angle-down facebook instagram vkontakte warning

Арнольд Шёнберг

«Книга висячих садов» и второй струнный квартет

В 1908 году жена Шёнберга оставила его и ушла к другому. Трагедия в личной жизни отразилась на двух произведениях композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

«Книга висячих садов» и второй струнный квартет связаны с трагичной личной жизнью Шёнберга, а также со стихами поэта Штефана Георге.

🌿 «Книга висячих садов», опус 15 была написана в 1908–1909 годах, и состоит из 15 песен. В этом также выражается цифровой символизм, который любил Шёнберг. Произведение же повествует о юноше и девушке, которые встречаются в этих садах, но потом девушка безо всякой причины исчезает, а сады разрушаются. Мотив разрушения чего-то прекрасного, тем более без причины, в тот момент был очень близок Шёнбергу. Дело в том, что его жена Матильда влюбилась в художника Рихарда Герстля и ушла к нему. Шёнберг очень страдал.

📜 В основу сюжета «Книги висячих садов» легли стихотворения немецкого поэта Штефана Георге. В 1895 году вышел сборник его работ, состоящий из трех частей — «Книги пастушьих и хвалебных стихотворений», «Книги сказаний и пений» и «Книги висячих садов». Именно последней частью был очарован Шёнберг. В 15 поэмах, которые выбрал композитор, нет линейного развития, они складываются как причудливый нарратив со своими внутренними законами. Но среди них есть несколько тематических групп. Так, первая и вторая поэмы описывают рай, а с третьей по пятую можно увидеть путь, который каждый из влюбленных проходит, чтобы достигнуть друг друга. Это счастливая любовь, которая в пятнадцатой поэме совершенно рассыпается.

🎶 «Книга висячих садов» — произведение атональное, но сам Шёнберг называл его пантональным, имея в виду не отсутствие тональности, а ее множественность. И если мы внимательно послушаем, то действительно найдем много диссонирующих созвучий, которые трудно куда-либо отнести. Сейчас эта музыка звучит уже не так странно, но на премьере в Вене в 1910 году была встречена непониманием. В целом, в музыкальной среде того времени Шёнбергу уделяли не особо много внимания, его поисками почти не интересовались. Все изменилось в 1920-е годы, когда ученики композитора занялись пропагандой его творчества. Тогда в этом экспрессионизме что-то увидели. О причинах говорить трудно — то ли время изменилось, то ли усилия последователей Шёнберга сдвинули границы приемлемого.

→ Арнольд Шёнберг. «Книги висячих садов»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 31 минута

Поговорим о поэте Штефане Георге, особенностях его творчества и связи с Шёнбергом.

📝 Штефан Георге был немецким поэтом и переводчиком. На немецкий язык он переводил Данте, сонеты Шекспира, Бодлера, а также современных ему французских, английских и итальянских поэтов. В собственном творчестве он придерживался принципа «искусство ради искусства», писал стихи несколько туманного содержания, ставил форму выше смысла. По своему характеру он был скорее человеком эпохи Просвещения или классицизма. Хотя содержание его стихов было больше романтическим, но в их устройстве, в том, как они сплетены, чувствовалось влияние классицизма.

📐 В своих работах Георге много экспериментировал с метрикой, пунктуацией, формой. Например, он ввел в обиход двоеточие, ставил точку не только внизу, но и посередине строки, тем самым превращая ее в соединительный знак. Немецкие существительные Георге писал со строчной буквы, а заглавные расставлял по своему усмотрению.

💔 Георге был гомосексуалом, но, по его словам, придерживался идей платонической любви и призывал своих последователей придерживаться целибата. Важное событие в его жизни — встреча с Максимилианом Кронбергером, которого Георге на античный манер называл Максимином. Влюбленность Георге в Максимина была похожа на влюбленность Адриана в Антиноя — это было не просто сильное чувство, поэт обожествлял Максимина, считал его своим идеалом. К несчастью, Максимин умер от менингита через день после шестнадцатилетия. Для Георге это стало большой утратой, и часть своего цикла «Седьмое кольцо» он посвятил этой истории.

💫 Творческие изыскания Георге оказали сильное влияние на Шёнберга. По поводу музыки композитора существует много споров и версий — он был композитором несколько эзотерическим по своему настроению. Поиск определенной формы имел для него характер духовного пути, с убежденностью чуть ли не средневековых богоискателей он создавал свои новые произведения. Но Шёнберг писал, что стихи Штефана Георге, который также всю жизнь был занят формальными поисками, дали ему новый путь в музыке.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Штефан Георге

2. Обложка сборника «Седьмое кольцо»

Мы обсудили формальные поиски поэта Георге и сейчас еще раз посмотрим на «Книгу висячих садов» с этой точки зрения. А еще разберем второй струнный квартет, который также исследует тему личностного кризиса Шёнберга.

😇 Вернемся к «Книге висячих садов» Шёнберга и затронем тему ее интерпретации. Здесь есть отчасти тенденция делать музыку Шёнберга сложнее или умышленнее, чем она есть на самом деле. С одной стороны, сад здесь можно воспринимать как экспрессионистское выражение Эдема. С другой же стороны, в этом также присутствует намек на регулярность барочных и классических садов, где геометрия побеждала природу. То есть, это победа разума над чувством и формы над содержанием.

В музыке есть некоторые объективные вещи, которые делают ее, например, веселой или грустной — мажор и минор. В «Книге висячих садов» этого нет, и поэтому в музыке нет развития, в ней время замерло и никуда не движется. Шёнберг предпринимает попытку выйти за человеческую природу, изменить ее или даже усовершенствовать, но в то же время — выразить свои любовные страдания и чувство покинутости.

😢 Те же искания можно найти в другом произведении композитора — во втором струнном квартете, опус 10. Он относится к тому же времени, когда его жена ушла к Герстлю, 1908 год. Произведение Шёнберг посвятил жене, и это довольно злая музыка. Вторая часть квартета цитирует венскую песенку «O du lieber Augustin» («Ах, мой милый Августин»). В третьей и четвертой частях кроме музыки появляется голос — сопрано. Интересно, что у жены Шёнберга был именно такой голос. И здесь Шёнберг также использует стихи Георге, но уже из сборника «Седьмое кольцо». В третьей части это поэма «Литания» («Litanei»), в четвертой — поэма «Вознесение» («Entrückung»). На премьерном представлении произведение играл квартет Розе (Rosé-Quartett), а сопрано была Мари Гутхайль-Шодер (Marie Gutheil-Schoder). Давайте послушаем.

→ Арнольд Шёнберг. Второй струнный квартет
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 32 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;