angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Арнольд Шёнберг

«Уцелевший из Варшавы»

Идею для произведения подала Шёнбергу русская танцовщица Коринна Хочэм, но их тандем не сложился, и композитор самостоятельно создавал «Уцелевшего из Варшавы» на основе свидетельских воспоминаний.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о кантате Шёнберга «Уцелевший из Варшавы», которую композитор создал в память о жертвах Холокоста.

✡️ Поводом к созданию произведения послужило предложение от эмигрантки из России, танцовщицы и хореографа Коринны Хочэм (Corinne Chochem). В апреле 1947 года она прислала Шёнбергу мелодию и английский перевод партизанской песни и заказала композитору работу, на идише или в переводе на иврит. Позже, при обсуждении деталей, Шёнберг назвал Хочэм цену, которую он хотел бы получить за 6–9-минутную композицию для маленького оркестра и хора. Также он заявил, что хочет перенести действие в варшавское гетто. Для Хочэм цена оказалась непосильной, и в итоге им пришлось прекратить сотрудничество.

🎹 В начале июля 1947 года композитор получил поддержку от Музыкального фонда Кусевицкого (Koussevitzky Music Foundation) и продолжил работу над произведением, но в измененном виде. Шёнберг уже не мог использовать материалы от Коринны Хочэм, поэтому текст для произведения он написал сам, основываясь на воспоминаниях, которые он слышал от реального выжившего из Варшавы.

🙏 История описывает сцену переклички в концентрационном лагере, где нацистские охранники отбирали заключенных, чтобы отправить их в газовые камеры. Во время переклички старые и больные заключенные падают, их считают мертвыми. Охранники требуют продолжать перекличку, быстрее и быстрее, но в итоге заключенные начинают петь молитву «Шма, Исраэль» (Внемли, Израиль).

🎫 Изначально премьера должна была состояться в Бостоне — основатель фонда Сергей Кусевицкий имел хорошие отношения с Бостонским симфоническим оркестром и предполагал, что он исполнит «Уцелевшего из Варшавы». Но Курт Фредерик, дирижер Гражданского симфонического оркестра Альбукерке, также услышал про работу Шёнберга и написал ему с предложением исполнить «Уцелевшего». Шёнберг согласился, и премьера состоялась 4 ноября 1948 года. Первое исполнение в Европе прошло 15 ноября 1949 года, в Париже, под руководством Рене Лейбовица.

1. Варшавское гетто

2. Памятник в Варшаве героям восстания в Варшавском гетто

3. Коринна Хочэм

4. Сергей Кусевицкий

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь обсудим музыку кантаты и послушаем ее.

🎙Шёнберг писал кантату для чтеца, мужского унисонного хора и оркестра. Чтец ведет повествование на английском языке от первого лица, как очевидец и участник всех событий. Английскую речь рассказчика прерывают выкрики-приказы фельдфебеля, который распоряжается «ликвидацией», и офицера. В некоторых случаях партия чтеца — это ритмизованная речитация на одном звуке, нередко она звуковысотно направлена. Это создает психологически точное состояние героя, который угнетен и подавлен.

✡️ Кульминация произведения — звучание древнееврейского духовного гимна Шма Исраэль («Слушай, Израиль»), который в едином порыве запели приговоренные к смерти люди. Текст гимна, взятый из Ветхого Завета, используется у иудеев в качестве ежедневной, а также предсмертной молитвы. Здесь же впервые вступает мужской хор, поющий в унисон на древнееврейском языке. Мелодия хора дублируется тромбоном. Несмотря на трагизм ситуации, молитва звучит торжественно и выражает душевную стойкость людей.

🎶 Хотя «Уцелевший из Варшавы» — двенадцатитонное произведение, музыкальный язык кантаты напоминает ранние экспрессионистические пьесы Шёнберга. Например, одноактную оперу 1914 года «Ожидание» («Erwartung»). Героиня произведения находит тело своего зверски убитого возлюбленного и отправляется в путешествие по волнам памяти. Также и герой «Уцелевшего из Варшавы» сомневается в своей памяти. Но при всем сходстве музыкального изложения есть и существенные различия. Если в «Ожидании» вообще нельзя было говорить о мотивах как повторяющихся композиционных элементах, то в кантате они есть. Шёнберг использует ритмофактурные ostinato, которые играют не только образную, но и формообразующую роль. Можно говорить даже о единой гармонической основе.

Давайте теперь послушаем саму кантату, а также одноактную оперу.

→ Арнольд Шёнберг. Кантата «Уцелевший из Варшавы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

→ Арнольд Шёнберг. Одноактная опера «Ожидание»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;