angle-down facebook instagram vkontakte warning

Северная архитектура

Барокко, классицизм и модерн северных стран

Традиции Возрождения, барокко и классицизма нашли в Скандинавии новое прочтение. Узнаем, как культура севера создала особенные образы в архитектуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Густав I Ваза (1496–1560)
2. Карл X Густав (1622–1660)
3. Шведский боевой корабль «Ваза» — спущен на воду летом 1628 года, назван в честь царствовавшей династии
4. Швеция и ее европейские владения в 1658 году
5. Карл XII (1697–1718)
6. Михаил Ломоносов. Полтавская битва, мозаика, 1762–1764

Давайте поговорим об архитектуре Стокгольма. Чтобы лучше понимать, когда и почему в городе появлялись те или иные здания, надо обратиться к истории. И начнем мы с периода, который сами шведы называют stormaktstiden — «Великий век».

⚔️ Рост могущества Швеции начался при короле Густаве I Вазе. Будучи племянником регента Швеции, он поднял восстание и захватил власть, разорвав Кальмарскую унию, объединяющую Швецию, Данию и Норвегию. Так он вернул Швеции суверенитет и провел Реформацию церкви — это дало государству финансовую и политическую пользу.

👑 Расцвет Швеции пришелся на правление Карла X Густава. Страна приросла территориями Дании и Польши. Влияние Швеции было огромным. До сих пор в Норвегии учат шведский язык, а в Финляндии он и вовсе второй государственный.

Все закончилось поражением в Северной войне с Россией. Швеция потеряла многие территории и статус великой державы — и отказалась от имперских амбиций. Это стало мощной прививкой от милитаризма для всех скандинавских стран, которые с 18 века не предпринимали попыток расширить свои территории военным путем и сосредоточились на собственном развитии.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Замок Грипсхольм, 1537
3, 4. Интерьеры замка Грипсхольм
5, 6. Церковь Троицы. Кристианстад, 1617–1628
7. Интерьеры церкви Троицы
8. Дворянское собрание в 18 веке (справа)
9. Дворянское собрание. Стокгольм, 1641–1674
10. Дворянское собрание со стороны реки слегка напоминает дворец Меншикова в Петербурге, построенный в 1710-х гг.

1. Церковь королевы Гедвиги Элеоноры, арх. Симон де ла Валли. Стокгольм, Швеция, 1737
2. Дроттнингхольм, дворец и парк, архитекторы Никодемусы Тессины Старший и Младший, 1662–1683
3–6. Королевский дворец в Стокгольме, 1697–1760, Никодемус Тессин Младший, Карл Харлеман
7. Старый дворец и начало нового. Старый почти полностью сгорел в 1697 году
8. Чертеж фасада Никодемуса Тессина
9. Церковь Екатерины, арх. Жан де ла Валли. Стокгольм, Швеция, 1724
10. Дворец Русендаль (1823–1827) был построен для Карла XIV Юхана Бернадота, маршала Наполеона, которого тот посадил королем в Швеции

Давайте посмотрим, что происходило с архитектурой Швеции, когда она была большой империей.

🧱 В торжественную и яркую эпоху короля Густава Вазы Швеция перенимает традиции Возрождения в северной форме «кирпичного ренессанса». Это своеобразный микс кирпичной готики и новых стилей из Италии и Франции. В северных странах кирпич более доступен, чем плотный камень, что заметно влияет на форму зданий. Кирпичный Ренессанс использует гибкость и орнаментальность кирпича, создавая из маленьких одинаковых кусочков интересные формы и узоры.

🏰 Хороший пример кирпичной архитектуры — замок Грипсхольм в 60 км от Стокгольма, который строился с 14 века, а потом стал резиденцией Густава Вазы. Его серьезно перестроил сын Густава Вазы, Карл Девятый. Видно, что на него повлияли французские образцы, замки долины Луары — попытка соединить средневековую мощь и ренессансную красивость.

⛪️ Важнейшим для Швеции (и, как следствие, для всей Скандинавии) шагом Вазы стал переход от католичества к лютеранству. В кирпичной архитектуре есть простота и тесная связь с идеей труда — важные ценности в протестантизме. К числу ярких культовых памятников кирпичного ренессанса относят церковь Троицы, которую построили еще в период датского владычества.

🧐 Интересным развитием кирпичного Ренессанса стал дом Дворянского собрания в Стокгольме. Это уже можно считать классицизмом с французским влиянием: вовсю используются плоские пилястры коринфского ордера, сдержанная декорация в оформлении окон, скульптуры на крыше. Архитекторами были два француза: начал отец — Симон де ла Валли, которого в Швеции считают основателем современной архитектурной традиции в стране, а завершил его сын Жан, после того как отца убил шведский дворянин в какой-то драке.

1. Национальный театр Финляндии, 1902
2. Здание страховой компании Пойола, 1901, с деталями, посвященными эпосу Калевала
3. Фрагмент фасада
4. Вокзал в Бергене, Норвегия, 1913
5. Музей декоративно-прикладного искусства, Гетеборг, 1914
6. Городская ратуша, Стокгольм, 1911–1923 — Здесь проходит банкет после вручения Нобелевской премии
7. «Золотой зал» ратуши
8, 9. Семиметровая статуя Святого Эрика, полулегендарного короля Швеции в 12 веке, покровителя Стокгольма, стоит в башне ратуши

1. Гётеборгский художественный музей, архитектор Зигфрид Эриксон, 1923
2. Вокзал в Евле, арх. Гуннар Веттерлинг. Швеция, 1926
3. Церковь Св. Андрея. Хельсингборг, Швеция, 1926
4–7. Библиотека Асплунда
8. Суд, Гётеборг, Швеция
9. Промежуточные версии
10. Интерьер суда

А теперь поговорим о северном классицизме — интересном явлении, в котором смешались тенденции неоклассики, модерна и национального романтизма.

❄️ Постепенное движение к современной скандинавской архитектуре связано с новым видением своего места в Европе. Отказавшись от имперских амбиций, скандинавы обратились к своей истории и культуре — попытались выразить скромный, но полный собственного достоинства образ в архитектуре.

Сперва был период экспериментов с историческими стилями, которых было много по всей Европе, включая и и Россию. Здесь были попытки восстановить средневековую архитектуру, романскую, готическую или даже (немного фантастическую) более древнюю. Как и в России, это сопровождалось взрывом интереса к истории языка, мифологии, костюма и т.д.

🏛 Как и в других странах, от этих экспериментов устали, и начались поиски национального стиля в русле неоклассики и модерна — сдержанной, монументальной архитектуры.

📐 Лидером этих поисков стал архитектор Гуннар Асплунд. Два его проекта привлекают внимание. Первый — библиотека в Стокгольме, в которой он соединяет неоклассику в максимально простой форме с элементами модерна (например, использует египетские мотивы). Второй проект — пристройка к зданию суда в Гетеборге, над которой он работал больше 30 лет (из-за разных сложностей) и за эти годы перешел от неоклассики к модернизму.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;