angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский импрессионизм

Константин Коровин

Константин Коровин — первый русский импрессионист. Узнаем, как в художнике зародилась природная любовь к ярким мазкам.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр ночью, 1897
2. Клод Моне. Бульвар Капуцинок, 1873
3. Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже, 1873

Константин Коровин

4. Париж. Бульвар Капуцинок, 1911
5. Парижское кафе, 1890
6. Кафе Д'Англетер. Париж, 1913
7. Парижское кафе, 1890-е
8. Париж. Утро, 1906
9. Ночное кафе в Париже, 1936
10. Париж. Сен-Дени, 1930-е

Поговорим о Константине Коровине — первом русском импрессионисте, который к тому же оставался верен этому направлению на протяжении всей жизни.

Начнем с его биографии 👇

👦 Родился в обеспеченной семье. Дед был купцом первой гильдии и владел ямским извозом. Когда везде начали строить железные дороги, дела пошли хуже. После смерти деда семье пришлось переехать из Москвы в Мытищи. Не выдержав нищеты, отец покончил с собой, и мальчик остался сиротой.

🎨 Поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но быстро перешел на пейзажную живопись. Его учителем стал Саврасов, который с любовью изображал русскую природу, ее красоту, призывал учеников почаще ходить на этюды — родись он во Франции, вполне мог бы быть импрессионистом. Несмотря на то, что Саврасов был не самым обязательным преподавателем из-за пристрастия к алкоголю, Коровин его обожал и потом вспоминал с большой теплотой.

🔄 Когда Саврасова выгнали из училища, тоже решил уйти. Он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Но был слишком независимым для строгих правил Академии и вернулся в Московское училище.

🎓 Вернувшись, стал учиться у Василия Поленова, который сам только вернулся из-за границы. Когда Поленов увидел работы Коровина, то спросил: «Вы импрессионист?» Коровин даже не знал такого слова. Можно сказать, что коровинский импрессионизм родился стихийно, практически без внешних влияний. Любовь к краскам, яркому активному мазку была в его природе.

📆 Возможно, изменил дату создания «Портрета хористки». Сам Коровин датировал ее 1883 годом, но исследователи считают, что работа создана в 1887 году. Изменив дату, художник мог доказать свое первенство в импрессионизме: в 1887 году Серов также написал «Девочку с персиками», которую приняли намного лучше «Хористки».

👥 Стал одним из любимых учеников Поленова. Тот его поддерживал, приглашал к себе на дачу, ввел в Абрамцевский кружок. Савва Мамонтов был в восторге от молодого художника и многое для него сделал: возил за границу, делал большие заказы.

🎭 Работал с театральными декорациями. Манеру Коровина многие не понимали, даже Поленов считал его работу слишком небрежной и свободной — а в театре с его условностями и яркостью эти качества оказались кстати.

🚂 Много путешествовал. Бывал в Париже, любил этот город, познакомился с творчеством импрессионистов. Также с большим удовольствием путешествовал на Север, создавая по заказу Мамонтова северные работы, «рекламировавшие» его проекты строительства железной дороги до Архангельска.

💔 Имел несчастливую личную жизнь. Рано женился, первый ребенок умер — Коровин винил в этом себя и свою тогдашнюю бедность. Второго сына он опекал всю жизнь. Уже юношей тот попал под трамвай и остался инвалидом. Жена была холодна к творчеству Коровина.

👴 В 1922 году эмигрировал во Францию, забрав жену и сына. В этот раз в Париже было тяжело, денег не хватало, импрессионизм уже никому не был интересен.

✍️ Оставил прекрасные мемуары. Они полны живых зарисовок и интересных историй.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Несколько штрихов к портрету Константина Коровина

1–3. Фото Константина Коровина
4. Валентин Серов. Портрет Константина Коровина
5. Константин Коровин. Портрет хористки, 1883 или 1887
6. Константин Коровин. Автопортрет, 193
8

1. Дача Коровина в Гурзуфе «Саламбо»

Константин Коровин

2. Крым. Гурзуф, 1917
3. Пристань в Крыму, 1913
4. Крымский пейзаж, 1912
5. Крымский пейзаж, 1912
6. Розы на террасе. Крым, 1910-е
7. Пристань в Гурзуфе, 1914
8. Гурзуф, 1914
9. Дом в Гурз
уфе, 1920

Константин Коровин

1. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович, 1880-е
2. Портрет И. А. Морозова, 1903
3. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина, 1911
4. У открытого окна. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина, 1916
5. Балерина в своей гримерке, 1923
6. Девушка на пороге. Эт
юд, 1890-е

Давайте рассмотрим особенности живописи Коровина.

🌊 Одна из ярких страниц творчества — крымские картины. Южная природа Крыма, солнце, море располагали к импрессионистической манере. Коровин полюбил Крым и часто приезжал сюда, много работал. Все созданные здесь картины светлые, солнечные, выполнены широкими густыми мазками, наполнены светом.

🏡 Любимым местом Коровина в Крыму стал Гурзуф. Он даже купил там землю и построил дачу на берегу моря, которую назвал Саламбо — в честь одноименного балета, над декорациями для которого работал. Дача существует до сих пор.

🔲 В картине «Гурзуф» мы видим импрессионистский эффект «случайного кадра». Девушка стоит ближе к краю полотна, нарушая классическую композицию.

👤 Также Коровин писал портреты, хотя и не так часто, как пейзажи. В более ранних работах вроде портрета Любатович или портрета Морозова художник более традиционен. Хотя он создает легкое импрессионистское настроение, но фигуры прорисованы детально, а лицо проработано очень тщательно.

🍷 Дальше живопись становится более свободной, яркой, артистичной. Пример — портрет Шаляпина. Перед нами по-прежнему узнаваемый портретный образ, но это не только портрет, но и шикарный натюрморт, который символизирует радость жизни, праздность. Дело происходит на отдыхе во Франции. Такая полижанровость часто встречается у Коровина.

🎨 Портрет дочерей Шаляпина очень свободен. Коровин решает в этюдной манере не только пространство: даже лица фактически смазаны, уходят в тень, что было несвойственно для русского искусства. Портреты Коровина прекрасны не столько «похожестью», как фото, а атмосферой, передачей ощущения, настроения, которое царило в момент создания работы.

В завершение части давайте прочитаем две забавные истории, которые произошли с Константином Коровиным.

☕️ «За вечерним чаем, — вспоминает Коровин, — где были Васнецов, Поленов, Репин, я впервые увидел Мамонтова — особенного человека. Он был веселый, простой.

— Пойдемте в мастерскую, — предложил Савва Иванович. — Я вам покажу портрет одного испанского художника. Вот Илья Ефимыч видел и говорил, что испанцы — молодцы в живописи: все пишут ярко, колоритно.

Смотрю, а в мастерской на мольберте стоит мой этюд — голова женщины в голубой шляпе на фоне листьев сада, освещенных солнцем (прим. — речь идет о «Портрете хористки»). Этот этюд взял у меня раньше Поленов.

— Да, — сказал Репин, посмотрев мой этюд. — Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом...

Савва Иванович смеялся, смотря на меня, потом сказал:

— Но послушай, а если это не испанец, а русский, тогда как?

— Как русский? Нет, это не русский...

— Вон он испанец! — сказал Савва Иванович, указывая на меня. — Чего вам еще? Тоже брюнет, чем не испанец?..

И Савва Иванович, обняв меня, захохотал. Васнецов, подойдя, сказал:

— Разыграл нас Савва. Нет, это правда написали вы?

— Да, — говорю. — Это я».

👨‍🎨 На одном из парижских бульваров, поставив мольберт прямо на улице, работал художник. Привычные к таким явлениям прохожие иногда останавливались рядом, заглядывали через плечо, вполголоса комментировали, иной раз задавали вопросы. Не отрывая взгляд от холста, художник мог переброситься словом-другим с любопытствующими.

Пара русских туристов долго смотрела, как смелые, сияющие мазки, выходящих из-под кисти живописца, оживают на холсте. Один из них не выдержал: «Удивительно эти французские художники владеют колоритом!». «И русские не хуже!» — ответил первый русский импрессионист Константин Коровин.

Давайте попрактикуемся отличать картины Константина Коровина.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;