Русский импрессионизм
Импрессионизм в русском пейзаже: Исаак Левитан
Левитан отличался излишней эмоциональностью, но благодаря ей он так тонко чувствовал природу. Познакомимся с творчеством художника и его учеников.
1. Исаак Левитан, фото
2, 3. Исаак Левитан. Автопортреты, 1885 и 1890-е (неоконч.)
4, 5. Валентин Серов. Портрет художника Левитана и фото с сеансов позирования, 1893
6. Василий Поленов. Портрет И. И. Левитана, 1891
7. Василий Поленов. Голова И. И. Левитана в повороте головы Христа. Левитан служил моделью для образа Христа в евангельской серии Поленова
Исаак Левитан, Крым
1. Садик в Ялте. Кипарисы, 1886
2. Горы. Крым, 1886
3. Берег моря в Крыму, 1886
Италия
4. Канал в Венеции, 1890
5. Близ Бордигеры. На севере Италии, 1890
6. Итальянский пейзаж, 1890
7. Берег Средиземного моря, 1890
8. Весна в Италии, 1890
9. Венеция, 1890
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разберемся, как импрессионизм повлиял на русских пейзажистов. И, конечно, начать разговор стоит с художника одного поколения с Коровиным и Серовым — Исаака Левитана.
Для начала узнаем его биографию 👇
👦 Родился в бедной еврейской семье на западных окраинах империи. В поисках лучшей жизни Левитаны переехали в Москву, но здесь мальчик быстро осиротел, очень бедствовал. О Левитане рассказывали, что во время учебы в МУЖВиЗ он подбирал и ел хлебный мякиш, который студенты использовали как ластик, чтобы править карандашные рисунки.
🎓 Учился в МУЖВиЗ у Саврасова. Они понимали друг друга с полуслова. Когда Саврасов водил студентов на этюды и спрашивал, слышен ли в работах шум листвы, все были озадачены вопросом — кроме Левитана.
👨🎨 Следующим наставником стал Поленов. Сильный пейзажист, он тоже помог Левитану раскрыться как художнику. А еще помогал как мог: находил работу, познакомил с Мамонтовым.
👤 Держался обособленно. У Левитана был сложный характер. Он так и не вошел в Абрамцевский кружок. Зато дружил с Чеховыми, особенно с Антоном — хотя они тоже часто подолгу ссорились и подшучивали друг над другом. Сестра Чехова Мария была единственной женщиной, которой Левитан сделал предложение, но Антон Павлович отговорил ее от брака.
💧 Был очень чувствительным и эмоциональным. Часто смущался и краснел, мог разрыдаться, убежать с выставки, несколько раз пытался покончить с собой. Вероятно, именно эта эмоциональность позволяла ему так тонко чувствовать природу, все грани ее настроения.
😡 Вызывал ревность русских художников. Тогда в империи процветал антисемитизм, и они не могли принять, что еврей смог стать таким выдающимся певцом русского пейзажа. Левитан страдал и от государственного антисемитизма: евреев периодически выселяли из Москвы, и ему приходилось в течение 24 часов покидать столицу, даже уже будучи известным художником.
🚂 Несколько раз бывал за границей. Там ему не понравилось, он очень скучал по русской природе и писал, например:
🗣 «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».
🗣 «И в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция!»
🗣 «Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»
🌊 Полюбил Крым, но тоже довольно быстро к нему охладел:
🗣 «Природа здесь только вначале поражает, а после становится скучно и очень хочется на север... Я север люблю больше, чем когда-либо..., я только теперь понял его».
🖼 Преподавал пейзажный класс в МУЖВиЗ. Многие его ученики позже вошли в Союз русских художников, о котором мы еще поговорим.
⌛️ Прожил недолго. У Левитана были проблемы с сердцем, он умер в 39 лет.
Исаак Левитан. Портреты Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888 и 1894
Исаак Левитан, печальные пейзажи
1. Осенний день, Сокольники, 1879
2. Осенний пейзаж с охотником, 1880
3. Бульвар зимой, 1883
4. Разлив, 1887
5. Плёс. После дождя, 1889
6. У омута, 1892
7. Владимирка, 1892
8. Над вечным покоем, 1894
9. Туман над водой, 1895
10. Поздняя осень, 1896
Исаак Левитан, солнечные пейзажи
1. Березовая роща, 1878
2. Тропинка, 1885
3. Свежий ветер. Волга, 1885
4. Золотая осень. Слободка, 1889
5. Золотая осень, 1895
6. Март, 1895
7. Цветущие яблони, 1896
8. Осень. Река, 1899
Исаак Левитан, поздние работы
1. Осень, 1899
2. Избы. После захода солнца, 1899
3. Озеро. Вечер, 1899
4. Осень. Туман, 1899
5. Весна в Крыму, 1900
Теперь обсудим живопись Левитана. Он удивительный пейзажист: кажется, будто сам видел каждый уголок природы, который он запечатлел, настолько все знакомо и привычно — и в то же время каждая работа индивидуальна.
🌫 Больше всего любил печальные, серые пейзажи. Его стихия — это сумрак, туман, дождь, вечер, закат или ночь, тысячи оттенков серого. Даже если он пишет погожий денек, делает это будто из тени. Солнечные пейзажи встречаются осенью, когда солнце красиво золотит листву — в другие сезоны это скорее случайность.
🏡 Интересная история связана с пейзажем «Осенний день. Сокольники». Это дачная окраина Москвы, куда Левитан уехал после очередного гонения на евреев. Изначально на пейзаже не было девушки. Но приятель Левитана, Николай Чехов, — брат Антона, — стал его уговаривать, что без человека пейзаж слишком скучный. Под напором художник сдался, и Николай сам написал эту фигуру.
🖼 На выставку, где представили «Осенний день», пришел Саврасов. Он стал смотреть работы своих учеников и ругал их. Когда дошел до пейзажа Левитана, то громко закричал: «Где Исаак? На кой черт ненужную женщину влепил в пейзаж?!» Учитель сразу понял изначальный замысел любимого ученика.
💰 Картиной заинтересовался Третьяков. Он подошел к Левитану и спросил, сколько тот за нее хочет (Третьяков никогда сам не предлагал цену). Художник обомлел и чуть не сбежал с выставки. В итоге эксперты из публики назначили цену в сто рублей — неплохие деньги. Это помогло молодому Левитану, который очень бедствовал.
🌲 Импрессионизм Левитана очень русский — это больше про настроение, атмосферу, а не про дробные мазки и смешение цветов на хосте. В ранних работах еще есть трепетность мазка, но позже эта этюдность становится минимальной.
🎨 В последние годы опять начал писать размашисто, активно. Эти работы чисто пейзажные, без какого-либо сюжета. Они не так известны, как «У омута», «Владимирка» или «Над вечным покоем», но очень сочные, яркие, насыщенные красками: чувствуется импрессионистская волна. Интересно было бы посмотреть на дальнейшую эволюцию Левитана, если бы не скорая смерть.
Станислав Жуковский
1. Лунная ночь, 1899
2. Весна (Речка вскрылась), 1903
3. Осень (У пруда), 1904
4. У мельницы, 1904
5. Усадьба летом, 1906
Сергей Виноградов
1. Алупка. Крым, 1917
2. Сад осенью, 1910
3. Крым. Цветущий май, 1910-е
Исаак Бродский
4. Оттепель, 1910
5. Зимка, 1910
6. На даче, 1906
Петр Петровичев
7. Ростов Великий осенью, 1912
8. Ночь, 1910
Мануил Аладжалов
9. Весна. Черная речка, 1916
10. Осень. Коровы у воды, 1910-е
Абрам Архипов
1. Зима, 1909
2. Московские дворы, 1913
3. Муром, 1910
Аркадий Рылов
4. К ночи. Море у Соловецких островов, 1916
5. Пейзаж с рекой, 1910-е
6. Вечер на реке, 1915
В завершение части познакомимся с «Союзом русских художников» — объединением художников, многих из которых в МУЖВиЗ учил Левитан. У каждого из них свои нюансы, свой путь в искусстве, но влияние учителя чувствуется в сюжетах и отдельных решениях.
👨🎨 «Союз русских художников» образовался в 1903 году. Костяк составили выпускники Московского училища. К ним также примкнула часть петербургской группы «Мир искусства» — она как раз распалась, и художники искали новые возможности для выставок. Но пробыли они в «Союзе» недолго: слишком разными были их задачи.
🌲 Участники объединения ставили перед собой две цели. Первая — заниматься живописью в чистом виде. Вторая — сделать «русскость», природу России главной темой. В основном это были пейзажисты.
🗣 Яркий представитель «Союза» Станислав Жуковский говорил: «Моне, Сезанн и другие — прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным».
🎨 Живопись «Союза» очень энергичная, яркая, свободная. Художники изображали не панорамные пейзажи, мощь природы, а скорее пейзажи настроения, интимные и лирические. Их интересовали отдельные уголки природы, фрагменты реальности.
🪑 Помимо пейзажей, художники с большой любовью изображали интерьеры: открытые окна, льющийся свет. Например, Жуковский происходил из аристократической семьи, владел своим поместьем и писал много усадебных интерьеров, вводил в картины архитектурные элементы. Конечно, после революции эти темы оказались не востребованы.
🖼 «Союз русских художников» провел 18 выставок. Сегодня их имена подзабыты, но в свое время они были довольно известны. В «Союз» входил и Игорь Грабарь.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день