angle-down facebook instagram vkontakte warning

Этапы развития русской живописи

Перемены в русской живописи с конца 16 века

Считается, что до Петра I существовало только религиозное искусство: иконопись и монументальная фреска. Но это не совсем так. Поговорим о тенденциях, которые предшествовали появлению первых живописных произведений в России.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

📿 В конце 16 века Россия постепенно отходит от идеала исключительно духовной жизни. Общество становится более светским, а страна, которая до этого была достаточно закрытой, начинает устанавливать контакты с Европой.

🤝 Попытки сблизиться с Европой были и раньше. Иван Грозный хотел свататься к английской королеве Елизавете I. Годунов пытался наладить экономические связи с Европой. В Смутное время польские интервенты делали попытки насадить собственную культуру на захваченных территориях. А с приходом к власти Романовых в Россию начинают активно приезжать иностранцы, в Москве появляется Немецкая слобода, мода на бритье и европейский костюм, при дворе Алексея Михайловича дают первые театральные представления.

💡 Искусство тоже меняется под влиянием Европы. На Русь попадают европейские гравюры, а вместе с ними — и новые сюжеты, а также представления о прямой перспективе.

🎨 В конце 16 века возникает Строгановская школа иконописи, меняющая представления о традиционной образности. Теперь художники больше внимания начинают уделять изяществу, орнаментике, эстетической стороне своих творений, а не раскрытию глубокого богословского содержания иконы.

1. Строгановская школа: Никифор Савин. Чудо Федора Тирона, нач. 17 в.
2. Симон Ушаков. Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского, 1668
3, 4. Никита Павловец. Вертоград заключенный, 1670-е

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Примеры западной иконографии Вертоград заключенный (hortus conclusus): Стефано да Верона «Мадонна дель Розето», около 1435 года
2. Леонардо да Винчи «Благовещение», 1475 год

Сравните иконы:
1. «Спас Нерукотворный»: икона 12 века
2. Симона Ушакова, 1658 год справа

Сравните иконы «Троица Ветхозаветная»: слева Андрей Рублев, 1-я четверть 15 века и Кирилл Уланов, 1690 год справа

Как именно изменилась русская икона в конце 16 — 17 веках?

Строгановские мастера начинают использовать золотопробельное письмо. Пробéла — это тонкие линии на лицах и одежде святых, передающие их внутренний духовный свет. Как правило, пробела наносили белой краской или накладывали тончайшую золотую сеточку (ассист). Строгановские мастера стали использовать много золота, превращая икону в эстетское произведение с декоративным звучанием.

🤴🏻 Стали писать иконы с реальными персонажами. Как правило, это цари, князья и другие знатные люди, которых пишут рядом с Богоматерью. Традиция вводить донаторов в сцены Святого писания издавна существовала в европейской живописи.

💬 Появились иконы «программного» плана. На них — не конкретный святой или церковный праздник, а целая «история» с частично религиозным и частично государственным смыслом.

🖼 Например, «Древо Государства Российского» Симона Ушакова. В центре — большой медальон с Богоматерью Владимирской, покровительницей России и Москвы. Внизу — элементы реального городского пейзажа: Кремлевская стена, Спасская башня, Успенский Собор. И из всего этого вырастает огромное дерево, в ветвях которого тоже медальоны с князьями, царями, монахами и митрополитами. Поливают древо Иван Калита и Митрополит Петр, которые способствовали возвышению Московского княжества. А по сторонам — заказчики образа, сам царь Алексей Михайлович и его супруга с детьми.

✝️ На русскую икону влияет европейская гравюра. Это была целая политическая программа — Папа Римский лично спонсировал печать больших книг с известными гравюрами и отправлял их в подарок на Русь.

🛤 Русских живописцев особенно интересовала прямая перспектива, которая была неотъемлемой частью западноевропейской живописи, в то время как в русской иконописи была принята обратная перспектива.

🌳 Из гравюр появляются и новые сюжеты. Например, иконы типа «Вертоград заключенный», дословный перевод латинского Hortus Conclusus. Божья матерь изображается внутри или на фоне прекрасного сада, но сад всегда огорожен забором. Это символ девства, чего-то драгоценного, но закрытого от остальных.

🎀 Старые сюжеты приобретают новое прочтение. Основа иконографии остается прежней, но сильно меняются детали. Теперь художники с большим интересом вводят в икону элементы реального мира.

🖼 Например, если в «Троице Ветхозаветной» Андрея Рублева перед святыми стоит только одна чаша, а сзади дерево едва обозначено, то у Кирилла Уланова видим шикарную сервировку стола, мощное дерево с пышной и детально прорисованной кроной, а на заднем плане не просто красивое здание, но и сценки, которые разворачиваются внутри.

В середине 17 века разгорелся важный спор о том, как именно должна выглядеть икона. Часть общества считала, что иконы должны быть темными в подражание древним образцам. Они не знали, что темными старые иконы становились из-за потемневшей олифы. Другие предлагали писать иконы и лица на них «яко живо». Среди них — Симон Ушаков и Иосиф Владимиров, иконописцы Оружейной палаты.

📷 Сам Ушаков стремился к реалистичности: иначе писал глаза и пытался давать светотеневую моделировку лиц, что прежде было абсолютно невозможно — никакой тени у святых ликов быть не может.

1. Неизвестный художник. Портрет царя Федора Иоановича
2. Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича,
1680-е
3. Неизвестный художник. Портрет царицы Натальи Кирилловны,
1694
4. Неизвестный художник. Портрет князя Андрея Меньшого Ивановича Репнина, 1690-е
5. Неизвестный художник. Портрет Алексея Василькова, 1700-е
6. Неизвестный художник. Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина, 1693 — конец 1694
7. Неизвестный художник. Портрет стольника Федора Ивановича Веригина, не позднее 30 августа 1698

Парсунная живопись — это переходная стадия от иконописи к академической реалистической живописи. Поговорим о парсунах подробнее: как появились и что из себя представляют.

👤 Происхождение названия. Слово парсуна происходит от искаженного латинского слова persona — особа, потому что на парсунах изображали не святых, а конкретных людей, персон. В 17 веке на Руси это было еще настолько непривычно, что на этом делали акцент.

📜 Согласно письменным источникам, первой парсуной стал портрет Ивана Грозного. Он якобы был написан с натуры, но до настоящего времени, к сожалению, не сохранился.

👨🏻‍🎨 Активно парсуна развивается с середины 17 века благодаря приезду нескольких иностранных мастеров из Германии и Голландии. Считается, что именно они дали первые уроки портретирования ученикам Оружейной палаты.

👸🏼 Парсуны бывают разного типа. Часть парсун носила мемориальный характер, они больше походили на иконы и устанавливались над захоронениями в церквах. Были и более светские парсуны — с изображениями царей, дворян и церковных иерархов. Почти все парсуны — это мужские портреты, из женщин чести портретирования удостаивались только царицы.

🖼 Наиболее распространенный вид парсуны — поясное изображение на нейтральном фоне. Но встречаются и более интересные варианты: в полный рост, с условным пейзажем за окном, детально прописанным интерьером — в таких картинах русские художники уже пытаются (часто еще с ошибками) дать прямую перспективу.

🎨 Технически парсуны могли создаваться по-разному. Основой могло служить как дерево (по иконописной традиции), так и холст. Аналогично по краскам: иногда выбирали темперу (как для иконы), иногда масло.

Основные особенности парсуны 👇

🔅 Связь с иконой. Человек стоит напряженно, вытянуто, неестественно прямо, а голова, как правило, развернута на ¾ — силуэт лаконичен и замкнут. Основной источник освещения — слева сверху, как часто бывает в иконописи. Изображение плоскостное.

🔅 Проработка деталей. Мастера тщательно и с любовью прописывали декор, фактурные и декоративные элементы: узоры скатертей, поясов, различные орнаменты.

🔅 Пояснительный текст — картуш. Как правило, парсуна содержит в себе текст — это тоже связь с иконой, которая всегда подписана. Длина текста могла быть разной — от одной строки до целого повествования. Писали полное имя, статус и достижения. Художник словно бы понимал, что модель на его портрете могут просто не узнать.

Уникальная «тафтяная» парсуна Патриарха Никона

1. Неизвестный художник или Иван Андреев Валтырь.«Тафтяной» портрет Патриарха Никона, последняя четверть 17 века.
2. Техника: дерево, ткань, бумага, золотое кружево. Фон, фигура — аппликация. Лицо, руки — маслo.

1. Предположительно Иван Салатанов или Иван Безмин. Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса Нерукотворного, 1686
2. Неизвестный мастер. Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, до 1682
3. Неизвестный мастер. Портрет Василия Люткина, 1797
4. Неизвестный, предположительно иностранный мастер. Патриарх Никон с клиром, 1662
5. Портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании
, 1630 (предположительно — подделка)

Разберем пять очень интересных и непохожих друг на друга парсун.

1️⃣👑 Царь Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса Нерукотворного. Пример надгробного портрета, выполненный в переходной технике. Парсуна, как и икона, сделана на дереве, есть и левкас (иконописный грунт), но использовано масло, а не темпера.

Парсуна висела на столбе над захоронением Федора Алексеевича в Архангельском соборе Московского Кремля. Фигура статичная, словно распластанная на поверхности, условный пейзаж и целых четыре картуша с очень подробными описаниями. Сверху — икона Спаса Нерукотворного. Парсуна декоративна, здесь много золота и орнамента.

2️⃣👰🏻 Портрет второй жены Федора Алексеевича — редкий женский портрет. Предположительно, Марфа Апраксина здесь изображена в статусе царской невесты — на это указывает одежда и кокошник. У портрета жесткая светотеневая моделировка лица, глубокие тени. Но художник «отдыхает» в орнаментах и фактурах платья, фаты и кокошника.

В руке Марфы Матвеевны веер — модный атрибут, новинка из европейского обихода. Но пальцы сложены словно для крестного знамения — отголосок иконы.

3️⃣💂‍♂️ Портрет боярина Василия Люткина — вариант «парадного» портрета, в полный рост. Интересен тем, что написан в интерьере с попыткой передать прямую перспективу. Пояс, кушак, скатерть прописаны с удовольствием. Есть красная бархатная штора за спиной — атрибут из классического парадного западноевропейского портрета.

На картуше — латинские буквы. Сначала предполагали, что автор — мастер из Европы. Но некоторые буквы написаны не в ту сторону, а у русского имени — странная транслитерация. Скорее всего, это была попытка русского мастера добавить портрету статусности: работы заграничных художников стоили дороже.

4️⃣☦️ Патриарх Никон с клиром. Считается, что Никон был нарисован с натуры, и все остальные тоже позировали художнику. Детально прописан интерьер: патриаршее место, икона, книги, ковер. Здесь более удачная попытка выстроить прямую перспективу — возможно, автор иностранец. Но в этой парсуне есть доля наивности? особенно в организации левой части.

Исследования в рентгеновских лучах показали, что сохранность работы всего порядка 50%, остальное — реставрация: некоторые лица изменены или переписаны. Но это судьба многих парсун.

5️⃣👑 Оплечный портрет Ивана Грозного — знаменитейшая парсуна, которую часто называют первой дошедшей до нас парсуной и датируют 1630-ми годами. Считается, что это прижизненный портрет Ивана Грозного.

Российские исследователи же утверждают, что это подделка 19 века. Во-первых, все парсуны находятся в России, и сложно понять, как эта могла оказаться в Национальном музее Дании. Во-вторых, по манере исполнения парсуна очень декоративна: завитки волос, одежда, глаза. Возможно, была написана на старой иконной доске. Подтвердить или опровергнуть подозрения ученые не могут: нужно детально исследовать парсуну, а музей не заинтересован подтверждать факт подделки.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;