Арнольд Шёнберг
«Песни Гурре» и атональные работы
«Песни Гурре» — одна из самых зрительски успешных работ Шёнберга. Но сам композитор хотел все больше отходить от тональности и создавать авангардные произведения.
Познакомимся с кантатой Шёнберга «Песни Гурре», которая имела успех у публики, а также обсудим, как композитор развивал в своем творчестве атональность.
🏆 В законченном виде «Песни Гурре» (Gurre-Lieder) — это большая кантата для пяти солистов, рассказчика, хора, большого оркестра. Но изначальная задумка была совсем не такой. Каким будет самый очевидный путь для молодого композитора получить признание и заработать на жизнь? Участвовать в различных музыкальных конкурсах. Так и «Песни Гурре» Шёнберг начал создавать, чтобы принять участие в конкурсе Венского музыкального общества. Композитор начал сочинять вокальный цикл для сопрано, тенора и фортепиано на стихи датского поэта Йенса Петера Якобсена.
💔 В основе сюжета лежит средневековая трагическая любовная история. Датский король Вальдемар IV Аттердаг влюбился в девушку Тове, но ревнивая жена короля убила несчастную возлюбленную. А Гурре — это замок, где происходит действие. Сейчас от замка остались лишь руины. История эта романтическая, со страстью к призракам прошлого, которую в музыке развивал, например, Дебюсси, а в живописи — прерафаэлиты. Интерес к этим темам предполагает определенный тип сознания, которым обладал и Шёнберг. А вот композиционный метод предполагает владение некой структурой. И изобретательный ум Шёнберга разрушил оковы романтизма.
🎶 Шёнберг не успел представить работу на конкурс — опоздал к дате приема заявок на несколько дней. Но произведение ему нравилось, поэтому чуть позже он решил доработать его и превратить во что-то более серьезное. Он дописал связи между первыми девятью песнями, добавил еще одну и прелюдию, а также дописал вторую и третью части, которых изначально не было. Периодически он возвращался к работе до 1903 года, но, когда дело дошло до оркестровки, забросил и переключился на другие проекты. Шёнберг закончил оркестровку в 1911 году, а премьера состоялась в 1913-м. А за время с 1900 года по 1911-й он успел совершить довольно многое и стал уже не таким композитором, каким он был, например, во времена «Просветленной ночи».
1. Поэт Йенс Петер Якобсен
2. Руины замка Гурре
3. Фреска с изображением Вальдемара IV
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о том, над чем работал Шёнберг в начале 1900-х и как в этих произведениях он развивал идеи атональности.
🎹 Пока Шёнберг брал перерывы от работы над «Песнями Гурре», он написал, в числе прочего, «Три пьесы для фортепиано», опус 11. Это яркий пример атональности в раннем периоде творчества Шёнберга. Эти три пьесы названы по темпам, вернее, по оттенкам темпов. Первая — это mäßig, то есть умеренно, модерато. Вторая — sehr langsam, очень медленно. Третья — bewegt, то есть с движением, как анданте.
🎵 Две первые пьесы считаются поворотной точкой в сторону от тональности. Это был отказ от чего-то существенного, как, например, отказ носить одежду. Ведь тональность, как музыкальная надструктура, в том или ином виде присутствовала во всей европейской музыке уже несколько веков. Но к тому времени она уже подходила к пределу, когда должна была переродиться во что-то еще. Тональность переживала кризис и в некоторых произведениях, которые, впрочем, не отказывались от нее, она искала большую свободу в том, чтобы не определять себя никак. Например, как в «Просветленной ночи» — вроде она в ре миноре, но это не точно. Так же и с разными хроматизмами Рихарда Штрауса и Густава Малера.
💫 Хотя в трех пьесах тональности как таковой нет, там присутствует лирическая по настроению мелодия, есть аккордовый аккомпанемент, принятые структурные движения. Но тональность определить сложно: есть размер — три четверти, никаких знаков аллитерации не стоит, и есть несколько версий, какой тональности это принадлежит. Версии говорят о разном, но все они достаточно убедительны. Дело в том, что тональности здесь не создают формы, здесь взят другой принцип. Какой, тоже не очень ясно. Кто-то говорит, что это гексахорд, то есть последовательность звуков в диапазоне сексты. Другие говорят, что это микротемы. И то, и другое в них скорее всего, есть. Вопрос в том, как это связать вместе.
⭐️ У нас есть три пьесы с разными темпами — умеренно, медленно, быстро, и их надо связать. Если нет тональности, то этого сделать нельзя, но можно связать через мотивы, что Шёнберг и делает. Он то, что было использовано в первой пьесе, использует в двух других, и последняя — самая интересная. В ней материал распадается и начинает существовать по другим законам. Ухом они могут восприниматься трудно и вообще не рассчитаны на то, чтобы их слушали и наслаждались, не рассчитаны, чтобы публика их любила. Есть ли тут что-то для неподготовленного слушателя? Эти пьесы сильно заряжены эмоционально, в них есть мощное экспрессионистское выразительное ядро, которое прекрасно обходится без тональности и производит свое воздействие.
🎶 Также в 1909 году Шёнберг написал «Пять пьес для оркестра», опус 16. Они были созданы, когда композитор переживал глубокий кризис, и тоже могут считаться если не азбукой экспрессионизма, то одним из его самых крайних достижений. Теперь давайте послушаем эти произведения.
→ Арнольд Шёнберг. «Три пьесы для фортепиано»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 15 минут
→ Арнольд Шёнберг. «Пять пьес для оркестра»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 17 минут
Снова возвращаемся к «Песням Гурре» и разберем, из каких частей состоит кантата, а также узнаем, почему это произведение пришлось публике по душе, но не очень нравилось самому Шёнбергу.
🙏 Шёнберг дорабатывает «Песни Гурре», и в том, как он это делает, слышится влияние Густава Малера. Особенно это проявляется в третьей части кантаты, где Шёнберг делает Малеру как бы оммаж. Это можно услышать в том, как он играет с группами инструментов, которые особенно любил Малер в своих поздних симфониях.
🎶 Как мы уже отмечали, кантата состоит из трех частей. Первые две части написаны только для двух солистов и оркестра, в третьей же части подключаются еще два солиста, рассказчик и хор. Первая часть длится около часа, там в девяти песнях для сопрано и тенора рассказывается о любви короля Вальдемара к Тове и об ощущении надвигающейся катастрофы. Вторая часть совсем короткая — пять минут, в ней всего одна песня, где Вальдемар обвиняет Бога в жестокости. Третья часть длится около 45 минут и начинается с песни Вальдемара, где он призывает своих умерших вассалов. В конце же звучит мелодраматичная песня «Des Sommerwindes wilde Jagd», в которой Шёнберг впервые использует технику Sprechstimme — вокальную технику между пением и речитативом. Давайте посмотрим на полный состав кантаты.
Часть 1
Оркестровая прелюдия
Nun dämpft die Dämm'rung (Вальдемар)
O, wenn des Mondes Strahlen (Тове)
Roß! Mein Roß! Was schleichst du so träg! (Вальдемар)
Sterne jubeln, das Meer, es leuchtet (Тове)
So tanzen die Engel vor Gottes Thron nicht (Вальдемар)
Nun sag ich dir zum ersten Mal (Тове)
Es ist Mitternachtszeit (Вальдемар)
Du sendest mir einen Liebesblick (Тове)
Du wunderliche Tove! (Вальдемар) Оркестровая прелюдия
Tauben von Gurre! (Голос лесных голубей)
Часть 2
Herrgott, weißt du, was du tatest (Вальдемар)
Часть 3
Erwacht, König Waldemars Mannen wert! (Вальдемар)
Deckel des Sarges klappert und klappt (Крестьянин)
Gegrüßt, o König, an Gurre-Seestrand! (Люди Вальдемара)
Mit Toves Stimme flüstert der Wald (Вальдемар)
Ein seltsamer Vogel ist so’n Aal (Шут Клаус)
Du strenger Richter droben (Вальдемар)
Der Hahn erhebt den Kopf zur Kraht (Люди Вальдемара) Des Sommerwindes wilde Jagd – Оркестровая прелюдия
Herr Gänsefuß, Frau Gänsekraut (Рассказчик)
Seht die Sonne farbenfroh am Himmelssaum (Смешанный хор)
👏 Работы Шёнберга как, например, «Три пьесы для фортепиано» и «Пять пьес для оркестра» вызывали в основном две реакции — или враждебность, или непонимание. Поэтому круг его поклонников был исчезающе мал, хотя сам Шёнберг видел свое творчество как продолжение предшествующей традиции, а не ее отвержение. И это логично — если мы сдвинули тональность до предела, давайте попробуем за нее теперь выйти. А вот «Песни Гурре» были выдержаны не в атональной манере, в них было сильное позднеромантическое влияние, и это расположило публику. «Песни Гурре» имели успех, но Шёнберга это раздражало. Он поклялся, что этот успех никак не повлияет на его путь в творчестве и что он будет за него бороться. А на премьерном концерте композитор поклонился музыкантам, но проигнорировал публику и не повернулся лицом к залу.
Давайте теперь послушаем кантату «Песни Гурре».
→ Арнольд Шёнберг. Кантата «Песни Гурре»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 42 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день