Русский импрессионизм
Валентин Серов
Серов не планировал создавать портреты в импрессионистской манере — однако его картина «Девочка с персиками» стала первой работой этого стиля, которую оценили. Узнаем, как это было.
1, 2. Фотографии Валентина Серова
Валентин Серов
3–5. Автопортреты разных лет
6. Портрет Ольги Трубниковой (будущей жены Серова), 1886
7. Портрет композитора Александра Серова (отца), 1888–1889
8. Портрет В. С. Серовой (матери), 1880
9. Автошарж: Скучный Серов, 1910–1911
Валентин Серов
1. Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович, 1880
2. Портрет художника Павла Чистякова, 1881
3. Волы, 1885
4. Открытое окно. Сирень, 1886
5. Осенний вечер. Домотканово, 1886
6. Зима в Абрамцево, 1886
7. Зима в Абрамцево, 1886
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поищем импрессионизм в творчестве Валентина Серова. И для начала познакомимся с его биографией.
🎹 Родился в семье знаменитого композитора Александра Серова. Мать была намного моложе мужа, ради него отказалась от музыкальной карьеры, а после его смерти решила вернуться в музыку. Она часто уезжала в Европу, оставляя сына у чужих людей, порой со странными, почти сектантскими взглядами. Иногда брала его в европейские поездки. Воспитывала очень строго: однажды из-за опоздания не пустила мальчика в дом, и ему пришлось ночевать на крыльце.
👦 При строгом воспитании, мать развивала таланты сына. Она рано заметила его склонность к рисованию, хранила самые ранние работы — даже аппликации, сделанные в 4 года. В 10 лет мать отправила Серова учиться к Илье Репину, старому другу его отца. Некоторое время мальчик жил в семье Репиных, усердно занимался — его даже приходилось останавливать от упражнений.
🏡 Благодаря Репину попал в Абрамцево. Там Серов обрел второй дом, Савва Мамонтов стал ему вторым отцом, а его жена Елизавета Григорьевна — второй матерью: у них сложились очень трепетные отношения, Серов писал ей трогательные письма. Взросление среди лучших русских художников своего времени очень на него повлияло.
🎓 Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там познакомился с Константином Коровиным, и они стали лучшими друзьями на всю жизнь. Также учился в Академии художеств у Павла Чистякова, воспитавшего целое поколение лучших русских художников, но не закончил обучение — хотя Чистякова очень ценил и уважал (как и все, в общем).
🎨 Уже в ранних работах стремился к легкости и этюдности — вероятно, сказывалась атмосфера Европы, в которой он рос. Легкие пейзажи полны ощущения света, пространства, времени года. Над картиной «Волы» бился несколько месяцев, постоянно ее переписывая и исправляя, а потом сказал, что благодаря ей многое понял о живописи. При этом хорошо владел академическим рисунком, анатомией, что видно по карандашному портрету Чистякова.
🍑 В 1887 году написал «Девочку с персиками», которая сразу сделала Серова новой звездой. В ней было то, чего жаждало русское искусство, но не могли дать передвижники: легкость, воздух, свет, полнота жизни. Картину купил Третьяков — это был знак качества. Многие говорили, что если бы такая работа была написана во Франции, то художник на другой день проснулся бы знаменитым.
👨🎨 Быстро приобрел статус крупного мастера и лучшего портретиста России. Но у него боялись заказывать портреты: Серов был очень строгим и взыскательным художником, работал над картинами очень, очень долго. Он всегда ставил цель раскрыть в портрете характер и для ее достижения не жалел сил ни своих, ни модели.
👤 Был очень замкнутым, строгим, принципиальным и честным. Знакомством с ним гордились, его дружбой дорожили. Пожалуй, это единственный художник, которого уважали все — и передвижники, и молодое поколение художников. Преподавая в МУЖВиЗ, Серов воспитал многих московских авангардистов, которые позже составили объединение «Бубновый валет».
👰 Нашел счастье в браке. В детстве и юности среди мест, где он оставался, был дом Симоновичей — семьи его тетки. Там росло много девочек, и среди них была сирота Ольга Трубникова. Серов влюбился в нее. Они долго переписывались, и Ольга ждала, пока художник не встанет на ноги. После свадьбы он оставался примерным семьянином, у них было шестеро детей. Чтобы обеспечивать семью, Серов писал много портретов на заказ.
⏳ Прожил недолго. Из-за болезни сердца умер в 46 лет.
1. Валентин Серов. Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой, 1887
2. Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович), 1888
3. Усадьба Абрамцево. Столовая, в которой в которой позировала Вера Мамонтова
Теперь обсудим картину «Девочка с персиками». Это первая импрессионистская работа русского художника, которая пришлась по вкусу публике (как мы помним, импрессионизм Коровина приняли не сразу).
👧 Картина написана в Абрамцево. Моделью стала Вера, 12-летняя дочь Саввы Мамонтова. Идея позировать требовательному Серову ей не нравилась, но художник ее подкупил: пообещал, что уговорит маму девочки позволить ей кататься на лошадях.
🍑 Девочка сидит в гостиной усадьбы за столом, где собирались все гости — он до сих пор стоит в гостиной. На столе лежат персики из личной оранжереи Мамонтовых, а рядом желтые листья — Серов начал портрет летом, а завершил уже осенью. Такое соседство наводит на размышления о том, что лето не вечно так же, как и молодость.
🎨 Серов не планировал писать импрессионистский портрет. Напротив, он говорил, что хочет подражать старым мастерам, сохранить свежесть живописи при полной законченности работы. Картина действительно хорошо проработана, хотя написана трепетным, легким мазком.
👁 Композиция продумана, но в ней есть «неправильности» в духе импрессионизма. Слева в «кадр» попадают дверной проем, который ведет в соседнюю комнату, и часть стула. Справа стол обрезан, подсвечник еле вписался в границы картины. Все вместе создает ощущение случайности, будто быстрый взгляд выхватил кусочек реальности.
☀️ Интересно решено освещение. Серов посадил Веру спиной к окну, против света — не самый лучший ракурс. Но перед девочкой расстелена белая скатерть, которая отражает свет. Он играет на ней цветными рефлексами и подсвечивает лицо Веры спереди. Этот колорит очень нетипичен для русской живописи.
🌳 На следующий год Серов создал еще один портрет с необычным световым решением — «Девушка, освещенная солнцем». Он написан в Домотканово, имении близкого друга Серова, Владимира Дервиза. Дервиз женился на одной из сестер Симонович — кузин художника. Серов гулял по парку с другой кузиной, Марией Симонович, и восхитился тому, как солнце проходит через листья дерева, создавая тени. Девушка согласилась позировать для портрета.
📆 У Серова ушло несколько месяцев ежедневной работы с перерывами в пасмурные дни. В какой-то момент Мария сказала: «Хватит!» Позже художник был ей благодарен за то, что она остановила его в правильный момент. Получилась волшебная игра света и тени, импрессионизм в русском прочтении. Сам Серов считал этот портрет своей лучшей работой.
1. Портрет А. И. Абрикосова, 1895
2. Портрет императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А. И. Барятинского Кабардинского полка, 1901 (неоконч., только ч/б версия, т.к. хранится в частном собрании в Великобритании)
Валентин Серов
1. Портрет А. Я. Симонович, 1889
2. Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889
3. Портрет художника К. А. Коровина, 1891
4. Портрет М. Я. Львовой, 1895
5. Летом (Портрет О. Ф. Серовой), 1895
6. Дети (Саша и Юра Серовы), 1899
7. Мика Морозов, 1901
Валентин Серов, портреты на заказ
1. Портрет композитора П. И. Бларамберга, 1888
2. Портрет Анджело Мазини, 1890
3. Портрет итальянского певца Франческо Таманьо, 1891–1893
4. Портрет В. В. Мусиной-Пушкиной, 1895
5. Портрет великого князя Павла Александровича, 1897
6. Портрет С. М. Боткиной, 1899
7. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902
8. Портрет артистки М. Н. Ермоловой, 1905
Валентин Серов, пейзажи
1. Море в Венеции, 1887
2. Поморы, 1894
3. Октябрь. Домотканово, 1895
4. Стог сена, 1901
5. Полосканье белья (На речке), 1901
6. Стригуны на водопое. Домотканово, 1904
7. Художник К. А. Коровин на берегу реки, 1905
8. Лошади на взморье, 1905
9. Купание лошади, 1905
В завершение части рассмотрим еще несколько работ Валентина Серова. Конечно, он постоянно менялся и экспериментировал с разными стилями. Однако воспоминания о ранних работах и этюдной манере сохраняются в его работах — прежде всего не заказных, а написанных для себя.
👨🎨 Портрет Константина Коровина. Интересно, что над портретом близкого друга Серов работает в нехарактерной для себя манере. Портрет непохож на все остальные работы художника и больше напоминает стиль самого Коровина. Он удивительно передает характер Константина Алексеевича, ощущение небрежности, легкости, сибаритства.
🌊 Дети (Саша и Юра Серовы). Два мальчика на Финском заливе. Мы ощущаем дыхание холодного моря: вроде та же вода, желтоватый песок, но совсем другой колорит — жемчужный, сероватый.
🎨 Как заказной художник Серов был более осторожен. Он понимал, что этюдность нравится не всем, и для каждой модели находил свою стилистику, атмосферу, позу.
▪️ Например, портреты Софьи Боткиной и княгини Юсуповой немного рокайльные — портрет княгини часто сравнивают с костяным фарфором по тонкости и изяществу.
▪️ Совсем другой портрет Марии Ермоловой. Чувствуется влияние модерна, портрет лаконичный, спокойный — великая актриса напоминает памятник самой себе.
▪️ Портрет Мити Морозова тоже заказной, но в нем Серов выбрал свободную этюдную манеру. Она помогает показать ребенка, который смотрит на мир с интересом, с широко раскрытыми глазами.
❄ Пейзажи Серов писал преимущественно для себя. Он делал это в минуты отдыха в Абрамцево или Домотканово, а также в заграничных путешествиях. Среди пейзажей есть изображение поморов с нехарактерными для Серова длинными фактурными мазками.
▪️ В отличие от Коровина, который любил яркость и южный колорит, Серов был мрачноватым человеком и пейзажи выбирал соответствующие: конец осени, зима, минимум красок. Он мог минимальным набором средств создать пусть не радостную, но своеобразную и знакомую всем нам атмосферу.
🐴 Сохранилось несколько работ Серова с лошадьми. Лошадь и море — тема, которую после него будут разрабатывать разные художники, вплоть до «Купания красного коня» Петрова-Водкина.
Завершим часть урока по Валентину Серову тренажером и проверим себя, так ли легко отличать его работы?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день