angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Русская литература глазами иностранцев

Русский национальный театр

Русский национальный театр сформировался благодаря Александру Островскому. Но на Западе он, как и Александр Пушкин, не получил должного признания. Давайте разберемся, почему так получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🎭 С именем Островского связан весь русский драматический театр. То, что делали Пушкин, Грибоедов, Гоголь — это были первые опыты. Систематически над образом русского театра работал именно Островский.

🇷🇺 У Островского получилось вывести на сцену настоящий русский материал. В 19 веке он был в большом дефиците. На сцене показывали французские водевили и спектакли, которые создавались по лекалам западных пьес. Конечно, существовали оригинальные отечественные пьесы: гоголевские «Ревизор» и «Женитьба», пушкинский «Борис Годунов», но их было мало.

⛵️ Островский построил новую систему образов. Он пытался осмыслить и вывести на сцену исключительно русские характеры, особенно показать специфическую купеческую среду. Его называли «Колумбом Замоскворечья», потому что Островский первым из русских драматургов «посмотрел» за высокие купеческие заборы и вывел на сцену русский средний класс.

👩‍🌾 На Западе мещанская среда была представлена в драме с 17 века. В России мещанство появилось на сцене благодаря Островскому только к 19 веку.

✍️ Островский всю жизнь посвятил театру. Он ставил в Мариинском и полностью создал Малый театр. Драматург понимал актерство как своеобразный стиль жизни, с помощью которого он вел просветительскую деятельность. Он открыл несколько революционных для того времени приемов, которые позже использовали другие драматурги.

1️⃣🎨 Новый способ изображения человека. У Островского на сцену выходит другой человек — не объект с набором социальных характеристик, а «внутренний человек» со сложной внутренней жизнью и психологией. Чехов перенял это открытие и работал с изображением психологии человека.

2️⃣🤷 Герои Островского себя не знают. Они хотят раскрыться и реализоваться. Драматург ставит акцент на том, что, если персонаж отрицательный — самодур или преступник, он будет реализовываться уродливо. Если герой добрый и в чем-то угнетенный, он реализуется в положительном ключе. Этот принцип Чехов тоже позаимствует, но без акцента на разнице в раскрытии героев.

3️⃣💥 Новый тип драматического конфликта Островского. На прошлой неделе мы говорили, что у Гоголя порочный человек воздействует на другого порочного, тот на третьего — так порок разоблачает сам себя. У Островского акцент смещается — порок становится источником страдания для жертв.

4️⃣🦊 Мир в произведениях драматурга строится по дарвинистскому принципу. Есть те, кто является носителями порока, и этот порок начинает мешать жить жертвам. Несчастные жертвы показывают зрителю, как им тяжело жить под гнетом порока. Островский вводит тему жертвенности практически во всех своих пьесах.

5️⃣🪕 Островский добавляет фольклор. Он обращается к национальным истокам, ищет национальный ключ. Обилие фольклорного материала мешает западными зрителями оценить произведения Островского, потому что нет ничего хуже для переводчика, чем работать с фольклором. Авторский материал можно адаптировать под другие культурные реалии, а фольклорный материал требует глубокого знания культуры, к которой он относится.

📺 Даже Хаяо Миядзаки не смог экранизировать русский фольклор. Когда режиссеру предложили снять мультипликационную версию народной сказки «Маша и медведь», он два года читал русские сказки и потом отказался. Миядзаки сказал, что не возьмется, потому что он не носитель культуры. Примерно так же считали переводчики, когда читали пьесы Островского.

☹️ На Западе Островского не знают. В Европе знают только тех, кто работал на его материале. Спасибо Островскому говорят все драматурги-последователи. Чехов использовал его открытия и построил на них собственную систему. Станиславский искал в психологически насыщенном материале Островского почву для своих творческих открытий. Современный русский театр продолжает традицию Островского. Его пьесы до сих пор показывают на сценах страны.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;