Арнольд Шёнберг
Биография и ранние работы
Арнольд Шёнберг — крупнейший представитель атональной музыки. В этой части узнаем, в каких культурно-исторических условиях он развивался и что повлияло на его становление как композитора.
Поговорим об австрийском композиторе Арнольде Шёнберге, создателе додекафонии. Начнем со знакомства с биографией композитора.
👨👩👦 Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в Вене, в еврейском квартале Леопольдштадт. Его мать была учительницей музыки, а отец — владельцем обувного магазина. Семья Шёнберга не бедствовала, но и не была особо богатой.
🎒 Шёнберг был по большей части музыкантом-самоучкой. Единственные уроки, которые он брал, — это уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского. Позднее, в 1901 году, фон Цемлинский стал шурином Шёнберга — композитор женился на сестре своего учителя Матильде.
🎶 Несмотря на практически отсутствие формального образования, Шёнбергу удается получить должность в Консерватории Штерна в Берлине. Там в 1901–1903 годах он вел класс композиции.
🎻 Первым сочинением Шёнберга, которое было публично исполнено, стал Струнный квартет ре мажор. Он прозвучал в концертом зале Bösendorfer-Saal, расположенном в дворце Лихтенштейн на Херренгассе, в 1898 году, и был благосклонно принят публикой. Интересно, что долгое время это произведение считалось утерянным, и только в 2000-х годах музыковед Энтони Бомонт нашел рукопись в вашингтонской Библиотеке Конгресса и доказал, что она принадлежит именно Шёнбергу.
⛪️ В 1898 году Шёнберг перешел в протестантство. Отчасти этим он хотел подчеркнуть привязанность к западноевропейским культурным традициям, отчасти же это было средством самозащиты во времена подъема антисемитизма. Но в 1933 году композитор совершил обратный переход в иудаизм.
🌀 С 1908 года происходит трансформация в творчестве Шёнберга. Именно тогда он создает свои первые атональные произведения: романс «Ты прислонилась к серебристой иве» (Du lehnest dich wieder zu einen Weinenbaum an) и Второй струнный квартет. В «Пяти пьесах для оркестра» 1909 года композитор впервые применяет свое новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии.
📚 В 1910 году Шёнберг выпустил первый теоретический труд «Учение о гармонии», в 1912 году создал вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» на стихи Альбера Жиро. В начале же 1920-х он изобретает новый метод композиции с 12 соотнесенными между собой тонами, известный как «додекафония». Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки 20 века.
🎨 Помимо музыки, Шёнберг также увлекался живописью. Расцвет его художественного творчества приходится на период с 1906-го по 1913 год. В 1910 году друг композитора Хьюго Хеллер организовал в своем книжном магазине первую выставку работ Шёнберга.
🇺🇸 В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Шёнберг эмигрирует в США, где и проводит всю оставшуюся жизнь. Сначала он преподавал в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года — в Университете Южной Калифорнии, с 1936 года — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
🎓 Шёнберг вел активную педагогическую деятельность и возглавил композиторскую школу, известную под названием «новая венская школа». Среди его учеников и последователей были композиторы Антон Веберн, Альбан Берг, Ханс Эйслер. В Америке частным учеником Шёнберга был Джон Кейдж.
⚰️ Шёнберг умер 13 июля 1951 года в Калифорнии, но позже, в 1974 году его прах был захоронен на Центральном кладбище Вены. Интересно, что у Шёнберга была трискаидекафобия, то есть боязнь числа 13. То, что он родился 13-го числа, композитор считал проклятьем, а также боялся возраста 76 лет, ведь в сумме эти цифры дают 13. По иронии судьбы, Шёнберг умер также 13-го числа, в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.
1. Портрет Арнольда Шёнберга, написанный Эгоном Шиле в 1917 году
2. Автопортрет Арнольда Шёнберга
3. Шёнберг в Лос-Анжелесе, 1948 год
4. Мемориальная доска в доме, где родился композитор
5. Концертный зал Bösendorfer-Saal во дворце Лихтенштейн
6. Могила Шёнберга на Центральном кладбище в Вене
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь рассмотрим струнный секстет «Просветленная ночь» (Verklärte Nacht) 1899 года, который считается первым крупным значимым произведением композитора, а также одной из вершин позднего романтизма.
📖 На создание этого секстета Шёнберга вдохновила одноименная поэма Рихарда Демеля 1896 года. Композитор сочинил «Просветленную ночь» за несколько недель во время отдыха в городе Пайербах. Первоначальную партитуру для струнного секстета — две скрипки, два альта, две виолончели, он завершил 1 декабря 1899 года. Позднее, в 1917 году, Шёнберг переинструментовал произведение для струнного оркестра.
👫 Стихотворение Демеля состоит из пяти строф, и «Просветленная ночь» Шёнберга, хотя и не делится формально на части, в целом следует пятичастной композиции. Сюжет стихотворения таков: мужчина и женщина вдвоем идут по лесу в лунном свете. Женщина беременна, она говорит мужчине, что этот ребенок не от него. Мужчина же отвечает, что та любовь, которую они дарят друг другу, преображает ребенка, и он становится его ребенком. Давайте прочитаем перевод на русский.
Она и он идут чрез голый лес.
Луны холодный яркий блеск
плывет над вечными дубами.
Ни облачка на небе нет,
макушки крон торчат зубцами.
Вдруг выдает она секрет:
«Я жду ребенка, он не твой,
я виновата пред тобой.
Какой я грех взяла на душу!
Не знала в жизни счастья я,
но жажда материнства все же
лишила разума меня.
И долг — тогда я без стыда
пошла на близость, не любя,
с чужим мужчиной мне негожим.
На то себя благословила.
Теперь карает жизнь меня,
С тобой мне встречу подарила».
Неровный слышен ее шаг.
Луна горит, как желтый мак.
Ее тревожный взгляд поник.
В ответ мужчина говорит:
«Дитя, что носишь ты в себе —
уже не грех твоей душе.
Смотри, вселенная блистает!
Сияет ярко все кругом.
В холодном море мы плывем,
тепло внутри нас согревает,
твое во мне, мое в тебе.
Любовь преобразит дитя,
родишь его ты от меня.
Ты так зажгла меня огнем,
что сам я стал теперь дитем».
Ее он обнимает нежно,
она вздыхает безмятежно.
Она и он ночью идут, как днем.
🌚 Структурно в стихотворении сначала идет рассказ женщины, потом описание того, что она делает — она спотыкается, смотрит на Луну, и в тексте нарастает ощущение беды. Эти же чувства героев очень точно отображаются в музыке. Так, сперва музыка будто рисует пейзаж леса, залитый лунным светом, и передает атмосферу, которая бывает в лесу. Потом передаются чувства женщины, благородство мужчины, чудо, которое с ними происходит. И в тексте, и в музыке чувствуется очень трепетная надежда на счастливый исход.
🎶 Если мы посмотрим на корни музыки, то станет ясно, что здесь есть влияние Брамса и Вагнера. С одной стороны, структурные вещи, принцип вариативности и самоустройства музыки Шёнберг взял из симфоний Брамса, где эти приемы ярко выражены. У Вагнера же Шёнберг почерпнул причудливость гармонии, но сделал ее еще более причудливой. Как раз эта страсть к построению красивых математических конструкций и интерес к необычным гармониям и предсказали дальнейшее движение Шёнберга по своему пути. В «Просветленной ночи» нет определенной тональности — похоже, что это ре минор, но мы точно не знаем, потому что там много хроматизмов, как у Штрауса.
😠 Венское музыкальное сообщество сначала отклонило это произведение. И первое исполнение состоялось только 18 марта 1902 года в Малом зале Венской филармонии. Играл «Просветленную ночь» квартет Розе (Rosé-Quartett). Произведение Шёнберга в целом встретило непонимание публики и критиков. С одной стороны, было неприятие шёнберговских необычных гармоний, с другой — возмущение текстом стихотворения Демеля. Но сам Демель работу Шёнберга оценил и после премьеры прислал ему письмо с благодарностью. Зато позднее музыку «Просветленной ночи» часто стали использовать в балетных постановках, а началось это с балета Энтони Тюдора «Огненный столп» (Pillar of Fire) 1942 года.
Теперь давайте послушаем «Просветленную ночь». В начале исполнения можно также услышать стихотворение Рихарда Демеля на немецком языке.
→ Арнольд Шёнберг. «Просветленная ночь»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 32 минуты
Мы познакомились с ключевыми моментами жизни Шёнберга, а теперь начнем говорить о его работах. Но прежде нам стоит обсудить общеевропейский контекст, который, безусловно, повлиял на творческий путь композитора.
🎼 Тональность и тональная музыка, которая стремится к гармонии, имеет устойчивые и неустойчивые ноты, центры тяжести, была призвана отражать законы мироздания, которые находятся в гармонии сами с собой и в любом случае остаются устойчивой системой. Ближе всего это выражается в гармоничных и стройных пропорциях зданий — они вызывают у нас ощущение красоты. Но то же самое можно сказать и про музыку.
💔 Однако история Европы сложилась так, что на рубеже веков постепенно отпадала необходимость в красоте и становилось модным другое — угловатое, патологическое. Тональность и вера в гармонию, в природную заданность или замысел Божий к началу 20 века стали исчезать. Во многом на это повлияла сначала Первая Мировая война, а потом и Вторая Мировая. Но такие вещи витали в воздухе еще раньше. И трагичность экспрессионизма, и распад тональности — все эти явления свидетельствовали о большой катастрофе.
🎶 Шёнберг, как мы уже узнали, начал создавать музыку в конце 19 века. Его первое публично исполненное сочинение, Струнный квартет ре мажор, появилось в результате занятий с Александром фон Цемлинским. Произведение длится около 25 минут и состоит из четырех частей — аллегро, интермеццо, анданте и аллегро.
🎻 Струнный квартет впервые прозвучал 20 декабря 1898 года в концертом зале Bösendorfer-Saal, исполнял его «Фитцнер-квартет» под руководством скрипача Рудольфа Фитцнера. Произведение это изящно и романтично, в нем есть цветение юности и некоторая наивность. Его можно отнести к позднеромантическому стилю, с заметным влиянием Брамса. Давайте послушаем.
→ Арнольд Шёнберг. Струнный квартет ре мажор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 27 минут
1. Поэт Рихард Демель
2. Венская филармония, конец 19 века
3. Хью Лэйн и Нора Кей в балете Энтони Тюдора «Огненный столп»
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день