angle-down facebook instagram vkontakte warning

Этапы развития русской живописи

Зарождение национальной школы: Тропинин, Венецианов, Федотов

Тропинин добавил в искусство русский национальный дух, Венецианов продвигал крестьянских детей, а Федотов рисовал карикатуры. Узнаем, как они основали национальную школу.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Василий Тропинин
1. Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль, 1846
2. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, 1818
3. Портрет Платона Николаевича Зубова, 1839
4. Украинская деревня. Гроза, 1810-е (акварель, гуашь)
5. Крестьянин, обстругивающий костыль, 1834
6. Девушка украинка в пейзаже, 1820-е
7. Девушка со свечой, 1840-е
8. Портрет Варвары Ивановны Ершовой с дочерью Екатериной, 1831
9. Девочка с попугаем, 1810-е
10. Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой, 1847

Обсудим формирование национального русского искусства. Этот процесс связан с тремя именами — Василием Тропининым, Алексеем Венециановым и Павлом Федотовым.

👨‍🎨 Академия не смогла сформировать по-настоящему национальную школу живописи. Из ее стен вышло немало талантливых художников, которые создавали шедевры, но из-за особенностей обучения все они были «итальянцами». Их интересовали Европа, античность, а не русская действительность. Природа, люди — все это казалось им скучным, грубым и недостойным искусства.

🎨 В те же годы в России зарождается другое движение. Несколько художников — выходцев из низов — не получили систематического академического образования, поэтому были ближе к реальной жизни, чем выпускники Академии. Технически они ничем не уступали «академикам», так же учились на работах великих мастеров, но внесли в русское искусство национальное восприятие: писали русских людей, природу, говорили о реальных проблемах. Именно они подготовили почву для появления передвижников.

Первый пример — Василий Тропинин. До 47 лет он был крепостным. Писал портреты хозяев, придумывал дизайн вышивок, расписывал домашнюю утварь, но мог и прислуживать за столом. После войны 1812 года настроение в обществе поменялось, и друзья уговорили хозяина дать Тропинину вольную: такой одаренный художник не мог оставаться в рабском положении.

👤 Тропинин создавал камерные портреты, в какой-то степени продолжая традицию сентиментализма. Его портреты называли «халатными», потому что люди изображались на них по-простому, по-домашнему. Тропинин работал в Москве, которая тогда противопоставляла себя официозному столичному Петербургу как расслабленный, хлебосольный, уютный город.

➡️ Еще будучи крепостным, Тропинин также создавал крестьянские портреты и украинские пейзажи родного села. Таким образом, он стал одним из первых знаменитых художников, кто смог привнести в искусство истинно национальную ноту. В Москве существует отдельный музей, посвященный творчеству этого художника.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Алексей Венецианов
1. Автопортрет, 1811
2. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками, 1811
3. Гумно, 1821
4. На пашне. Весна, 1820-е
5. На жатве. Лето, 1820-е
6. Жнецы, 1820-е
7. Девушка с теленком, 1820-е
8. Спящий пастушок, 1820-е
9. Кормилица с ребёнком, 1830-е
10. Купальщица с чашей, 183
2

Работы учеников Венецианова
1. Евграф Крендовский. Сборы на охоту, 1836
2. Александр Алексеев. Мастерская А. Г. Венецианова, 1827
3. Григорий Сорока. Вид на плотину, до 1847
4. Алексей Тыранов. Портрет Ивана Айвазовского, 1841
5. Капитон Зеленцов. В комнатах, 1830
6. Сергей Зарянко. Портрет царя Александра III, 1855
7. Никифор Крылов. Спящий мальчик, 1824

Поговорим об Алексее Венецианове, который был не только большим художником, но и благотворителем, педагогом.

👦 Родился в небогатой купеческой семье. Звучная фамилия досталась от греческих предков, которые приехали в Россию из Венеции. С детства интересовался рисунком. Венециановы торговали рисунками художников-самоучек из крестьян и простых горожан, и мальчик тоже начал учиться рисованию. Какое-то время проучился у Боровиковского, который подходил к преподаванию серьезно, показывал Алексею работы великих мастеров в Эрмитаже.

📐 Не мог зарабатывать живописью без связей и образования. Поэтому ему приходилось работать чертежником и землемером. Сотрудничал с журналом карикатур, но журнал прикрыла цензура, а Венецианову посоветовали вернуться к чертежам.

🎓 Добился официального звания академика. Для этого нужно было представить работу, которую оценили бы в Академии. Венецианов написал автопортрет, после которого ему заказали портрет одного из инспекторов Академии Кирилла Головачевского — за него художник и получил звание.

🏡 После свадьбы уехал в деревню. Купил имение Сафонково. Здесь он начал писать народные темы: жизнь крестьян и русские пейзажи. Хотя крестьянский мир Венецианова немного идеализирован в духе сентиментализма, в нем нет ощущения итальянского искусства, попыток приукрасить русскую действительность. Венецианов стал одним из основоположников русской жанровой живописи, которая прежде считалась недостойной художника.

👥 Обратил внимание, что многие крепостные дети и подростки талантливы, и начал им помогать. Он учил их, находил покровителей, договаривался с помещиками, которые не всегда были рады освободить рабочие руки для занятий. Венецианов пытался организовать выкуп самых талантливых ребят.

🎨 Создал целую Венециановскую школу живописи. В ней он запрещал копировать чужие работы, как делали в Академии, а сразу предлагал рисовать пейзажи, интерьеры, натюрморты с натуры. Через обучение у Венецианова прошли около 70 детей, подростков и молодых людей. Многие из них стали профессиональными живописцами, получили академические звания.

💸 Венециановы жили небогато. Художнику часто приходилось закладывать имение, чтобы помогать выкупу крестьян. Он жертвовал всем, чем мог, но четко осознавал свою миссию и не отступал от нее.

Рассмотрим несколько работ Венецианова 👇

🌾 Гумно. Сценка из крестьянской жизни. Интересно, что Венецианов приказал выпилить стену у амбара, чтобы добиться сложного освещения.

🌱 Цикл «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Красивые пейзажи с вечным круговоротом крестьянской жизни. Показана узнаваемая русская природа. Тут же есть идеализация крестьянки: девушка в нарядном платье легко ведет лошадей и выглядит как богиня весны. Получается возвышенный, аллегорический образ.

👨‍🦰 Портреты. Очень лиричные работы. Венецианов передает живые эмоции крестьян: они любуются красотой природы, переживают личные трагедии. Крестьяне, пожалуй, впервые показаны такими же прекрасными и глубокими людьми, как аристократы.

🧺 Купальщица. Венецианов показывает неидеальное, естественное женское тело без намека на скульптурность академических работ. Но в этой естественности заключена своя красота.

Первый зимний пейзаж в русской живописи

Никифор Крылов. Русская зима, 1827

Павел Федотов
1. Автопортрет, 1848
2. П. А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку, 1840
3. «Нет, не выставлю. Не поймут!», 1849
4. Разборчивая невеста, 1847
5. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик), 1846
6. Завтрак аристократа, 1850
7. Зимний день, 1851
8. Вдовушка, 1850
9. «Анкор, еще анкор!», 1851
10. Сватовство майора, 1848 — к этой картине Федотов написал
стихотворное пояснение

Завершим часть разговором о Павле Федотове. Этот художник первым в русской живописи стал разрабатывать жанр в чистом виде, показывать современников в реальных обстоятельствах, одежде, обстановке.

👦 Родился в бедной семье военного. С детства любил рисовать, в основном карикатуры — но они были мягкими, не злобными. Уже в ранние годы Федотов показал талант подмечать и высмеивать недостатки по-доброму.

🎓 Учился в военном училище. Там его заприметили как отличного рисовальщика, предлагали быть «казарменным» художником и создавать сценки из военной жизни. Но Федотов тогда уже посещал рисовальные классы Академии и подумывал о том, чтобы заняться искусством профессионально.

Боялся рисковать, потому что на его попечении находились отец и сестра. Брюллов, у которого он просил совета, отговаривал бросать карьеру военного. А Иван Крылов, напротив, поддержал: видимо, увидел в Федотове «своего» человека, который умеет высмеивать недостатки, только не в баснях, а в живописи.

🖼 В основном создавал графику, но практически все его живописные полотна вошли в «золотой фонд» русского искусства: «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер».

✍️ Проявил и литературный талант. Он делал поэтические описания картин, в которых раскрывал все нюансы, и декламировал эти стихи во время выставок Академии, стоя рядом со своими работами. Для аристократической публики такой «перформанс» был неслыханной вольностью, однако привлекал внимание: у картин Федотова всегда стояла толпа зрителей.

🎭 Не был сатирическим художником. Федотов умел сохранить баланс между красотой и насмешкой. Не зря он особенно любил малых голландцев: его картины полны такой же тонкой детализации и так же изумительно «техничны». Красота предметного мира на полотнах Федотова лишь усиливает трагичность их звучания: словно бы вещи оказываются совершеннее тех, кто ими владеет. При этом сам Федотов не стремится занять позицию «правильного» автора, а часто вводит в картины и самого себя.

🐕 Создавал все более трагичные полотна. В картине «Вдовушка» уже нет места смеху: мы видим беременную женщину, потерявшую мужа, которую выгоняют на улицу из-за его долгов. В картине «Анкор, еще Анкор» показана деградация военного человека. Зиму он проводит в крестьянской избе на постое, и у него нет других занятий, кроме как дрессировать собачку.

🍞 Был стоиком до конца: экономил на всем, пил кипяток с хлебом, чтобы сберечь деньги на кисти и краски. В итоге Федотов не выдержал такой жизни, сошел с ума, провел несколько месяцев в лечебнице и там умер. Ему было всего 37 лет.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;