Арнольд Шёнберг
«Лунный Пьеро»
В основе цикла «Лунный Пьеро» — стихи поэта Альбера Жиро, которые вокалист исполняет в технике Sprechstimme.
Поговорим о «Лунном Пьеро» Шёнберга — еще одном примере атонального произведения, где также используется техника Sprechstimme.
🌚 «Лунный Пьеро», опус 21 — это вокально-инструментальный цикл, который написан на стихи бельгийского поэта Альбера Жиро из цикла с тем же названием. Цикл из 50 поэм вышел в 1884 году, а на немецкий его перевел писатель Отто Эрих Хартлебен. Для своего произведения Шёнберг отобрал 21 стихотворение. Сам композитор называл «Лунного Пьеро» мелодрамой, которая написана для чтеца или исполнителя или небольшого оркестра. Голос исполнителя не указан, но обычно исполняется сопрано.
🎭 Цикл был написан в 1912 году, Шёнберг работал над ним с марта по июль, премьера состоялась в октябре. Заказала произведение Альбертина Земе, бывшая актриса, для своего выступления. Чуть ранее она уже исполняла мелодраму, которую написал композитор Отто Фрисландер на те же стихи, но качество музыки ее не устроило, она была недостаточно выразительной. И тогда Земе решила обратиться к Шёнбергу.
🎫 Шёнберг и Земе много репетировали перед первым исполнением — всего было 40 репетиций. Премьера прошла в Берлине, а реакция публики была, как всегда, неоднозначной, кто-то даже свистел. И здесь мы снова сталкиваемся с шёнберговским мифом, который создавали его последователи. Антон Веберн писал, что, несмотря на неудовольствие некоторых зрителей, это был безусловный успех. На самом деле нет — поклонников у Шёнберга в то время было не так много, как хулителей. И критиковали не только музыку, но и тексты — за богохульство. Шёнберг на это отвечал, что если бы они имели хоть какой-то музыкальный слух, то выходили бы из зала, насвистывая его мелодии, а дела до слов бы не было. Но, конечно, это лукавство, так как мелодии Шёнберга почти невозможно насвистеть.
1. Поэт Альбер Жиро
2. Актриса Альбертина Земе
3. Музыканты, исполнявшие «Лунного Пьеро» на премьере в Берлине
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Посмотрим, что представлял собой образ Пьеро в европейской культуре, а потом обсудим подробнее музыку «Лунного Пьеро».
🎭 Пьеро — это персонаж комедии дель арте, одна из масок слуг, куда также входили Арлекин и Коломбина. Изначально Пьеро не нес в себе ничего трагического. С виду он — добродушный и очаровательный, но на самом деле хитрый и беззлобно коварный. Но позднее образ Пьеро стал приобретать психологическую глубину — появилась любовная история, треугольник между Пьеро, Коломбиной и Арлекином. Пьеро был отвергнут, а оттого несчастен, и постепенно в его образ стал ассоциироваться с теми, кто покинут возлюбленным. Но также он вобрал в себя темы вечного трагикомизма жизни, смеха сквозь слезы и слез за смехом. Так Пьеро начинает отражать все грани несчастий. А Шёнберг, к тому же, накладывает этот образ на свою личную историю.
🔮 В музыке Шёнберга присутствует еще мотив размышления о судьбе художника и интерес к историям, в которых есть мотив тайны и загадки. Так, и «Просветленная» ночь, и «Книга висячих садов» как в музыкальной, так и в поэтической частях имеют впечатление чего-то сакрального. Но здесь сакральное имеет не религиозное свойство, оно рождается из обычных, бытовых вещей — например цифры, которыми так увлекался Шёнберг.
🎶 Мелодию в «Лунном Пьеро» можно не искать. Но устройство цикла весьма интересное. Здесь из-за использования атонального языка, весьма умышленного, и сама структура произведения становится такой же умышленной. Шёнберг использует много классических форм и техник: контрапункт, пассакалья, рондо, канон, фуга. В тембральном отношении музыка написана тоже умышленно, но она воздействует на чувства и создает такое высказывание, в котором нужно разбираться.
🎹 Важнейшую роль среди инструментов в «Лунном Пьеро» играет фортепиано. И здесь необходимо упомянуть культуру кабаре. У Сати, например, она была проявлена очень конкретно с использованием характерных мелодий. Шёнберг же берет структурные элементы выразительности кабаре. И вместе с голосом, который поет нестройно, мотивом легкого угара, рождается ощущение бездны и надлома, что характерно для искусства экспрессионизма. Теперь давайте послушаем сам цикл.
→ Арнольд Шёнберг. «Лунный Пьеро»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут
Теперь разберем устройство «Лунного Пьеро» и страсть Шёнберга к цифровому символизму.
🎤 В «Лунном Пьеро», как и в «Книге висячих садов», Шёнберг использует технику Sprechstimme. Если мы послушаем запись, то не найдем там практически ни одной устойчивой ноты — они как бы появляются из моря звука и там же пропадают. Сам Шёнберг понимал Sprechstimme как нечто среднее между пением, декламацией и речью. А от исполнителя требовалось, чтобы он брал звук указанной высоты и тут же понижал его или повышал до определенного предела — насколько исполнителю кажется осмысленным.
📣 Что напоминает такое исполнение? Если мы включим записи поэтов Серебряного века, например, Маяковского или Есенина, то услышим нечто похожее — напевная, протяжная речь, мелодекламация, которая подходит мелодраме и несколько в измененном виде есть в «Лунном Пьеро». Такие параллели между русским Серебряным веком и немецким экспрессионизмом можно проводить, так как был единый воздух европейской культуры, в котором витали приблизительно одни и те же идеи, связанные с распадом и декадансом.
🔢 По структуре цикл «Лунный Пьеро» разделен на три части, в каждой из которых по семь поэм. В первой части Пьеро поет о религии, любви и сексе. Во второй — о жестокости, преступлениях и богохульстве. А в третьей части он описывает свое возвращение домой, в Бергамо, и рассуждает о преследующих его призраках прошлого. На примере устройства «Лунного Пьеро» можно увидеть, насколько Шёнберг был одержим цифрами. Это и опус 21, для которого он выбрал 21 стихотворение. И писать цикл он начал 12 марта, то есть 21 наоборот. Потом цифра три: март — третий месяц, три части произведения, а первая строка каждого стихотворения повторяется три раза. И цифра семь — семь поэм в составе каждой части, также Шёнберг использовал много мотивов из семи нот. Что удивительно, даже для своего нелюбимого числа 13 композитор нашел применение — в каждом стихотворении по 13 строф. Совершенно гностическое сознание демонстрирует здесь Шёнберг.
1. Афиша первого представления в Берлине
2. Первая страница либретто «Лунного Пьеро»
1. Партитура «Лунного Пьеро»
3. Пьеро из комедии дель арте
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день