angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский импрессионизм

Русский импрессионизм после появления соцреализма

Главные правила соцреализма: искусство должно быть всем понятно, изображать конкретику и соответствовать идеологии. Разберемся, что стало с импрессионизмом с приходом соцреализма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Соцреализм

1. Исаак Бродский. В. И. Ленин в Смольном, 1930
2. Александр Самохвалов. Советская физкультура, 1936
3. Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле, 1938
4. Александр Дейнека. Оборона Севастополя, 1942
5. Татьяна Яблонская. Утро, 1954
6. Аркадий Пластов. Колхозный праздник, 1937

Элементы импрессионизма

1. Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной Армии, 1934
2. Федор Решетников. Опять двойка, 1952
3. Борис Иогансон. На старом уральском заводе, 1937
4. Борис Иогансон. Допрос коммунистов, 1933
5. Сергей Герасимов. Колхозный праздник, 1937
6. Михаил Нестеров. Портрет скульптора Веры Мухиной, 1940
7. Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Юдина, 1935
8. Аркадий Пластов. Фашист пролетел, 1942
9. Павел Кузнецов. Сбор гусениц, 1930-е
10. Исаак Бродский. Ударник Днепростроя, 193
2

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Александр Герасимов

1. Автопортрет, 1931
2. Ленин на трибуне, 1931
3. Портрет Сталина, 1937
4. Портрет К. Е. Ворошилова, 1948
5. Полдень. Теплый дождь, 1939
6. Зеленая рожь, 1946
7. После дождя. Мокрая терраса, 1935
8. Вести с целины, 1954
9. Портрет балерины О. В. Лепешинской, 1939
10. Деревенская баня, 1938

Поговорим об импрессионизме в Советском Союзе.

🖼 Сначала советская власть активно искала новую форму искусства, которая бы соответствовала революционным изменениям и грандиозному проекту строительства первого социалистического государства. Поиски велись по трем направлениям:

▪️ Авангард — расцвет всех течений, самые смелые формалистские эксперименты.

▪️ Общество станковистов (ОСТ) — фокус на достижениях советских работников. Экспрессивный, яркий, модернистский художественный язык.

▪️ Ассоциация художников революционной России (АХРР) — последователи реализма и передвижников. Показывают новый советский быт максимально реалистично.

⚒ Когда СССР начал превращаться в империю, все искусство подвели под единый знаменатель — соцреализм. В 1932 году все кружки, группы и объединения упразднили, вместо них создали Союзы — писателей, архитекторов, художников.

✍️ Определение соцреализма: Социалистический реализм требует от художника правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, причем правдивость и конкретность должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

🧩 Отличительные черты соцреализма

▪️ Народность: понятность для всех людей, в том числе без образования и глубокой художественной подготовки.

▪️ Конкретность: все изображено максимально достоверно, без сложных метафор и отсылок.

▪️ Идейность: показан правильный человек, который ведет «правильный» образ жизни и трудится на благо всего общества, ради лучшей счастливой жизни для всех людей.

👎 Параллельно началась критика формализма: хватит экспериментировать с формой, надо передавать суть, отражать идеологию. Под раздачу попали и импрессионизм с постимпрессионизмом.

👥 Многие художники, работавшие в 1930-е годы, сформировались еще до революции. Они были знакомы с европейским искусством, участвовали в авангардных течениях, многие бывали за границей. Теперь им пришлось вернуться ко всем надоевшему академизму, против которого они так упорно боролись.

🎨 Художники пытались выйти за рамки соцреализма. Приемы импрессионизма оказались наиболее «безопасными»: вибрирующий мазок, внимание к атмосфере встречаются во многих работах, особенно написанных для себя: пейзажах, натюрмортах, портретах близких.

👨‍🎨 Александру Герасимову удалось ввести импрессионизм в официальное искусство. Это один из главных соцреалистов, которого часто называют придворным художником. Но его портреты не академические, в них есть подвижная живописная поверхность, которая придает внутреннюю динамику, напряжение. Портретов Ленина и Сталина было много, но мало из них можно назвать удачными — и работы Герасимова к ним относятся.

▪️ Обучившись в МУЖВиЗ, он принял советскую власть, был обласкан властью, получал много наград. Был первым председателем советской Академии художеств. Когда к власти пришел Никита Хрущев, Герасимова лишили всех должностей и постов — произошло это за два года до его смерти.

Юрий Пименов, ранние работы

1. Инвалиды войны, 1926
2. Пианист, 1926
3. «Даешь тяжелую индустрию!», 1927

Военные работы Пименова

4. Ночная улица, 1944
5. Следы шин, 1944
6. Весна 1945-го, 1945

Импрессионизм Пименова

1. Работницы Уралмаша на заводе (центральная часть триптиха), 1934
2. Работницы Уралмаша в ложе театра (левая часть триптиха), 1934
3. Работницы Уралмаша дома за чаем (правая часть триптиха), 1935
4. Осенняя станция, 1945
5. Здесь будет парк, 1950
6. Весеннее окно, 1948
7. Утренние покупки, 1951
8. Ожидание, 1959
9. Между работой и театром, 1960
10. Лирическое новоселье, 1965

Перед нами работы Юрия Пименова — мэтра советского импрессионизма, который сам себя называл реалистическим импрессионистом. К концу жизни он был успешным художником, получал награды, выезжал за границу, писал книги и очерки — но пришел к этому успеху не сразу.

👦 Первые художественные впечатления связаны с импрессионизмом. Пименов подростком любил картину Саврасова «Грачи прилетели»: даже не будучи учеником Саврасова, как Левитан, Пименов все равно проникся его ощущением воздуха, атмосферы. Также большое впечатление на него произвели пейзажи импрессионистов: он видел Моне, Дега, Ренуара, Матисса в коллекции Щукина.

👨‍🎨 Как художник Пименов формировался уже в условиях советской реальности. Родившись в 1903 году, он поступил в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС) сразу после открытия в 1920-м году, вошел в ОСТ.

🎨 В ранних работах заметно влияние европейского экспрессионизма: много динамики, сдержанные цветовые решения, монументальность, графичность. Позже Пименов вернулся к этой стилистике в годы войны, когда работал над пропагандистскими плакатами: экспрессия была там кстати.

⬛️ С приходом соцреализма у Пименова началась черная полоса. Он практически не работал, много болел, семью обеспечивала жена. Художник уехал на дачу и там в поисках стиля, который бы помог ему вписаться в новую реальность, вспомнил о своих юношеских впечатлениях. Пименов вернулся в новом амплуа, создавая лирическую и нарядную живопись. Яркий пример его подхода — знаменитая работа «Новая Москва», о которой мы подробнее расскажем в видео.

⚙️ Триптих «Работницы Уралмаша на заводе». Картина показывает образцовую картинку жизни советской женщины. В центре — сцена на заводе, женщины трудятся. Опытная работница обучает молодую подругу. Нежная деталь: среди машин вдруг оказывается маленькая ваза с подснежниками. Слева подруги, нарядно одетые, пришли в театр — духовное развитие тоже важно. Справа видим их за отдыхом, они пьют чай и общаются.

👩 Пименов с его легкой воздушной манерой стал проповедником и иллюстратором женской стороны жизни в Советском Союзе. На его работах мы видим женщину в разных ипостасях, в разных областях жизни.

🚂 На картине «Осенняя станция» 1945 года еще чувствуется переход от серого военного времени к новой жизни: женщина смотрит с надеждой куда-то вдаль, в новую мирную жизнь.

👠 Дальше начинается эта новая жизнь с привычными повседневными занятиями. Женщина моет окно, пришла домой с продуктами, спешит в театр. В этих работах заметно кадровое мышление — Пименов много работал с кино и театром. Например, в «Ожидании» мы видим только телефон со снятой трубкой. А в картине «Между работой и театром» женщина переодевается, но все показано намеками.

🏗 Целая серия работ связана с новым жильем, застройкой новых кварталов. Среди известных работ в этом ряду — «Лирическое новоселье», «Свадьба на завтрашней улице», «Первые модницы нового квартала».

👗 В 1960-е и 1970-е Пименов становится стильным, как иллюстратор модных женских журналов. Он дает привлекательную картинку того, как красива советская женщина, как она одета, как себя ведет.

О «Новой Москве» Пименова и не только

1. Новая Москва, 1937
2. Фронтовая дорога, 1944
3. Москва 1960 года, 1960

Мы весь урок говорили об импрессионизме в русском искусстве. Давайте еще раз вспомним главное.

Русское искусство многое взяло от французского импрессионизма. Первыми с импрессионизмом столкнулись Василий Поленов и Илья Репин, но они использовали его открытия лишь частично.

🎨 Если темы импрессионистов сначала были не очень актуальны в России, то творческие приемы наоборот: цвет, работа на пленэре, этюдность. При этом в работах русских импрессионистов больше психологизма, более строгая композиция и чаще встречаются деревенские сюжеты.

👨‍🎨 Константин Коровин — первый русский импрессионист, который оставался верен этому направлению всю жизнь. Друг Коровина Валентин Серов использовал приемы импрессионизма, хотя экспериментировал с разными стилями.

🌲 Исаак Левитан учился у Саврасова, был одним из лучших русских пейзажистов. Больше всего любил печальные, серые пейзажи. Импрессионизм Левитана больше про настроение, атмосферу, а не про дробные мазки и смешение цветов на хосте.

👥 Союз русских художников — группа, в которую в основном входили ученики Левитана. Ставили две цели: заниматься живописью в чистом виде и сделать «русскость», природу России главной темой. Живопись очень энергичная, яркая, свободная. Не панорамные пейзажи, а скорее пейзажи настроения, интимные и лирические.

🎓 Игорь Грабарь — художник, реставратор, ученый, просветитель. Учился у Репина, писал импрессионистские работы. В какой-то момент обратился к соцреализму, но все равно создавал импрессионистические пейзажи для себя — особенно любил зимние.

🔳 Импрессионизм очень повлиял на авангард. Практически все будущие авангардисты начинали свой путь с импрессионизма и экспериментов с чистым цветом, что затем позволило им выработать собственную революционную стилистику.

В Советском Союзе главенствовал соцреализм. Однако некоторые художники находили возможность включать импрессионистские черты даже в официозные работы, как Алексей Герасимов. А для Юрия Пименова импрессионизм стал базой для создания нарядных и стильных полотен, показывающих уютный быт новой советской женщины.

Что почитать

📕 Вячеслав Филиппов: Импрессионизм в русской живописи
Книга о становлении и развитии русского импрессионизма — от первых художников этого направления до советского варианта импрессионизма.

Что посмотреть

🎞 Видеоэкскурсия по постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма в Москве, которую проводит директор музея Юлия Петрова.

▪️ Часть первая

▪️ Часть вторая

▪️ Часть третья

▪️ Часть четвертая

▪️ Часть пятая

▪️ Часть шестая

🎞 Лекционный сериал в нескольких сериях от Музея русского импрессионизма «Импрессионизм в лицах»

▪️ Первая лекция цикла — «Что такое русский импрессионизм».

▪️ И далее: лекции о Грабаре, Виноградове, Фешине, Коровине, Пастернаке.

🌐 Сайт музея русского импрессионизма
Здесь можно найти много интересного, в том числе другие лекции и видеоэкскурсии по прошедшим выставкам.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;