angle-down facebook instagram vkontakte warning

Этапы развития русской живописи

Живопись петровского времени

Петр I помогал талантливым юношам получить образование за границей, а в Россию приглашал иностранных мастеров, которые даже основали особое направление «россика». Обсудим, как развивалась живопись при Петре I.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Готфрид Кнеллер. Портрет Петра I, 1698
2. Жан-Марк Натье. Портрет императора Петра I, 1717
3. Жан-Марк Натье. Портрет императрицы Екатерины I, 1717
4. Жан-Марк Натье. Битва при Лесной, 1717
5. Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717
6. Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, до 1722 (младшая дочь Петра I и Екатерины, умерла в возрасте 6 лет)
7. Иоганн Таннауэр. Портрет Петра I на смертном одре, 1725
8. Иоганн Таннауэр. Император Петр I, 1710-е годы

Посвятим эту часть живописи петровского времени: посмотрим, какие реформы провел Петр I, и как они повлияли на русскую живопись.

💂‍♀️ Реформатор Петр I изменениями в живописи заинтересовался не сразу. Так, в свою первую поездку за границу («Великое Посольство») в Великобритании он позировал знаменитому местному живописцу Кнеллеру. Но готовый парадный портрет мало заинтересовал Петра — он так и остался в британском собрании.

🥐Во вторую поездку Петра за границу уже в 1717 году все изменилось. Изобразительное искусство Франции произвело на него сильное впечатление. Придворному живописцу Жан-Марку Натье император заказал свой портрет, портрет супруги Екатерины I и первое в русской истории большое историческое полотно — «Битва при Лесной» (1717). В этой баталии Петр участвовал лично и называл «матерью полтавской победы».

🎨 Петр решил изменить русскую живопись и действовал масштабно. С одной стороны, отбирал талантливых юношей и отправлял на учебу за границу, с другой — приглашал в Россию иностранных мастеров, в первую очередь для обучения русских подмастерьев.

🐻 Приглашенные художники. Желающих приехать в Россию было немного: иностранцев пугала ее репутация как непонятной, дикой и холодной страны — хотя гонорары предлагали неплохие. Соглашались на такую работу мастера не первого и даже не второго разряда. Попадались среди них и откровенные проходимцы.

👨🏻‍🎨 Художники, которые прижились и оказали влияние:

▪️ Луи Каравак — из Франции;
▪️ Иоганн Таннауэр и братья Гроот — из Германии;
▪️ Пьетро Ротари — из Италии.

🖼 Так в русском искусстве появилось особое направление — россика. Под этим термином объединяют живописные работы иностранных мастеров, которые они создали в России.

📜 Россика как явление началась с реформ Петра и продлилась примерно до середины 19 века. Иностранных мастеров при дворе еще долго считали лучшими и платили им больше. Только ко второй половине 19 века русские художники заняли доминирующее положение.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Первых пенсионеров* Петр I начал отправлять на учебу за границу сразу после «Великого посольства» — тогда это были военные, моряки и кораблестроители. После второй поездки среди пенсионеров появились и художники.

*Пенсионеры с 18 по 20 век в Российской империи — это выпускники, получившие пенсионы, денежные пособия аналогичные современным грантам.

🧳 Всего Петр отправил в Европу около 20 юношей, чтобы учиться архитектуре, ваянию и живописи в Италии, Франции, Голландии и Фландрии (части современных Нидерландов). Пенсионеров подбирали по разным критериям. Например, Иван Никитин на момент отъезда был состоявшимся живописцем, а Андрей Матвеев еще совсем юным.

🏆 Наиболее талантливыми из первых пенсионеров стали живописцы Андрей Матвеев и братья Иван и Роман Никитины. Среди архитекторов — Петр Еропкин, Иван Коробов и Иван Мичурин.

🎓 Петр разрабатывал идею создания в Петербурге Академии Художеств: заказывал проекты иностранным мастерам, присматривался к европейскому опыту. При жизни Петра этот замысел реализовать не удалось, но Академия Художеств все же появилась — об этом расскажем в следующей части.

1. Андрей Матвеев. Автопортрет с женой, 1729
2. Андрей Матвеев. Аллегория живописи, 1725
3–4. Андрей Матвеев. Парный портрет супругов Голицыных, 1728
5. Андрей Матвеев. Портрет Петра, 1724–1725
6–7. Андрей Матвеев. Плафоны здания Двенадцати коллегий (аллегории)

Есть легенда, что Петр заприметил Андрея Матвеева во время службы в соборе: мальчик-подросток зарисовал профиль императора, и тот высоко оценил рисунок.

👨🏻‍🎨 Петр позвал Андрея в Петербург, а оттуда отправил учиться в Европу. Дальше Матвеев был личным пенсионером Екатерины I — отчитывался о своей учебе в письмах, присылал картины.

🚂 Матвеев вернулся в Петербург уже после смерти Петра и Екатерины — в 1727 году и сразу стал одним из ведущих художников. Уже в 1731 году он возглавил живописную команду Канцелярии от строений — главного архитектурно-художественного учреждения в Петербурге. За 8 лет активной деятельности (умер он в 1739 году) успел сделать много: поддерживал развитие живописи и заботился о подопечных.

🖼 Живописные работы. Его кисти принадлежит первый русский автопортрет — он нарисовал себя с супругой. И первая в России аллегорическая картина, которую он в 1725 году прислал Екатерине I как утешительный подарок по случаю смерти Петра I. Знаменитый парный портрет супругов Голицыных, портрет итальянского доктора Ацаретти.

🏛 Оформительские работы. Оформлял дворец в Летнем Саду, Петропавловский собор, Триумфальные ворота, Сенатский зал здания Двенадцати коллегий, писал иконы для церквей. Декоративных работ Матвеева до нас дошло крайне мало — из-за пожаров, перестроек и реноваций. Частично восстановлены большие панно подвесного плафона в Сенатском зале, который теперь называется Петровским (главный корпус СПбГУ).

Первое «ню» в русской живописи

1. Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве (предположительно, в образе Флоры),1716–1717
2. Луи Каравак. Портрет цесаревича Петра Петровича в образе Купидона, 1716–1717

1. Иван Никитин. Портрет Анны Петровны, 1715
2
. Луи Каравак. Портрет Анны Петровны, 1725

1. Иван Никитин. Портрет канцлера Головкина, 1720
2. Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е
3. Иван Никитин. Портрет барона С. Г. Строганова, 1726
4. Иван Никитин. Петр I на смертном ложе, 1725
5. Роман Никитин. Портрет баронессы М. Я. Строгановой, 1721–1724
6. Роман Никитин. Портрет Г. Д. Строганова, 1721–1724
7. Иван Вишняков. Портрет Вильгельма Георга Фермора, 1750
8. Иван Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор, 1749

Теперь поговорим об Иване Никитине — еще одном пенсионере Петра I. Выясним, каких высот он достиг после учебы в Европе и почему мы так мало о нем знаем.

🎓 Иван Никитин — сын священника из Измайлова. В Москве учился при Оружейной Палате, а в 1711 году был переведен в Санкт-Петербург. Там обучался у немецкого художника Иоганна Таннауэра, одного из иностранных учителей, которых пригласил Петр. Достаточно быстро Никитин доказал свои способности и стал одним из ведущих художников при дворе.

🔍 Мастерство Никитина хорошо заметно при сравнении двух портретов Анны Петровны. Один написал Луи Каравак, иностранный придворный живописец, второй — Иван Никитин. На портрете кисти Никитина Анна Петровна младше, но очевидно, что оба портрета выполнены на одном художественном уровне.

Иван Никитин с младшим братом Романом попали в число пенсионеров Петра и отправляются учится в Италию.Они пробыли там не так долго, как Андрей Матвеев, но за четыре года успели посетить главные центры итальянского искусства: Венецию, Флоренцию, Рим.

🏆 Спустя четыре года Никитин вернулся первоклассным мастером. Теперь он мог конкурировать с лучшими придворными живописцами. Зрелые работы Никитина ничем не уступают портретам Ж.-М. Натье. Петр чрезвычайно гордился своим протеже.

👬 На брата Андрея Никитина, Романа учеба повлияла по-другому. Несмотря на знакомство с европейской живописной техникой и богатым культурным наследием Италии, Никитин-младший во многом сохранял приверженность парсунной традиции. Даже после возвращения он предпочитал писать иконы.

🖼 Никитина называют основателем русской портретной школы 18 века. Что вполне закономерно: в его работах мы видим особый новый подход, который затем закрепится и станет базовой характеристикой русской живописи — это психологизм.

👁 Особый психологизм русского искусства начинается уже с Никитина. Даже в полупарадных поясных портретах канцлера Головкина и напольного гетмана за орденами и мундирами мы видим живых людей, словно бы можем вступить с ними диалог, заглянуть в их внутренний мир. При этом глубинный анализ человека в принципе не был свойственен той эпохе.

👥 Художники, которым не повезло стать пенсионерами. После смерти Петра I традиция пенсионерских поездок была надолго прервана. И это серьезно тормозило развитие русского искусства. Доказательство тому — творчество Ивана Яковлевича Вишнякова. Этот известнейший русский художник хотя и учился у зарубежных мастеров в России, и обладал несомненными талантами живописца — полностью преодолеть парсунную традицию не смог. В целом в русской живописи она сохранялась достаточно долго, а в купеческом портрете вплоть до первой трети 19 века.

Во времена правления Петра I активное развитие получили гравюра и миниатюра на эмали, рассмотрим почему

Гравюра

☝️ Почему для Петра была так важна гравюра. Во-первых, его как любителя техники интересовал сам процесс. Во-вторых, царя увлекало прикладное значение — возможность получать многочисленные копии для оформления книг, схем, карт. С 1700 по 1725 год книг с гравюрами, картами и планами отпечатали примерно в сто раз больше, чем за все предыдущее 17 столетие.

🏛 Гравюра заменяла пейзаж. Во времена Петра в русской живописи еще не существовало такого жанра. Гравюра была способом с фотографической точностью зафиксировать важные события эпохи: этапы строительства Петербурга, первые морские сражения, праздники, триумфальные шествия войск.

👨🏻‍🎨 Первые граверы. Петр I уже после первой поездки в Европу пригласил двух граверов из Нидерландов — Адриана Шхонебека и Питера Пикарта. В Оружейной Палате в Москве они обучали подмастерьев гравировальному делу. Самыми талантливыми учениками стали Алексей и Иван Зубовы и Алексей Ростовцев. Они много занимались гравюрой после перевода в Петербург. Считается, что к 1710 году лучшие русские граверы, такие как Алексей Зубов, превзошли даже своих учителей.

🖼 Сравним две гравюры — Пикарта и Зубова. У них схожий сюжет — триумфальное шествие войск после Полтавской битвы. У Пикарта все довольно просто и плоско за счет одинаковой силы штриха. Алексей Зубов достигает впечатления пространственной глубины, работает с прямой и воздушной перспективой.

⚓️ Гравюры свадеб и баталий Алексея Зубова. Также интересны гравюры Зубова, изображающие свадебные пиры. Одна из свадеб — шутейная, Петр организовал ее для карликов. Вторая — свадьба самого императора. Есть у Зубова и гравюры с морскими баталиями, победами в которых так гордился Петр.

🌊 Панорама Санкт-Петербурга Зубова и Ростовцева. Большая гравюра около 2,5 метров в длину изображает панораму города 1715 года. Она показывает набережную Невы, саму реку с кораблями, лучшие строения города и главные достопримечательности на вставках снизу.

⚪️ Миниатюра на эмали

💂‍♀️ Петр вдохновился идеей в Англии. Там он познакомился с эмальером Шарлем Буатом, который изготовил миниатюрный портрет Петра (копию с парадного). Идея Петру понравилась: такие маленькие портреты были не только произведениями искусства, но и стали использоваться как наградные знаки и символ особого расположение императора.

👨🏻‍🎨 Самые известные мастера-эмальеры. Григорий Мусикийский и Андрей Овсов начинали свою деятельность еще в Москве в Оружейной Палате. Чаще всего художники-миниатюристы использовали утвержденные для копирования станковые портреты императорской семьи — и именно их переводили в миниатюру. Однако должны были творчески переосмыслить образец, учитывая особенности жанра. Хотя ведущие мастера могли создавать и оригинальные работы.

👑 Групповые портреты на эмали. Например, групповые портреты царской семьи были не только способом зафиксировать внешность царя и окружения, но и указать на волю Петра относительно будущего наследника. В знаменитой «Конклюзии на престолонаследие»» Петр указывает на своего малолетнего сына Петра как на преемника.

🏵 В постпетровское время искусство миниатюры постепенно теряет свой государственный пафос и смещается в сторону оформления наградных знаков и орденов.

«Торжественный вход войск после Полтавы» у двух художников:
1. Питер Пикарт
2. Алексей Зубов «Торжественный вход войск после Полтавы»

Панорама Санкт-Петербурга, 1716:
1. Алексей Зубов
2-6. Алексей Ростовцев.

1. Алексей Зубов. Баталия при мысе Гангут, 1715
2. Алексей Зубов. Баталия при Грейнгаме, 1721
3. Зубов. Свадьба карликам Петра I Якима Волкова, 1711
4. Алексей Зубов. Свадьба Петра I, 1712

1. Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие, групповой портрет царской семьи, 1717
2–3. Григорий Мусикийский. Овальные парные изображения, исполненные в честь 20-летия основания Петербурга. Петр I на фоне Петропавловской крепости (1723) и Екатерина на фоне Екатерингофа (эмаль на золотой пластинке; 1724)

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;