Арнольд Шёнберг
«Уцелевший из Варшавы»
Идею для произведения подала Шёнбергу русская танцовщица Коринна Хочэм, но их тандем не сложился, и композитор самостоятельно создавал «Уцелевшего из Варшавы» на основе свидетельских воспоминаний.
Поговорим о кантате Шёнберга «Уцелевший из Варшавы», которую композитор создал в память о жертвах Холокоста.
✡️ Поводом к созданию произведения послужило предложение от эмигрантки из России, танцовщицы и хореографа Коринны Хочэм (Corinne Chochem). В апреле 1947 года она прислала Шёнбергу мелодию и английский перевод партизанской песни и заказала композитору работу, на идише или в переводе на иврит. Позже, при обсуждении деталей, Шёнберг назвал Хочэм цену, которую он хотел бы получить за 6–9-минутную композицию для маленького оркестра и хора. Также он заявил, что хочет перенести действие в варшавское гетто. Для Хочэм цена оказалась непосильной, и в итоге им пришлось прекратить сотрудничество.
🎹 В начале июля 1947 года композитор получил поддержку от Музыкального фонда Кусевицкого (Koussevitzky Music Foundation) и продолжил работу над произведением, но в измененном виде. Шёнберг уже не мог использовать материалы от Коринны Хочэм, поэтому текст для произведения он написал сам, основываясь на воспоминаниях, которые он слышал от реального выжившего из Варшавы.
🙏 История описывает сцену переклички в концентрационном лагере, где нацистские охранники отбирали заключенных, чтобы отправить их в газовые камеры. Во время переклички старые и больные заключенные падают, их считают мертвыми. Охранники требуют продолжать перекличку, быстрее и быстрее, но в итоге заключенные начинают петь молитву «Шма, Исраэль» (Внемли, Израиль).
🎫 Изначально премьера должна была состояться в Бостоне — основатель фонда Сергей Кусевицкий имел хорошие отношения с Бостонским симфоническим оркестром и предполагал, что он исполнит «Уцелевшего из Варшавы». Но Курт Фредерик, дирижер Гражданского симфонического оркестра Альбукерке, также услышал про работу Шёнберга и написал ему с предложением исполнить «Уцелевшего». Шёнберг согласился, и премьера состоялась 4 ноября 1948 года. Первое исполнение в Европе прошло 15 ноября 1949 года, в Париже, под руководством Рене Лейбовица.
1. Варшавское гетто
2. Памятник в Варшаве героям восстания в Варшавском гетто
3. Коринна Хочэм
4. Сергей Кусевицкий
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяТеперь обсудим музыку кантаты и послушаем ее.
🎙Шёнберг писал кантату для чтеца, мужского унисонного хора и оркестра. Чтец ведет повествование на английском языке от первого лица, как очевидец и участник всех событий. Английскую речь рассказчика прерывают выкрики-приказы фельдфебеля, который распоряжается «ликвидацией», и офицера. В некоторых случаях партия чтеца — это ритмизованная речитация на одном звуке, нередко она звуковысотно направлена. Это создает психологически точное состояние героя, который угнетен и подавлен.
✡️ Кульминация произведения — звучание древнееврейского духовного гимна Шма Исраэль («Слушай, Израиль»), который в едином порыве запели приговоренные к смерти люди. Текст гимна, взятый из Ветхого Завета, используется у иудеев в качестве ежедневной, а также предсмертной молитвы. Здесь же впервые вступает мужской хор, поющий в унисон на древнееврейском языке. Мелодия хора дублируется тромбоном. Несмотря на трагизм ситуации, молитва звучит торжественно и выражает душевную стойкость людей.
🎶 Хотя «Уцелевший из Варшавы» — двенадцатитонное произведение, музыкальный язык кантаты напоминает ранние экспрессионистические пьесы Шёнберга. Например, одноактную оперу 1914 года «Ожидание» («Erwartung»). Героиня произведения находит тело своего зверски убитого возлюбленного и отправляется в путешествие по волнам памяти. Также и герой «Уцелевшего из Варшавы» сомневается в своей памяти. Но при всем сходстве музыкального изложения есть и существенные различия. Если в «Ожидании» вообще нельзя было говорить о мотивах как повторяющихся композиционных элементах, то в кантате они есть. Шёнберг использует ритмофактурные ostinato, которые играют не только образную, но и формообразующую роль. Можно говорить даже о единой гармонической основе.
Давайте теперь послушаем саму кантату, а также одноактную оперу.
→ Арнольд Шёнберг. Кантата «Уцелевший из Варшавы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Арнольд Шёнберг. Одноактная опера «Ожидание»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день