angle-down facebook instagram vkontakte warning

Арнольд Шёнберг

Опера «Моисей и Арон»

Импульсом к созданию оперы «Моисей и Арон» послужил вновь проснувшийся интерес Шёнберга к своим корням и осмыслению еврейства.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о незаконченной опере Шёнберга «Моисей и Арон», а также о явлении додекафонии.

🚫 В опере «Моисей и Арон» («Moses und Aron») снова проявляется цифровой символизм Шёнберга. Как мы помним, композитор панически боялся числа 13. А в немецком написании Moses und Aaron именно 13 букв. Поэтому одной «а» из «Аарона» пришлось пожертвовать.

🌀 Эта опера не закончена — Шёнберг так и не дописал третий акт. И в таком виде она чаще всего исполняется. Венгерский композитор и пианист Золтан Кочиш с благословения наследников Шёнберга дописал третий акт оперы в 2010 году, но эта версия не особенно прижилась.

🕍 История создания оперы связана с поисками Шёнберга своей идентичности. Он был из еврейской семьи, а евреям в Европе жилось непросто — они были поражены в правах по сравнению с другими слоями населения, и в большей степени не из-за национальности, а из-за религиозной принадлежности. Это сподвигло Шёнберга в 1898 году принять протестантизм. Однако позже, в 1933 году, он возвращается в иудаизм.

😱 В начале 1920-х годов, после Первой Мировой войны во всем немецкоязычном мире начинается антисемитская агитация. Шёнберг был человеком, склонным к рефлексии, и вместо того, чтобы, например, сразу эмигрировать, он погружается в бездны внутреннего кризиса. Объективная угроза опасности и экзистенциальный кризис приводят Шёнберга, с одной стороны, к осознанию своей чужеродности, с другой — дают толчок обратиться к иудейским корням.

✡️ В 1926–27 годах Шёнберг пишет идеологическую пьесу «Библейский путь». В ней он пытается совместить фигуры Моисея и Аарона. В частности, это выражается в имени главного героя — Макс Аронс. Прототипом же героя стал Теодор Герцль, еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации, идеолог создания еврейского государства.

🎶 Эту пьесу, которая стала выражением взглядов и надежд Шёнберга, он позже трансформировал в ораторию, а потом и в оперу «Моисей и Арон». Музыку Шёнберг сочинил в начале 1930-х, а после 1932 года постоянно говорил, что надо дописать оперу, но для третьего акта сделал лишь несколько набросков. Из-за незавершенности при жизни Шёнберга опера ни разу не исполнялась. Но за 11 дней до смерти композитора состоялась премьера музыки из оперы — «Танец золотого тельца», и постепенно опера стала входить в мировой концертный репертуар.

Теперь давайте посмотрим на устройство и музыку оперы «Моисей и Арон», а потом послушаем ее.

📜 Опера должна была состоять из трех актов, но, как мы уже узнали, последний акт Шёнберг так и не дописал. Литературным источником для оперы послужила «Книга Исхода», в основном главы 3, 4, 7 и 32. В первом акте описывается встреча Моисея с Богом и повеление вывести евреев из Египта в Землю обетованную. Второй акт рассказывает о получении Моисеем Десяти заповедей, а также о грехе Золотого тельца. В третьем акте описывается смерть Аарона.

🎼 Музыкальное устройство оперы основывается на единой последовательности из 12 нот. Потом эта последовательность соединяется сама с собой таким образом, что в первой половине каждой из них имеется шесть различных подач. Вокальная партия Моисея поручена чтецу, за Аарона поет тенор. Сопровождается постановка обширным оркестром.

🎫 Первое исполнение оперы состоялось в Гамбурге 12 марта 1954 года. В роли Моисея выступил Ханс Херберт Фидлер, в роли Аарона — Хельмут Кребс, дирижер — Ханс Росбауд. В США премьера прошла в Бостоне в 1966 году, роли Моисея и Аарона исполнили Дональд Грэм и Ричард Льюис соответственно.

Давайте теперь послушаем саму оперу.

→ Арнольд Шёнберг. Опера «Моисей и Арон». «Золотой телец и алтарь»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

→ Арнольд Шёнберг. Опера «Моисей и Арон»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 47 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Последовательность из 12 нот для «Моисея и Арона»

2. «Моисей ведет еврейский народ через Красное море», иллюстрация из энциклопедии 12 века Hortus Deliciarum

3. «Моисей», Хосе де Рибера

Обсудим додекафонию — метод, который изобрел Шёнберг.

🎶 Додекафония — это определенная композиционная техника, которая не основывается на законах классической гармонии и не учитывает тональность. Она работает с помощью других методов — выстраивает определенный звукоряд, как правило, из 12 неповторяющихся звуков, хотя есть и варианты с дублированием звуков.

🌀 Композитор делает такой ряд основой для всей музыки, используя при этом в ее построении достаточно старые выразительные средства. Например, контрапункт, канон, пассакалью или проведение темы сначала в одном направлении, потом в обратном. Раньше требовалось искусство, чтобы написать такую мелодию, которая бы и вперед, и назад звучала одинаково хорошо. Но в додекафонии принципы другие — о красоте звучания никто не заботился. С этими структурами происходит игра.

⭐️ Особенность этой музыки, как мы уже разбирали на примере «Книги висячих садов, в том, что в ней нет развития. Музыка никуда не движется, в ней отсутствует центр тяжести, все равноправное. Есть последовательности нот, которые сочетаются в разных комбинациях. Иногда в этом кроется интересный эффект. Но Шёнберг, проводя свои изыскания, думал, что создаст новую композиционную технику, которая перевернет весь музыкальный мир. В итоге же это оказалось тупиком, потому что заключенная здесь выразительность весьма однотипна. И дело не в том, что количество комбинаций ограниченно — их может быть очень много — а в том, что получается примерно одно и то же. Произведения, конечно, различаются, но диапазон возможностей весьма ограничен.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;