, близкой соцреализму. Среди известных картин этого времени — «Ленин у прямого провода». Также много работал над портретами.

🚂 В войну организовал эвакуацию памятников искусства. Начал издавать многотомный энциклопедический труд по истории русского искусства, который до сих пор остается одним из фундаментальных источников. Многие статьи в нем написал сам. После войны организовал и возглавил Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры (сейчас — Государственный институт искусствознания).

🏡 В конце жизни жил на даче в Абрамцево. Продолжал много рисовать и писать научные труды.

Живопись или реальность: иллюзионистический эксперимент Грабаря

Дама с собакой, 1899

Игорь Грабарь, пейзажи

1. Луч солнца, 1901
2. Золотые листья, 1901
3. Сентябрьский снег, 1903
4. Февральская лазурь, 1904
5. Мартовский снег, 1904
6. Иней, 1905
7. Березовая аллея, 1940
8. Иней. Восход солнца, 1941
9. В саду. Грядка дельфиниумов, 1947

Игорь Грабарь, натюрморты

1. Банка с вареньем и яблоки, 1904
2. Натюрморт, 1904
3. Сирень и незабудки, 1905
4. Хризантемы, 1905
5. Яблоки, 1905
6. Неприбранный стол, 1907
7. Груши на синей скатерти, 1915
8. Натюрморт с грушами, 1922
9. Утренний чай. Подснежники, 1939–1954

Игорь Грабарь, портреты

1. В. И. Ленин у прямого провода, 1927–1933
2. Светлана, 1933
3. Портрет композитора С. С. Прокофьева, 1934
4. Портрет Е. Г. Никулиной-Волконской, 1935
5. Портрет В. Г. Дуловой, 1935
6. Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина, 1935
7. Портрет К. И. Чуковского, 1935
8. Портрет композитора С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941
9. Портрет художника, музейного деятеля Петра Ивановича Нерадовского, 1946

Ню

10. Флора, 1934

У Игоря Грабаря было много амплуа: ученый, педагог, реставратор. Но даже если бы он был только художником, то все равно вошел бы в историю русской живописи как достойный ее представитель. Давайте посмотрим на его картины.

👨‍🎨 В раннем творчестве чувствуется поиск своего стиля. В каких-то работах явно ощущаются отзвуки академического искусства, в других — явное влияние западного символизма и модерна.

👁 В начале 20 века художники поняли одну из ключевых находок импрессионизма: писать дробными мазками чистого цвета. Грабарь работает в такой технике: у него очень мощные, яркие цветовые работы, полные упоения природой, без каких-либо скрытых смыслов — чистая красота. Его любимые жанры — пейзаж и натюрморт.

❄️ Больше всего Грабарь любил зимние пейзажи. Часто изображал деревья, покрытые инеем. Эта белизна искрится на солнце, создает разные эффекты утром или вечером — знакомый подход французских импрессионистов, которые тоже любили «ловить» пейзажи в разное время суток.

🌲 Всегда — даже в морозы — работал на пленэре и изобрел «траншейный метод». Вот как сам Грабарь описывает это неожиданное открытие во время работы над пейзажем «Февральская лазурь»:

🗣 «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

Грабарь вырыл траншею в снегу, лег в нее с мольбертом и писал лежа. Позже он не раз использовал этот метод на зимних пленэрах.

💐 Летом писал натюрморты — очень живые, красочные, радостные. Постепенно работы становились сдержаннее из-за борьбы с формализмом в искусстве, но в 1940-е годы Грабарь снова вернулся к импрессионизму.

🎨 Любил сочетать в натюрмортах теплые и холодные тона, особенно оранжевый и голубой. Например, в натюрморте «Желтые хризантемы» специально заказал цветы, расставил их так, чтобы желтый цвет оттеняли голубые предметы вокруг. Белая скатерть окрашивается разными бликами, весь мир преломляется, кажется мерцающим, с вибрирующим воздухом, превращаясь в симфонию цвета.

В этой части мы познакомились с творчеством, научной и просветительской деятельностью Игоря Грабаря, знаменитого русского живописца первой половины 20 века.

Потренируемся узнавать его работы.


курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;