angle-down facebook instagram vkontakte warning

Этапы развития русской живописи

Живопись екатерининского времени

Екатерина II создала Эрмитаж и привезла в Россию картины Рембрандта, Рафаэля, Рубенса. Узнаем, как это было, и познакомимся с лучшими портретистами России.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Малый Эрмитаж, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, Санкт-Петербург, 1764–1775

Начинаем разговор о живописи Екатерининского времени. Выделим несколько важных тенденций этого периода.

🎓 Екатерина видела себя просвещенным монархом — и хотела, чтобы у России был статус великой европейской державы. Она стала вторым человеком на престоле после Петра I, кто планомерно взялся за проблемы культуры и искусства. Она состояла в переписке с крупнейшими философами Европы, интересовалась разными видами искусств, сама пробовала себя в литературе.

🏛 При Екатерине появился Эрмитаж — крупнейший музей страны. Все началось с коллекции из 200 произведений искусства, которую немецкий купец Гасовский собрал для прусского короля Фридриха II. У того возникли финансовые проблемы, и Екатерина перекупила коллекцию. В ней были Рембрандт, малые голландцы, фламандцы, итальянцы.

📐 По приказу Екатерины архитектор Валлен-Деламот сделал пристройку к Зимнему дворцу. Ее назвали «Эрмитаж» — место для уединения. Императрица действительно задумала это место, чтобы отдохнуть от государственных дел и общества придворных.

🖼 Екатерининская коллекция постоянно пополнялась. В 1769 году к ней прибавилось собрание произведений графа Брюля — более 600 работ, среди которых были Рубенс, Рембрандт, Пуссен, Ватто. В 1772 году французский философ Дени Дидро, с которым Екатерина переписывалась, по ее просьбе купил картины из знаменитого собрания Кроза — так в Россию попали Рафаэль, Пиронезе, Джорджоне, Тинторетто.

👁 Во времена Екатерины коллекция Эрмитажа была доступна только ее ближайшему окружению. С начала 19 века коллекции Эрмитажа расширялись и становились более доступными для публики и художников — студентов Академии. Даже те, кто не ездил за рубеж, могли приобщаться к лучшим образцам европейского искусства.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Дмитрий Левицкий

1. Автопортрет, 1782
2. Портрет А.Ф. Кокоринова, 1769
3. Портрет графини Урсулы Мнишек, 1782
4. Портрет Дени Дидро, 1773
5. Портрет Е.А. Бакуниной, 1782
6. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, 1787

Поговорим о Дмитрии Левицком. Сейчас он считается одним из лучших европейских портретистов второй половины 18 века наряду с Томасом Гейнсборо. Но прежде ему пришлось пережить быстрый взлет и полное забвение.

👦 Родился в Киеве в семье священника. Отец увлекался живописью, гравированием и дал Левицкому первые уроки. Киев тогда был очень просвещенным городом, близким к Европе. Поэтому вся обстановка способствовала раскрытию художественного таланта Левицкого.

⛪️ Был ассистентом у живописца Алексея Антропова. Тот приехал в Киев, чтобы написать иконы для храма Андрея Первозванного, построенного Бартоломео Растрелли. Антропов оценил талант Левицкого и пригласил его в Петербург. Он же отговорил художника от учебы в академии — Левицкий так и не получил академического образования.

👨‍🎨 В Петербурге брал индивидуальные уроки у иностранных художников. На академической выставке 1770 года было выставлено шесть полотен Левицкого, в том числе портрет архитектора Кокоринова, за который художник получил звание академика.

💰 Быстро стал популярным художником. К нему обращались аристократы, он портретировал саму Екатерину. Заработал на дом на Васильевском острове, который стал культурным центром — там бывали Державин, Капнист, Богданович, Новиков.

🎨 Имел тонкое чутье и умел найти индивидуальный подход к каждой модели. Из-под его кисти выходили и домашние уютные портреты матерей семейства, и тончайшие парадные портреты государственных деятелей. Писал виртуозно, так, что иногда не видно мазков.

⬛️ Умер в 1822 году. Последние годы жил в нищете, имел проблемы со зрением. Про художника забыли, его творчество считали чем-то устаревшим и неинтересным. Портреты висели в разных особняках и дворцах, и до конца 19 века о художнике не вспоминали.

🖼 Имя Левицкого воскресили «мирискусники». В 1905 году в Таврическом дворце готовилась выставка, посвященная 18 веку — над ней работали Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Дягилев лично объехал все усадьбы с картинами 18 века и отбирал лучшие. Работы Левицкого на выставке произвели эффект разорвавшейся бомбы: зрители и не предполагали, что в России в 18 веке существовало настолько тонкое искусство.

Дмитрий Левицкий
1. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, нач. 1790-х
2. Серия «Смолянки», 1772–1776
3. Портрет П.А. Демидова, 1773
4. Портрет Н.А. Сеземова, 1770

Теперь рассмотрим несколько портретов кисти Дмитрия Левицкого.

👸 Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Это специфический жанр 18 века — программный портрет. До создания произведения писали программу — идеи, которые должны быть в нем отражены.

👩 Серия портретов «смолянок» (студенток Смольного института). В 1776 году в империи праздновали мирный договор с Турцией, тогда же планировался первый выпуск Смольного института. По этому поводу «смолянки» принимали участие в торжествах, ставили сценки, показывали музыкальные и танцевальные номера.

▪️ Левицкого попросили написать семь лучших студенток. Работы делятся на две серии из трех и четырех портретов, композиционно объединенных между собой.

▪️ В портретах много театральности, жеманства, кокетства, но Левицкому удалось показать живую прелесть девушек, их наивность и красоту. Позже эти смолянки стали фрейлинами при дворе.

👥 Опекунская серия. Портреты опекунов Московского воспитательного дома: Екатерина активно привлекала попечителей для финансирования учреждения. Портреты, написанные в качестве благодарности за внесенные средства, предназначались для украшения самого Воспитательного дома. В создании серии также принимали участие Рокотов и Аргунов — но у Левицкого получились самые интересные портреты.

▪️ Портрет Прокофия Демидова. Традиционный парадный портрет на фоне колонн с драпировками. Демидов держит лейку и указывает на растения — это символизирует его заботу о детях. Но герой одет очень фривольно, по-домашнему: в халате, панталонах. Демидов был известным богатым чудаком, и Левицкий таким образом подчеркнул это качество.

▪️ Портрет Никифора Сеземова. Сеземов был крепостным у Шереметьева. Но он смог сколотить состояние, зарабатывая на винных откупах. У него даже были свои крепостные — официально записанные на хозяина. Сеземов много жертвовал сиротам. Левицкий подчеркнул статус героя: портрет написан в очень темных тонах на глухом фоне. Сеземов в крестьянской одежде, в скованной позе держит лист, на котором изображен младенец.

Федор Рокотов
1. Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире/ Источник (предположительно автопортрет), 1757–1758
2. Портрет А.Г. Бобринского в детстве, 1760-е
3. Портрет Никиты Демидова, 1760-е
4. Портрет Екатерины II, 1763
5. Портрет А. К. Васильчиковой, 1770
6. Портрет Струйской, 1772
7. Портрет неизвестной в розовом платье, 1770-е
8. Портрет неизвестного в зеленом кафтане, 17
70-е

Владимир Боровиковский
1. Портрет М. И. Лопухиной, 1797
2. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799
3. Портрет сестер Гагариных, 1802
4. Портрет княжон Куракиных, 1802
5. Портрет Александры Павловны, 1796
6. Портрет Павла I, 1800
7. Портрет Александра I, 1802–1803

В завершение части познакомимся с двумя художниками Екатерининской эпохи, которые больше всего прославились своими портретами. Это Федор Рокотов и Владимир Боровиковский.

📜 В конце 18 века в России вошел в моду частный, камерный портрет. Это было связано с Указом о вольности дворянства: у аристократии появилось много свободного времени, появилась частная жизнь — и интерес к ней.

👤 Сентиментальные портреты были призваны раскрыть личность человека, его духовный мир. Вместо лент, орденов, шикарных туалетов — занятия искусствами, задумчивость, дружба, семья (часто встречаются парные портреты). Однако говорить о глубоком раскрытии внутреннего мира человека в сентиментализме преждевременно. Здесь пока еще много театральности, милой игры, внешней чувствительности.

👨‍🎨 Федор Рокотов. Про него известно мало. По-видимому, он был внебрачным сыном помещика Петра Репнина от крепостной крестьянки. Сразу после рождения получил вольную. Неизвестно, у кого он учился — возможно, у итальянского художника Пьетро Ротари. У Рокотова не было семьи, детей. При этом его любили при дворе, он владел большой мастерской с подмастерьями и вообще был успешным.

▪️ Рокотов выработал узнаваемый стиль. Он отбросил всё лишнее, убрал фоны, главное внимание — на лице и глазах модели. Для него характерны нежная манера письма, пастельные тона, эффект сфумато — легкая дымка, охватывающая лицо.

👨‍🎨 Владимир Боровиковский. Выходец из Украины. Расписывал церкви, оформил один из путевых домов императрицы — тут его и заметила путешествовавшая по югу России Екатерина и пригласила в Петербург. В столице не пошел в Академию, а начал брать уроки у Левицкого. Также стал востребованным художником.

▪️ Создал специфический тип камерного женского портрета. Девушка в белом платье стоит на фоне парка с условным пейзажем, в шали, о чем-то глубоко задумавшись. Образ так полюбился заказчикам, что Боровиковский создал много портретов по схожей схеме.

Крестьянская тема в русском искусстве 18 века

1. Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике, 1796
2. Дмитрий Левицкий. Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой, 1783
3. Владимир Боровиковский. Портрет торжковской крестьянки Христиньи, ок. 1795
4. Семнн Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга, 1792
5. Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме, 1784
6. Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора, 1777

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;