Русский импрессионизм
Константин Коровин
Константин Коровин — первый русский импрессионист. Узнаем, как в художнике зародилась природная любовь к ярким мазкам.
1. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр ночью, 1897
2. Клод Моне. Бульвар Капуцинок, 1873
3. Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже, 1873
Константин Коровин
4. Париж. Бульвар Капуцинок, 1911
5. Парижское кафе, 1890
6. Кафе Д'Англетер. Париж, 1913
7. Парижское кафе, 1890-е
8. Париж. Утро, 1906
9. Ночное кафе в Париже, 1936
10. Париж. Сен-Дени, 1930-е
Поговорим о Константине Коровине — первом русском импрессионисте, который к тому же оставался верен этому направлению на протяжении всей жизни.
Начнем с его биографии 👇
👦 Родился в обеспеченной семье. Дед был купцом первой гильдии и владел ямским извозом. Когда везде начали строить железные дороги, дела пошли хуже. После смерти деда семье пришлось переехать из Москвы в Мытищи. Не выдержав нищеты, отец покончил с собой, и мальчик остался сиротой.
🎨 Поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но быстро перешел на пейзажную живопись. Его учителем стал Саврасов, который с любовью изображал русскую природу, ее красоту, призывал учеников почаще ходить на этюды — родись он во Франции, вполне мог бы быть импрессионистом. Несмотря на то, что Саврасов был не самым обязательным преподавателем из-за пристрастия к алкоголю, Коровин его обожал и потом вспоминал с большой теплотой.
🔄 Когда Саврасова выгнали из училища, тоже решил уйти. Он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Но был слишком независимым для строгих правил Академии и вернулся в Московское училище.
🎓 Вернувшись, стал учиться у Василия Поленова, который сам только вернулся из-за границы. Когда Поленов увидел работы Коровина, то спросил: «Вы импрессионист?» Коровин даже не знал такого слова. Можно сказать, что коровинский импрессионизм родился стихийно, практически без внешних влияний. Любовь к краскам, яркому активному мазку была в его природе.
📆 Возможно, изменил дату создания «Портрета хористки». Сам Коровин датировал ее 1883 годом, но исследователи считают, что работа создана в 1887 году. Изменив дату, художник мог доказать свое первенство в импрессионизме: в 1887 году Серов также написал «Девочку с персиками», которую приняли намного лучше «Хористки».
👥 Стал одним из любимых учеников Поленова. Тот его поддерживал, приглашал к себе на дачу, ввел в Абрамцевский кружок. Савва Мамонтов был в восторге от молодого художника и многое для него сделал: возил за границу, делал большие заказы.
🎭 Работал с театральными декорациями. Манеру Коровина многие не понимали, даже Поленов считал его работу слишком небрежной и свободной — а в театре с его условностями и яркостью эти качества оказались кстати.
🚂 Много путешествовал. Бывал в Париже, любил этот город, познакомился с творчеством импрессионистов. Также с большим удовольствием путешествовал на Север, создавая по заказу Мамонтова северные работы, «рекламировавшие» его проекты строительства железной дороги до Архангельска.
💔 Имел несчастливую личную жизнь. Рано женился, первый ребенок умер — Коровин винил в этом себя и свою тогдашнюю бедность. Второго сына он опекал всю жизнь. Уже юношей тот попал под трамвай и остался инвалидом. Жена была холодна к творчеству Коровина.
👴 В 1922 году эмигрировал во Францию, забрав жену и сына. В этот раз в Париже было тяжело, денег не хватало, импрессионизм уже никому не был интересен.
✍️ Оставил прекрасные мемуары. Они полны живых зарисовок и интересных историй.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Несколько штрихов к портрету Константина Коровина
1–3. Фото Константина Коровина
4. Валентин Серов. Портрет Константина Коровина
5. Константин Коровин. Портрет хористки, 1883 или 1887
6. Константин Коровин. Автопортрет, 1938
1. Дача Коровина в Гурзуфе «Саламбо»
Константин Коровин
2. Крым. Гурзуф, 1917
3. Пристань в Крыму, 1913
4. Крымский пейзаж, 1912
5. Крымский пейзаж, 1912
6. Розы на террасе. Крым, 1910-е
7. Пристань в Гурзуфе, 1914
8. Гурзуф, 1914
9. Дом в Гурзуфе, 1920
Константин Коровин
1. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович, 1880-е
2. Портрет И. А. Морозова, 1903
3. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина, 1911
4. У открытого окна. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина, 1916
5. Балерина в своей гримерке, 1923
6. Девушка на пороге. Этюд, 1890-е
Давайте рассмотрим особенности живописи Коровина.
🌊 Одна из ярких страниц творчества — крымские картины. Южная природа Крыма, солнце, море располагали к импрессионистической манере. Коровин полюбил Крым и часто приезжал сюда, много работал. Все созданные здесь картины светлые, солнечные, выполнены широкими густыми мазками, наполнены светом.
🏡 Любимым местом Коровина в Крыму стал Гурзуф. Он даже купил там землю и построил дачу на берегу моря, которую назвал Саламбо — в честь одноименного балета, над декорациями для которого работал. Дача существует до сих пор.
🔲 В картине «Гурзуф» мы видим импрессионистский эффект «случайного кадра». Девушка стоит ближе к краю полотна, нарушая классическую композицию.
👤 Также Коровин писал портреты, хотя и не так часто, как пейзажи. В более ранних работах вроде портрета Любатович или портрета Морозова художник более традиционен. Хотя он создает легкое импрессионистское настроение, но фигуры прорисованы детально, а лицо проработано очень тщательно.
🍷 Дальше живопись становится более свободной, яркой, артистичной. Пример — портрет Шаляпина. Перед нами по-прежнему узнаваемый портретный образ, но это не только портрет, но и шикарный натюрморт, который символизирует радость жизни, праздность. Дело происходит на отдыхе во Франции. Такая полижанровость часто встречается у Коровина.
🎨 Портрет дочерей Шаляпина очень свободен. Коровин решает в этюдной манере не только пространство: даже лица фактически смазаны, уходят в тень, что было несвойственно для русского искусства. Портреты Коровина прекрасны не столько «похожестью», как фото, а атмосферой, передачей ощущения, настроения, которое царило в момент создания работы.
В завершение части давайте прочитаем две забавные истории, которые произошли с Константином Коровиным.
☕️ «За вечерним чаем, — вспоминает Коровин, — где были Васнецов, Поленов, Репин, я впервые увидел Мамонтова — особенного человека. Он был веселый, простой.
— Пойдемте в мастерскую, — предложил Савва Иванович. — Я вам покажу портрет одного испанского художника. Вот Илья Ефимыч видел и говорил, что испанцы — молодцы в живописи: все пишут ярко, колоритно.
Смотрю, а в мастерской на мольберте стоит мой этюд — голова женщины в голубой шляпе на фоне листьев сада, освещенных солнцем (прим. — речь идет о «Портрете хористки»). Этот этюд взял у меня раньше Поленов.
— Да, — сказал Репин, посмотрев мой этюд. — Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом...
Савва Иванович смеялся, смотря на меня, потом сказал:
— Но послушай, а если это не испанец, а русский, тогда как?
— Как русский? Нет, это не русский...
— Вон он испанец! — сказал Савва Иванович, указывая на меня. — Чего вам еще? Тоже брюнет, чем не испанец?..
И Савва Иванович, обняв меня, захохотал. Васнецов, подойдя, сказал:
— Разыграл нас Савва. Нет, это правда написали вы?
— Да, — говорю. — Это я».
👨🎨 На одном из парижских бульваров, поставив мольберт прямо на улице, работал художник. Привычные к таким явлениям прохожие иногда останавливались рядом, заглядывали через плечо, вполголоса комментировали, иной раз задавали вопросы. Не отрывая взгляд от холста, художник мог переброситься словом-другим с любопытствующими.
Пара русских туристов долго смотрела, как смелые, сияющие мазки, выходящих из-под кисти живописца, оживают на холсте. Один из них не выдержал: «Удивительно эти французские художники владеют колоритом!». «И русские не хуже!» — ответил первый русский импрессионист Константин Коровин.
Давайте попрактикуемся отличать картины Константина Коровина.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день