angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская литература глазами иностранцев

Русский национальный театр

Русский национальный театр сформировался благодаря Александру Островскому. Но на Западе он, как и Александр Пушкин, не получил должного признания. Давайте разберемся, почему так получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🎭 С именем Островского связан весь русский драматический театр. То, что делали Пушкин, Грибоедов, Гоголь — это были первые опыты. Систематически над образом русского театра работал именно Островский.

🇷🇺 У Островского получилось вывести на сцену настоящий русский материал. В 19 веке он был в большом дефиците. На сцене показывали французские водевили и спектакли, которые создавались по лекалам западных пьес. Конечно, существовали оригинальные отечественные пьесы: гоголевские «Ревизор» и «Женитьба», пушкинский «Борис Годунов», но их было мало.

⛵️ Островский построил новую систему образов. Он пытался осмыслить и вывести на сцену исключительно русские характеры, особенно показать специфическую купеческую среду. Его называли «Колумбом Замоскворечья», потому что Островский первым из русских драматургов «посмотрел» за высокие купеческие заборы и вывел на сцену русский средний класс.

👩‍🌾 На Западе мещанская среда была представлена в драме с 17 века. В России мещанство появилось на сцене благодаря Островскому только к 19 веку.

✍️ Островский всю жизнь посвятил театру. Он ставил в Мариинском и полностью создал Малый театр. Драматург понимал актерство как своеобразный стиль жизни, с помощью которого он вел просветительскую деятельность. Он открыл несколько революционных для того времени приемов, которые позже использовали другие драматурги.

1️⃣🎨 Новый способ изображения человека. У Островского на сцену выходит другой человек — не объект с набором социальных характеристик, а «внутренний человек» со сложной внутренней жизнью и психологией. Чехов перенял это открытие и работал с изображением психологии человека.

2️⃣🤷 Герои Островского себя не знают. Они хотят раскрыться и реализоваться. Драматург ставит акцент на том, что, если персонаж отрицательный — самодур или преступник, он будет реализовываться уродливо. Если герой добрый и в чем-то угнетенный, он реализуется в положительном ключе. Этот принцип Чехов тоже позаимствует, но без акцента на разнице в раскрытии героев.

3️⃣💥 Новый тип драматического конфликта Островского. На прошлой неделе мы говорили, что у Гоголя порочный человек воздействует на другого порочного, тот на третьего — так порок разоблачает сам себя. У Островского акцент смещается — порок становится источником страдания для жертв.

4️⃣🦊 Мир в произведениях драматурга строится по дарвинистскому принципу. Есть те, кто является носителями порока, и этот порок начинает мешать жить жертвам. Несчастные жертвы показывают зрителю, как им тяжело жить под гнетом порока. Островский вводит тему жертвенности практически во всех своих пьесах.

5️⃣🪕 Островский добавляет фольклор. Он обращается к национальным истокам, ищет национальный ключ. Обилие фольклорного материала мешает западными зрителями оценить произведения Островского, потому что нет ничего хуже для переводчика, чем работать с фольклором. Авторский материал можно адаптировать под другие культурные реалии, а фольклорный материал требует глубокого знания культуры, к которой он относится.

📺 Даже Хаяо Миядзаки не смог экранизировать русский фольклор. Когда режиссеру предложили снять мультипликационную версию народной сказки «Маша и медведь», он два года читал русские сказки и потом отказался. Миядзаки сказал, что не возьмется, потому что он не носитель культуры. Примерно так же считали переводчики, когда читали пьесы Островского.

☹️ На Западе Островского не знают. В Европе знают только тех, кто работал на его материале. Спасибо Островскому говорят все драматурги-последователи. Чехов использовал его открытия и построил на них собственную систему. Станиславский искал в психологически насыщенном материале Островского почву для своих творческих открытий. Современный русский театр продолжает традицию Островского. Его пьесы до сих пор показывают на сценах страны.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;