Этапы развития русской живописи
Русский романтизм: Щедрин, Кипренский, Брюллов
Главные темы романтизма — одиночество, бунт против всего мира, героизм. Это отлично легло на настроения художников из-за Наполеоновских войн, в которых Россия принимала участие. Узнаем, каким был русский романтизм.
1. Орест Кипренский. Портрет поэта В.А. Жуковского, 1816
2. Карл Брюллов. Портрет В.А. Перовского, 1837
3. Джон Доу. Портрет Дениса Давыдова, 1828
4. Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены, 1842
5. Максим Воробьев. Вид Иерусалима, 1836
6. Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе, 1828
7. Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, 1828
8. Сильвестр Щедрин. Щедрин. Большая гавань на острове Капри, 1827-28
В этой части мы поговорим о романтизме в русской живописи.
💥 В первой трети 19 века атмосфера в Европе изменилась. На это повлияли Наполеоновские войны, в которых Россия принимала участие. Если сентиментализм с его галантными играми на свежем воздухе был чем-то наивным, немного детским, то романтизм больше похож на подростковые переживания: бунт против всего мира, чувство одиночества.
🌖 Главные темы романтизма — одиночество, бунт, готовность принести себя в жертву. Если любовь, то обязательно страсть, трагедия, гибель. К этому добавляется тема бегства и путешествий. Природа вторит чувствам романтического героя: на картинах мы часто видим ночь, порывы ветра, несущиеся по небу тучи, разгул стихий. На портретах эпохи романтизма у героев часто всклокоченные, словно развевающиеся на ветру волосы. Также романтизму присущ интерес к сказочному, мифическому, фольклорному.
🎨 Романтический пейзаж — особый жанр. Романтики любят вечер, ночь, когда есть несколько источников света — луна, огонь, фонари: написать подобное освещение не так просто. Часто на пейзажах появляется экзотическая природа: художники-романтики посещали не только европейские страны, но и Ближний Восток, Африку.
🖼 Русский романтизм отличался от европейского по форме. В Европе романтизм стал первым течением, в рамках которого художники начали экспериментировать с техникой письма (например, писать более длинными, свободными мазками) и отходить от академического канона. В России академизм только сформировался, и русские живописцы не предпринимали попыток выйти за его границы. Романтизм проявляется преимущественно в сюжетах и более ярком, сочном колорите.
👨🎨 Сильвестр Щедрин — ярчайший русский пейзажист-романтик. Как и многие студенты академии, любил Италию. Поехал туда, получив золотую медаль, и жил до самой смерти — а картины присылал на выставки и писал на заказ. Щедрину удается показать в пейзаже гармонию: благодаря правильно подобранной цветовой гамме и композиции он умеет создавать ощущение рая на земле, где и небо, и горы, и вода, и люди пребывают в удивительной гармонии. Это завораживает сейчас, завораживало и тогда — поэтому Щедрина любили и пытались повторить его работы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Орест Кипренский
1. Автопортрет, 1828
2. Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826
3. Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной, 1823
4. Молодой садовник, 1817
5. Неаполитанская девочка с плодами, 1831
6. Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе, 1804
7. Портрет графини М.А. Потоцкой и графини С.А. Шуваловой с десятилетней эфиопянкой, 1835
8. Бедная Лиза, 1827
9. Вид Везувия в зимнее время, 1830
10. Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча), 1819
Теперь познакомимся с Орестом Кипренским — человеком, который полностью соответствует образу романтического художника.
👦 Был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова. После рождения Ореста Дьяконов выдал его мать замуж за крепостного Адама Карловича Швальбе, который его и воспитывал. В 6 лет мальчик начал учиться в Академии под руководством Левицкого и Угрюмова. Получил Золотую медаль и право поехать в Италию.
⏳ Поездка за границу отложилась из-за Отечественной войны 1812 года. В эти годы Кипренский жил в Москве, бывал в Твери, Петербурге, писал множество портретов. Современники говорили о нем как о пылком, страстном, влюбчивом человеке — типичном художнике романтизма. Только в 1816 году Академия восстановила программу поездок, и Кипренский смог поехать в Италию.
👤 Привез в Италию портрет отца — Адама Швальбе. Там его заподозрили в мошенничестве: художники Неаполя заявили, что эту картину не мог написать современный художник — использовалась уникальная техника, в которой тогда никто не работал. Даже предполагали, что это неизвестный шедевр Рубенса или Рембрандта. Кипренскому в итоге удалось доказать авторство.
👨🎨Путешествовал по Европе, но в итоге поселился в Италии. Получал много заказов, был очень востребован. Галерея Уффици даже заказала Кипренскому автопортрет для отдельной галереи лучших художников — такой чести удостаивались немногие.
🩸 Стал подозреваемым в убийстве. В его мастерской нашли мертвой натурщицу. Выяснилось, что это сделал ее любовник, слуга Кипренского, но молва все равно разнесла слухи, что убийца — художник. От него все отвернулись, так что ему пришлось покинуть Италию. В Париже Кипренского тоже встретили холодно, и он вернулся в Россию.
👰 Женился на дочери погибшей натурщицы — Мариучче. Кипренский еще девочкой взял ее под опеку, оплатил проживание и обучение в итальянском пансионе. Спустя десять лет художник вернулся в Италию, встретился с уже 17-летней подопечной и решил на ней жениться. Для этого ему пришлось принять католичество. Молодая жена его не любила, он много пил, мало работал, денег не хватало. Кипренский совсем немного не дожил до рождения дочери. Что стало с семьей художника после его смерти, неизвестно.
Карл Брюллов
1. Автопортрет, 1849
2. Портрет Эмилии Тимм, 1838
3. Последний день Помпеи, 1833
4. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1843
5. Вирсавия, 1832
6. Сон молодой девушки перед рассветом, 1831
7. Итальянское утро, 1823
8. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827
9. Гадающая Светлана, 1836
10. Ромео и Джульетта, 1830-е (акварель)
Теперь поговорим о другом русском художнике — Карле Брюллове, и его знаменитом романтическом полотне «Последний день Помпеи».
👦 Родился в семье художников. Отец был гравером, мастером миниатюры, преподавал в Академии художеств в Петербурге. Все в семье занимались искусством, но прославились только Карл и его брат Александр — известный архитектор.
🎨 Воспитывался в строгости. В детстве болел, много времени проводил в кровати, и отец давал ему задания: нарисовать определенное количество фигур. Если не справлялся, могли даже оставить без еды. Суровая подготовка сделала его великолепным рисовальщиком.
🎓 В 10 лет поступил в Академию. Был любимцем и среди учеников, которым охотно помогал, и преподавателей, видевших его талант. Получил золотую медаль, но из-за финансовых сложностей его не могли сразу отправить за границу и предложили еще на три года остаться при Академии. Карла это не устраивало, и он обратился в Общество поощрения русских художников. Для получения помощи Общества Карлу и Александру даже пришлось поменять фамилию «Брюлло» на «Брюллов», чтобы соответствовать статусу русских художников.
🍇 Должен был отчитываться перед Обществом в Италии. Написал с этой целью «Итальянское утро», которое предложили в дар Николаю I. Тот был в восторге и заказал еще одну работу — «Итальянский полдень». Эту работу приняли хуже, и Брюллов разорвал отношения с Обществом, став независимым художником. К тому времени он уже имел много заказов и мог подрабатывать, делая быстрые акварельные портреты туристов на фоне местных достопримечательностей.
🖼 Хотел написать большое полотно, чтобы вернуться в Россию не с пустыми руками. Тему для шедевра нашел благодаря брату Александру, который проходил археологическую практику на раскопках Помпеи и Геркуланума. Карл побывал там и вдохновился городами, засыпанными пеплом Везувия. Так родился замысел «Последнего дня Помпеи».
🌋 «Последний день Помпеи» — абсолютно романтическая вещь: страшная стихия, максимальный эмоциональный накал, люди на грани гибели, потоки лавы, пепел, красно-черное небо, озаряемое вспышками молний. В это же время у Брюллова начался роман с русской графиней Юлией Самойловой — на полотне ее образ встречается несколько раз.
👥 Толпа людей упорядочена по-академически правильно. Люди разбиты на группы, и в каждой группе своя история: сын помогает матери, дети несут больного отца, молодая семья спасает детей. В центре, где обычно располагают главных героев, ужасная сцена: мертвая женщина в желтом платье, рядом с ней плачет младенец.
🥇 Картина произвела огромное впечатление на русскую и итальянскую публику. В Италии Брюллова признали лучшим художником современности. На выставке Парижского салона «Последнему дню Помпеи» присудили золотую медаль — хотя французский романтизм был более экспрессивным, и полотно казалось публике слишком академичным.
👨🎨 В России успех Брюллова восприняли как триумф всего русского искусства, его встречали как героя. Император подарил ему бриллиантовый перстень. Тогда же художнику заказали картину на сюжет из российской истории — «Осада Пскова».
🏰 Работа над «Осадой Пскова» не клеилась. Хотя Брюллов усердно готовился, ездил в Псков, делал зарисовки, вдохновение не приходило. К тому же давил успех первой большой работы. «Осаду Пскова» он в итоге стал называть «Досадой от Пскова». Брюллову вообще было сложно работать на заказ.
🙅♂️ Со временем признание Брюллова сходило на нет, его стали считать странным. К тому же он неудачно женился: сразу после свадьбы начались скандалы. Жена и ее родственники обвиняли Брюллова к том, что он пил и бил жену. Свет встал на сторону жены, и за художником закрепилась скандальная репутация.
⛪️ Здоровье Брюллова пошатнулось во время работы над росписью центрального купола Исаакиевского собора. Это была сложнейшая работа, которая проходила на огромной высоте и холодных сквозняках. После этого художник долго лечился. Под конец жизни уехал в Италию, где умер спустя три года.
🗣 Давайте почитаем отзывы современников о полотне «Последний день Помпеи».
Евгений Баратынский:
Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!
Александр Пушкин:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»
Николай Гоголь написал целую статью:
«Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».
Предлагаем вам сравнить два портрета:
1. Владимир Боровиковский. Портрет сестер Гагариных, 1802
2. Карл Брюллов. Всадница, 1832
И там и там — портреты сестер, но они разные. Подумайте, почему возникает такое ощущение? Что художник стремился передать в сентиментальном и романтическом портрете?
Графиня Самойлова — муза Карла Брюллова
Карл Брюллов
1. Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834
2. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини, 1842
3, 4. Последний день Помпеи (фрагменты), 1833
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день