Этапы развития русской живописи
Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге
Академия художеств больше 100 лет определяла развитие русской живописи: в ней учили рисовать со слепков, писать с натуры, а лучших — отправляли на учебу в Европу.
1. Луи Токке. Портрет И.И. Шувалова, 1750-е (основатель Академии)
2. Особняк И.И. Шувалова на Малой Садовой улице (в котором изначально проходили занятия Академии)
3. Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова, 1769 (ректор Академии; архитектор здания Академии)
4. Неизвестный художник. Портрет И.И. Бецкого, втор. пол. 18 в. (Президент Академии Художеств 1763–1795)
5. И. Мошков. Вид Императорской Академии художеств, 1799–1802
6. Современный вид здания Академии
7. Современный вид внутреннего двора Академии
8. Вторая галерея антиков, 1836 (интерьеры Академии)
9. Екатерининский зал Академии. Плафон: В.К. Шебуев. «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России», 1833
Поговорим об Императорской Академии художеств, которая больше ста лет полностью определяла развитие русской живописи.
👑 Открыть Академию хотел еще Петр I. Он даже заказал разработку соответствующих проектов, но не успел реализовать свой план. Вспоминали об Академии и при Анне Иоанновне, но в эпоху дворцовых переворотов стало не до того.
🎨 К идее Академии вернулась Елизавета I. Она поручила задачу одному из фаворитов, Ивану Шувалову, который сам очень этого хотел. Академия открылась в Санкт-Петербурге 1757 году — на 11 лет раньше, чем в Англии. Изначально она находилась в ведении Московского университета.
💰 Елизавета выделила на содержание Академии 6000 рублей в год. Это было совсем немного, поэтому Шувалов сначала разместил учеников в своем особняке на Малой Садовой, на свои деньги приглашал из-за границы педагогов, обеспечивал учеников, подарил Академии собственную художественную коллекцию, с которой начались академическая библиотека и музей.
👸 Екатерина II лично курировала вопросы реорганизации Академии. Шувалов впал в немилость и уехал заграницу, а директором стал Иван Бецкой. Финансирование выросло до 60 тысяч рублей в год, началось строительство специального здания Академии.
🏛 Академия до сих пор находится в этом здании на набережной Васильевского острова. В нем предусмотрены мастерские, много световых колодцев для естественного освещения. Авторы проекта — архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Кокоринов. Кокоринов позже стал ректором Академии и преподавал в ней архитектуру.
🎓 Академия стала частью большого проекта Екатерины по воспитанию новых граждан России. Для этих целей императрица также открыла «Императорское воспитательное общество благородных девиц» (будущий Смольный институт), Московский императорский воспитательный дом, училище для мальчиков при Академии наук, Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, Воспитательный дом в Петербурге.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Посмотрим, как в Академии художеств было организовано обучение.
👦 В академию брали мальчиков 5–7 лет. Обычно это были сироты, подкидыши или дети из многодетных семей. Они жили в стенах академии практически в полной изоляции. Студентов одевали, кормили, обучали лучшие преподаватели. Их окружали оригиналы и копии великих произведений искусства — картины, скульптуры.
🎓 Студенты учились 10–15 лет. Сначала дети изучали историю, языки, математику. Постепенно вводили профессиональные предметы. Затем студентов делили по факультетам: они могли стать архитекторами, художниками, скульпторами, графиками. Позже добавилось прикладное искусство — медальеры, чеканщики, золотых дел мастера.
👨🎨 Обучение художника складывалось из нескольких этапов:
▪️ Полное копирование правильно сделанных рисунков.
▪️ Рисование со слепков — начинали с пальцев, кистей рук, глаз. Потом элементы объединяли в головы, торсы, и в итоге учились рисовать полную скульптуру.
▪️ Натурная работа — высшая ступень мастерства. Натурщиками до конца 19 века были только мужчины.
▪️ Академический конкурс на серебряную и золотую медаль. Победитель получал пенсион на поездку в Европу на пять лет — позже срок увеличили до шести.
▪️ В Европе художник совершенствовал мастерство, изучал классические европейские произведения.
▪️ Там он создавал крупное живописное произведение, сюжет для которого выбирал сам. В зависимости от качества работы художнику присуждали звание.
▪️ Также пенсионер обязательно должен был сделать несколько точных копий шедевров из европейских музеев — они пополняли коллекцию академии.
⚔️ В академии больше всего ценился исторический жанр — сцены из истории своей страны, Библии или античной мифологии. Некоторые художники специализировались на портретах и пейзажах. Но бытовой жанр не приветствовался: художник должен говорить о чем-то возвышенном, а в его картинах — присутствовать морально-патриотический посыл.
У такой системы обучения была серьезная проблема: студенты ничего не знали о России и русской жизни. Они росли в замкнутом сообществе, общались друг с другом, а главной мечтой их было попасть в Италию.
🎨 Академия стала монополистом художественной жизни России. Все заказы от двора, императорской семьи поступали сначала в академию, а уже она распределяла их между выпускниками. Поэтому художники старались наладить хорошие отношения с начальством, получая за это привилегии вплоть до бесплатных дров (актуальная проблема в 18 веке).
1. Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773
2. Иван Акимов. Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев, 1773
3. Григорий Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года, до 1800
Теперь посмотрим на несколько работ первых выпускников академии.
⚔️ «Прощание Гектора с Андромахой» Антона Лосенко. Пример академической исторической живописи: в центре обязательно один или несколько главных героев — преувеличенно благородных и прекрасных. Гектор, отправляясь на гибель, бледен, как и жена, которая, однако, не плачет. Главные герои должны быть сдержаны. Эмоции провожающей на смерть мужа женщины передает плачущая рядом служанка. Вся центральная часть словно выделена светом, как театральная мизансцена.
▪️ Вокруг главных героев — остальные персонажи: войско Гектора, прислуга. Академисты работали в помещениях и писали городское пространство с плоских задников. Поэтому в их работах нет глубины и ощущения открытого пространства — этого умения им не хватало.
👤 «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» Ивана Акимова. Познания художников в истории были поверхностны — сама наука тогда только зарождалась. Поэтому работа Акимова напоминает античный сюжет: Святослав в шлеме с перьями и латах, в высоких греческих сандалиях, на нем плащ с фибулой на плече. Получается модный героический микс разных эпох, имеющий мало отношения к историческим реалиям.
▪️ Скорее всего, художники понимали, что на самом деле Святослав одевался иначе. Но они отталкивались от античной традиции, в которой штаны носили только варвары. Показать великого князя в реалистичных штанах как варвара было невозможно.
👑 «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года» Григория Угрюмова. Иван Грозный показан идеализированно, как средневековый благородный воин в золотых латах. Прекрасные пленницы — жительницы Казани — кланяются царю. В работе много условно восточного и условно древнерусского.
1. Федор Алексеев. Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794
2. Семен Щедрин. Вид на Большой пруд в парке в Царском Селе, 1777
3. Петр Соколов. Портрет Н.П. Панина в детстве, 1779
4. Алексей Егоров. Истязание Спасителя, 1814
Завершим часть еще несколькими работами первых выпускников Императорской Академии художеств.
🎨 Первый пейзажисты — Семен Щедрин и Федор Алексеев. Первый больше писал классические пейзажи, второй — городские.
🖼 Академический пейзаж делится на три плана: передний, средний и дальний. На переднем, как правило, доминируют коричневатые, охристые, земляные цвета. Средний план обычно решен в зеленых тонах: его заполняют деревья. Дальний план покрывает голубая дымка — воздушная перспектива. Все вместе называется «трехцветкой».
🦮 Петр Соколов создал академический портрет Н.П. Панина в детстве. Он выполнен в традиции европейского охотничьего портрета: ружье, собака. Пейзаж не слишком проработан. Главное — правильная композиция и построение формы. На цвет обращали не так много внимания и использовали для передачи символического смысла.
👨🎨 Алексей Егоров — один из самых одаренных мастеров академической живописи. Его называли «русским Рафаэлем». Он был сиротой, которого нашли в степи казаки. После Московского Воспитательного дома попал в Академию, где учился у Акимова и Угрюмова. В Европе живопись Егорова оценили итальянцы, обычно очень ревнивые к иностранному искусству. За работы художнику в Италии платили золотом, выкладывая монеты на картину: сколько поместится, столько работа и стоила.
1. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова, начало 1750–х
2. Александр Невский. Мозаика собственноручного набора Ломоносова, 18 век
3. Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент, 1754
4. Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской
5. Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики 1-го яруса центрального иконостаса Исаакиевского собора. Мастерская Академии Художеств
6. Мозаики в Соборе Спаса-на-крови.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день