История садов и парков
Возрождение и барокко: философский сад
В эпоху Возрождения и барокко пространство сада усложняется — его облик превращается в театрализованную декорацию. Попробуем разгадать символическую структуру сада того времени.
1. «Весна», Сандро Боттичелли, 1485
2. «Аллегория Апеннин», скульптор Джамболонья, вилла Пратолино, 1579–1580
3. Дизайн сада в Ватиканском дворе, Браманте, 16 век
4. Вилла Костелло, Флоренция, Джусто Утенс, 1599
5. Ботанический сад Падуи, Италия, гравюра 1543 года
6. Сады замка Блуа, Франция, ок. 1570
7. Сады замка Вальри, Франция, ок. 1570
Главный признак садов Возрождения — подчеркнутая преемственность с Древнем Римом. А вот еще несколько 👇
📐 Четкая структура. Сад поделен на квадраты, композиция регулярная со свободным включением деревьев и целых рощ. Продуманность пропорций — соотношения малых архитектурных форм и их фона, ширина аллей и высоты деревьев и т.п. Все вместе создает композиционную целостность сада.
⛲️ Органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм. Преобладают внутренние композиции с включением внешних. Большое количество водных устройств, но они не перегружают вид. При создании сада учитываются световые и цветовые эффекты. Мостили выделенные площади, устанавливая отдельно стоящий монумент.
🎭 Весь облик сада — это «театрализованная декорация». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады так: ближе к зрителю располагали «актеров» — архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднике — вид прекрасной местности, куда невозможно попасть, но можно созерцать ее.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. «Лаура и Петрарка», миниатюра
2. Вид Флоренции — такой ее увидел Петрарка (только еще без купола Санта-Мария-дель-Фьоре)
3. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи», Сандро Боттичелли, 1470—1477
4. Мона Лиза, Леонардо да Винчи, 1503—1505
5–7. Иллюстрации из первого издания «Гипнэротомахии Полифила», 1499
8. «Полифил в купальне нимф», Эсташ Лесюэр, около 1636—1644
Теперь поговорим о связи садов и парков Возрождения с литературой. Если в Средние века отдельные растения и деревья имели важное символическое значение, то в Ренессансе эта символика стала еще сложнее — и связано это с литературой.
✍️ Сама идея пейзажа обязана своему появлению не художнику, а поэту. Великий итальянский поэт Петрарка гулял за пределами сада и поднялся на гору, чтобы поразмышлять о своей жизни, о внутреннем мире. Пожалуй, он первым из поэтов специально забрался повыше, чтобы полюбоваться пейзажем, — для него природа стала не только поучением, но и источником удовольствия. Возможно, поэтому в живописи итальянского Возрождения людей изображают на фоне далеких гор и широкого ландшафта.
📖 «Гипнэротомахия Полифила» — роман неизвестного автора эпохи Возрождения, в котором описывается символическая структура сада. По сюжету главный герой, Полифил, засыпает с мыслями о возлюбленной Полии. Во сне он отправляется в мистическое путешествие по разным местам, наполненным символами и аллегориями. Полифил проходит через руины, лабиринты, храмы и сады — автор заложил в текст свои идеи архитектуры и организации пространства. Судя по всему, для него идеалом был сад-храм, куполом которого являлось само Небо. В финале романа соединяются постройка, сад и пейзаж.
🎓 Сады оказывали влияние и на образование. Например, во флорентийской Академии огромную роль играли «Сады Медичи» при монастыре Сан-Марко. Заседания Платоновской академии Лоренцо Великолепного проходили в саду, где собирались Фичино, Пико делла Мирандола, Полициано и другие мыслители.
1. «Вилла Пратолино», Дж. Утенс, конец 16 века
2. Сады Боболи, Флоренция, Италия, конец 16 века
3. Вилла Кастелло, Флоренция, Италия, конец 16 века
4. Вилла д’Эсте, Тиволи, Италия, 16 век
5—7. «Священный лес» — садово-парковый ансамбль в долине у подножия замка семьи Орсини, Бомарцо, Италия, 1548–1580 — скульптуры отсылают к «Гипноэротомахии Полифила»
Теперь обратимся к эпохе барокко. В это время появился новый тип сада — ботанический. Его особенность в том, что он представляет собой своеобразный музей — собрание растений с разных концов света.
Вот особенности сада барокко 👇
🧩 Пространство специально усложнено. В отличие от Ренессанса барокко смело использует разные уровни, террасы, пруды, каскады и водопады. Появился новый элемент в композиции сада — радиальные аллеи.
🗿 На террасах много каменных произведений — опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Все это играло большую роль, чем грядки, цветы и отдельные деревья.
⛲️ Фонтаны, скульптуры или монументы, балюстрады, парадные лестницы стали необходимыми элементами барочной площади. Для них использовали приемы живописного оформления — получался своеобразный синтез различных видов искусства.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день