Русский импрессионизм
Особенности импрессионизма и его влияние на русскую живопись
Русский импрессионизм отличается от французского изображением деревенских видов и особенной композицией. Узнаем, почему так вышло и что русские художники все же позаимствовали.
1. Константин Коровин. Пристань в Крыму, 1913
2. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
3. Игорь Грабарь. Февральская лазурь, 1904
4. Исаак Левитан. Осенний лес, 1886
5. Петр Кончаловский. Архангельск. Корабли в порту, 1903
6. Юрий Пименов. Новая Москва, 1937
Обозначим, почему русский импрессионизм интересно изучать.
👁 Импрессионизм — это красиво. В нем есть то, чего люди ждут от искусства: праздник жизни, наслаждение, пиршество для глаз. Это радует и вдохновляет.
🌍 Импрессионизм зародился во Франции, но захватил весь мир. Импрессионистические приемы прочно вошли в живописный словарь мирового искусства. Интересно разобраться с русским импрессионизмом: чем он отличается от французского, в чем его особенность?
👨🎨 У русского импрессионизма есть собственное лицо. Этому стилю отдали дань многие великие художники из России. Мы сравним, как по-разному они заимствовали стилистические приемы импрессионизма и использовали в своем творчестве.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце, 1872
2. Клод Моне. Женщина с зонтиком, повёрнутая влево, 1886
3. Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
4. Пьер Огюст Ренуар. Весенний букет, 1866
5. Альфред Сислей. Городок Вильнёв-ла-Гаренн, 1872
6. Альфред Сислей. Осень: Берег Сены вблизи Буживаля, 1873
Прежде чем выявлять особенности русского импрессионизма, давайте отправимся во Францию и вспомним, что такое французский импрессионизм.
👨🎨 Первая выставка импрессионистов прошла в 1874 году. Выставлялись Клод Моне, Альфред Сислей, Огюст Ренуар и другие. Их искусство долго не признавали, но в итоге они совершили важнейшую революцию в искусстве 19 века.
Вот главные изобретения французского импрессионизма 👇
🌳 Работа на пленэре. В этом им помог технический прогресс: появились краски в тюбиках, которые было удобно брать с собой. Раньше художники максимум делали графические натурные наброски, а потом дорабатывали картину в студии. Работая на природе, импрессионисты увидели, что цвета сильно меняются в зависимости от времени года, погоды, расположения солнца на небе и влажности воздуха.
🕑 Техника <«а ля прима». Импрессионисты отказались от классического подхода, когда изображение наносится в несколько слоев и отдельными фрагментами. Они писали быстро, не делали просушку между слоями красок и лессировки. Полотно могло быть готово за несколько часов.
🎨 Чистые цвета. Для скорости импрессионисты перестали смешивать краски на палитре. Вместо этого они наносили на холст мелкие дробные мазки чистых цветов, которые с определенного расстояния смешивались уже в глазу зрителя. Теми же мазками они создавали объем.
🔲 Свободная композиция. Импрессионисты отказались от академического подхода. Вслед за фотографией они смогли дать странный ракурс, напоминающий случайный кадр.
👁 Чистое впечатление. В импрессионизме нет сложных сюжетов, дополнительных смыслов, символов и аллегорий — только радость от окружающего мира и желание этой радостью поделиться.
1. Клод Моне. Две девушки в лодке, 1887
2. Константин Коровин. В лодке, 1888
3. Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1870–1873
4. Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга, 1895
Импрессионизм — чисто французская история с конкретными временем, местом, именами, общими стилистическими особенностями. Можно ли называть «русскими импрессионистами» художников, работавших с конца 19 века до советских времен, да еще и в разной манере? Что их объединяет?
Давайте разбираться 👇
🚂 Первая выставка импрессионистов прошла в 1874 году. За год до этого в Париж приехали два пенсионера Императорской академии искусств — Василий Поленов и Илья Репин и пробыли там до 1876 года. Репину парижское искусство в целом не понравилось, но импрессионистов он выделял как что-то новое и интересное.
🔜 В это время в России зарождалась школа национального искусства, начиналось движение передвижников. В обществе царили другие настроения: пока французы были готовы любоваться природой, прудами и парижскими кафе, художники в России хотели воспитывать, обучать, менять реальность, которая их не устраивала.
🎨 Перенимать импрессионизм в чистом виде в России было не интересно и не актуально, но к 1880-м он стал влиять на всю школу русской живописи:
▪️ Цвет. Передвижники подняли новые актуальные темы, но поначалу их живопись была достаточно академичной. «Бурлаки на Волге» Репина желтоваты, не чувствуется простора, Волга показана довольно условно. На более поздних пейзажах Левитана Волга уже дышит, есть ощущение живой природы. Палитра осветляется, появляется много белого, новых оттенков.
▪️ Пленэр. У русских художников довольно рано появилось понимание, что природу надо писать на природе. Уже на картине 1871 года «Грачи прилетели» мы видим, что Алексей Саврасов придумал ее не в студии, делал этюды на местности — хотя визуально это еще не импрессионизм. Однако после знакомства с открытиями французских импрессионистов пленэр становится культом и для русских художников.
▪️ Отказ от контуров. Русские художники начали лепить объем цветом, как импрессионисты. При этом если, например, у Моне предмет будто растворяется в пространстве, в русском импрессионизме он остается весомым.
▪️ Этюдность. Русские импрессионисты первого поколения (Коровин, Серов) не работали в классической французской технике — смешение красок на холсте. Однако для них было важно передать ощущение свежести, жизни, «не засушить» своих работ. Поэтому они стремились показать «внутреннюю кухню» художника: как ложится краска, какие остаются следы от кисти. Картины носили этюдный характер, за что поначалу авторов обвиняли в лени: якобы они не хотели доводить начатую работу до конца. Отсюда главный признак русского импрессионизма — картины, похожие на этюды, с длинными, активными, трепетными мазками.
❓ Этюдный подход высветил важную проблему искусствоведения — «non finito», или незаконченности. Если работа выглядит недоработанной, то в какой момент художник может считать ее завершенной? В классической живописи с детальной проработкой полотна такого вопроса не стояло.
🔀 В чем отличие русских импрессионистов:
▪️ Психологизм. В портретах фигура человека, его одежда, интерьер могут быть показаны условно, но лицо всегда сохраняет весомую портретность.
▪️ Деревенский характер. Французский импрессионизм — это или городская жизнь с оживленными улицами и кафе, или прогулки на природе. Русский часто изображает менее динамичные деревенские пейзажи.
▪️ Композиция. Фрагментарных, не академических композиций и как бы случайных ракурсов немного по сравнению с более привычными композициями, особенно на начальных этапах.
🖼 Искусствоведы до сих пор спорят о термине «русский импрессионизм». Как бы то ни было, с 2014 года в Москве работает Музей русского импрессионизма, чьи выставки пользуются неизменным успехом.
Почему Репину и Поленову нельзя было быть импрессионистами
1. Илья Репин. Садко, 1876
2. Этюд к «Садко», 1875
Илья Репин
1. Дама, опирающаяся на спинку стула, 1875 (время пенсионерской поездки в Париж)
2. На дерновой скамье. Красное село, 1876
3. Девочка с букетом (Вера), 1878
4. На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже, 1879
5. Аллея в парке. Качановка, 1880
6. Мальвы, 1880
7. Абрамцево, 1880
8. По следу, 1881
9. Прием волостных старшин императором Александром ІІІ во дворе Петровского дворца в Москве, 1886
10. Хирург Е. В. Павлов в операционном зале, 1888
Василий Поленов, этюды в Нормандии, 1874
1. Отлив. Вёль
2. Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия
3. Нормандский берег
4. Старые ворота. Вель. Нормандия
5. Пруд в Вёле
6. Мельница на истоке речки Вёль
7. Белая лошадка. Нормандия
Василий Поленов
1. Московский дворик, 1878
2. В овраге, 1879
3. Заросший пруд, 1879
4. Бабушкин сад, 1878
5. Бейрут, 1882
6. Парфенон. Храм Афины-Парфенос, 1882
7. Эрехтейон. Портик Кариатид, 1882
8. Христос и грешница (Кто из вас без греха?), 1888
9, 10. Этюды к картине «Христос и грешница»
Василий Суриков
1. Утро стрелецкой казни, 1881
2. Меншиков в Березове, 1883
3. Сцена из римского карнавала, 1884
4. Собор Святого Петра в Риме, 1884
5. Помпея. Улица, 1884
6. Боярыня Морозова, 1887
7. Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве, 1888
8. Взятие снежного городка, 1891
9. Автопортрет на фоне картины «Покорение Сибири Ермаком», 1894
10. Портрет Е. В. Суриковой, 1908
Давайте рассмотрим, как импрессионизм повлиял на трех великих русских художников старшего поколения — на Илью Репина, Василия Поленова и Василия Сурикова.
🪑 Илья Репин начал экспериментировать уже в Париже. На картине «Дама, опирающаяся на спинку стула» фигура дамы проработана детально, но в мешанине красок на фоне, воспроизводящих декорации Парижа, чувствуются первые отголоски даже не импрессионистов, а близкого к ним Эдуарда Мане, которого Репин выделял особо.
▪️ Вернувшись в Россию, Репин после критики «Садко» возвращался к импрессионистическому колориту только в вещах «для себя»: пейзажах, портретах семьи, видах Абрамцево.
▪️ Ко второй половине 1880-х его палитра стала светлее и в заказных работах: «Прием волостных старшин императором Александром ІІІ во дворе Петровского дворца в Москве» очень светлая, красочная, с эффектом отраженного солнца. А картина «Хирург Е. В. Павлов в операционном зале» вся выстроена на сложной гамме бело-голубых оттенков.
🎨 Поленов был более свободным и независимым. За границей он открыл для себя пленэр, создав целую серию пленэрных работ.
▪️ Сразу после поездки в Париж, в 1870-е годы Поленов написал «Московский дворик» и «Бабушкин сад», в которых заметно внимание к цветам, солнцу, погодным эффектам. Влияние импрессионизма чувствуется в его работах из Греции и Ближнего Востока.
▪️ Поленов стал учителем для первых художников, которых можно назвать близкими к импрессионизму — Валентина Серова и Константина Коровина.
👥 Василий Суриков в пенсионерскую поездку ехать отказался, выбрав работу в Москве. В его первых шедеврах — «Утро стрелецкой казни», «Мешников в Березове» видна академическая традиция: хотя в «Утре» действие происходит на улице, нет ощущения воздуха, света, не чувствуется атмосфера самого утра.
▪️ В 1884 году Суриков на свои деньги отправился в путешествие по Европе. В работах этого периода чувствуется влияние европейского искусства: появляется другой свет, другие краски. Вернувшись, Суриков написал «Боярыню Морозову». По сравнению с «Утром» в ней больше ощущения воздуха, мороза, больше работы с белым цветом.
▪️ Этюдность в законченных работах Сурикова появилась значительно позже, на рубеже 19–20 веков, когда так писали практически все.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день