angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русский импрессионизм

Влияние импрессионизма на русских авангардистов

Под влиянием импрессионизма Кандинский дошел до своих знаменитых абстракций, а Малевич экспериментировал с пейзажами. Поговорим о художниках авангарда.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1–4. Клод Моне. Серия «Стога сена», 1891

Василий Кандинский, ранние работы — импрессионизм

1. Одесса. Порт, 1898
2. Кохель. Водопад, 1900
3. Старый город II, 1902
4. Осень. Ахтырка, 1901
5. Кохель. Габриэла Мюнтер, 1902
6. Опушка леса, 1903
7. Синий всадник, 1903
8. Лодки Рапалло, 1905
9. Рапалло. Серый день, 1905
10. Парк в Сен-Клу со всадником, 1906

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Василий Кандинский, переходный период

Дивизионизм

1. Древняя Русь, 1904
2. Русская красавица в пейзаже, 1905
3. Пара, едущая верхом на коне, 1906
4. Интерьер (Моя столовая), 1909

Цветовая экспрессия

5. Осень в Баварии, 1908
6. Мюнхенский Швабинг с церковью Св. Урсулы, 1908
7. Кладбище и дом священника в Кехеле, 1909

8. Синяя гора, 1908
9. Кринолины, 1909
10. Белый пейзаж
, 1909

Василий Кандинский, на грани абстракции

1. Картина с лучником, 1909
2. Сад в Мурнау, 1909
3. Стеклянная картина с солнцем (Маленькие радости), 1910
4. Без названия, 1910 — первая в мире абстракция
5. Мурнау с церковью, 1910
6. Импрессия I (Концерт), 1911
7. Ангел страшного суда, 1911
8. Композиция V, 1911
9. Импровизация 26 (Гребля), 1912
10. Импровизация 30 (Пушки), 1913

Обсудим, как импрессионизм повлиял на русский авангард — и начнем с Василия Кандинского, чей пример очень показателен.

🖼 Важным этапом стала выставка 1895 года в Москве: тогда широкая публика смогла увидеть французских импрессионистов, в том числе новое поколение художников, многие из которых еще не бывали за границей. Подход импрессионистов к цвету стал отправной точкой для многих авангардных поисков русского искусства.

👁 Кандинский был одним из посетителей этой выставки. Хотя он бывал за границей, но импрессионистов раньше не видел. Познакомившись с ними, художник планомерно шаг за шагом двигался от импрессионизма к чистой абстракции.

🗣 Кандинский так описал свои впечатления от картины Клода Моне «Стога сена»: «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <...> Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины».

🎶 Кандинский был синестетиком: «слышал» цвета и «видел» звуки. Он начал рисовать уже в 30 лет — кажется, что сама эпоха ждала, пока особенности его психики не совпадут с тем, что нужно современному искусству.

🔵 В ранних работах Кандинского есть этюдность, нечеткость, фактурность. Постепенно мазок становится все более заметным, и он переходит к технике дивизионизма, или пуантилизма — когда мазки ложатся одинаковыми по форме пятнами, как кусочки мозаики. Кандинский создал несколько работ в технике дивизионизма — среди них особенно выделяются картины, посвященные русской теме.

🟧 Дальше Кандинский работает с цветом более свободно. Цвет еще больше активизируется и фактически начинает разрушать предмет. Первое впечатление, что перед нами месиво активных цветовых пятен — и только потом мозг начинает складывать их в картинку.

〰️ Постепенно живопись становится все более условной. К мешанине цветов добавляется графическое начало. Например, в картине «Синяя гора» мы видим точки, контуры, линии. Но цвет продолжает работать так же ярко, активно и сложно.

✍️ Следующий этап уже на грани абстракции. Это напоминает цветовые впечатления, перенесенные на холст. Но работы подписаны, например, «Картина с лучником» или «Сад в Мурнау», и это помогает сориентироваться и «узнать» изображение.

Абстракция не имеет «подсказок», только названия — импрессии, импровизации и композиции. Импрессии выражали впечатления Кандинского от внешнего мира, чаще всего от музыки. Импровизации — отражение внутренних переживаний. А композиции Кандинский придумывал, планировал, составлял осознанно.

➡️ Первая абстракция появилась в 1910 году. К рубежу 1910–1920-х Кандинский перестал изображать реальный мир, ушел в беспредметность и к фигуративному искусству уже не вернулся. А все началось с импрессионистского увлечения цветом!

Казимир Малевич

1. Три женщины на дороге, 1900
2. Белье на заборе, 1903
3. Цветущий сад, 1904
4. Безработная, 1904
5. Портрет члена семьи художника, 1906
6. Весенний пейзаж, сер. 1900-х
7. Церковь, 1905
8. Пейзаж с жёлтым домом (Зимний пейзаж), 1906
9. Пейзаж, 1908

Казимир Малевич

1. Река в лесу, 1908
2. Сестры, 1910

Проблемы с датировкой

3. Две женщины в саду
4. Портрет матери
5. На бульваре
6. Прачка
7. Яблоня в цвету
8. Весна
9. Бульвар
10. Цветочница

Казимир Малевич, поздние работы

1. Плотник, 1927
2. Портрет юноши, 1933
3. Портрет И. В. Клюна, 1933
4. Кузнец, 1933
5. Тройной портрет, 1933
6. Мужской портрет, 19
33

Теперь поговорим о создателе супрематизма, одном из самых известных русских авангардистов, Казимире Малевиче. Он в своих экспериментах тоже не обошелся без влияния импрессионизма.

👨‍🌾 Малевич тоже поздно обратился к живописи. Он рос на Украине, в сельской местности. Позже его детские воспоминания о крестьянском труде и их ярких одеждах отразятся в двух обширных крестьянских циклах, созданных им в разные периоды жизни и в разной манере.

🎨 Переехал в Москву. Не смог поступить в МУЖВиЗ, занимался в частной студии Ивана Рерберга. Познакомился с будущими членами «Бубнового валета», начались творческие поиски — но в первые годы Малевич не особенно выделялся в общем ряду.

🌲 Начал с пейзажного импрессионизма, иногда с фигурами людей. Затем пришел к пуантилизму.

К сожалению, у работ Малевича есть путаница с датировками, которую внес он сам. В конце 1920-х художник поехал за границу со своими картинами и архивами, вероятно, подумывая остаться там: авангард к тому времени в Союзе начали прижимать. Но его будто бы вызвали обратно официальным письмом, и Малевич оставил часть работ в Европе (сейчас они хранятся в Амстердаме). Он был очень напуган, боялся ареста — и поменял даты многих своих работ (порой неясно, с какой целью). Поэтому часть работ датирована 1920–1930 годами, хотя в них есть явное сходство с более ранними вещами.

👨‍🎨 Незадолго до смерти вернулся к предметной, реалистической живописи. Некоторые поздние портреты вообще выполнены в духе раннего Возрождения. Также в этот период он создал несколько портретов пусть не совсем импрессионистических, но явно выделяющихся своим трепещущим мазком и этюдностью.

Петр Кончаловский, раннее

1. Архангельск. Корабли в порту, 1903
2. Зима. Мельница на Кег-острове, 1903
3. Дом в Белкино, 1907
4. Белкино. Садик, 1907
5. Версаль. Плющи, 1908
6. Пейзаж. Побережье Франции, 1908

Возвращение

7. Автопортрет с женой, 1923
8. Сад в цвету, 1935
9. Натюрморт. Красный поднос и рябина, 1947

Михаил Ларионов

1. Солдаты, играющий в карты, 1903
2. Рыбы на закате, 1904
3. Дождь, 1905

Наталья Гончарова

4. Рябина. Панино близ Вязьмы, 1908
5. Сирень, 1906

Илья Машков

6. Портрет девочки, 1903–1904
7. Яблоки и груши на белом, 1908

8. Владимир Татлин. Осень (Лето), 1909

В завершение части поговорим о Петре Кончаловском. Это еще один пример того, как художник, пройдя через авангард, вернулся к импрессионизму.

🎨 Одним из первых и любимых учителей Кончаловского был Коровин. В его ранних пейзажах мы узнаем фирменный широкий мазок, ощущение воздуха и света, характерные для Коровина.

👨‍🎨 После европейского путешествия открыл для себя Сезанна. Он стал для Кончаловского важным ориентиром, в его творчестве появляется постимпрессионизм. Еще одним источником вдохновения для Кончаловского стало народное искусство: лубок, вывеска, игрушка.

🖼 В 1920-е годы вернулся к более классической форме живописи. В 1930-е, самые тяжелые для художников, не разделявших идеалы соцреализма, продолжал вести свободный образ жизни — удивительным образом его не тронули, даже когда в 1937 году он отказался писать портрет Сталина, объяснив, что не работает по фотографии. Писал пейзажи, натюрморты и портреты в стилистике русского импрессионизма.

1. Василий Суриков. Портрет Ольги Суриковой, дочери художника, 1888

Петр Кончаловский

2. Автопортрет в сером, 1911
3. Семейный портрет (Сиенский), 1912
4. Париж. Мальчик с яблоком (Портрет Михаила Петровича Кончаловского), 1908
5. Наташа на стуле (Портрет Н. П. Кончаловской в детстве), 1910
6. Семейный портрет (на фоне китайского панно), 1911
7. Портрет дочери, 1912
8. Портрет Натальи Петровны Кончаловской, дочери художника (в розовом платье), 1925
9. Портрет Ольги Васильевны Кончаловской, жены художника (в красном бусами), 1925
10. Автопортрет с внучкой, 1943

курс Level One
Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;