Альфред Шнитке
Религия и Четвертая симфония
Четвертая симфония Шнитке построена на уникальной художественной концепции и раскрывает глубокие религиозные смыслы. Научимся ее слушать и попробуем понять.
Сейчас мы с вами войдем в звуковое пространство Четвертой симфонии Альфреда Шнитке.
🕰 Симфония была написана в 1984 году. Шнитке 50 лет, он недавно крестился и закончил кантату «История доктора Фауста». Позади 3 симфонии, впереди еще 4 и Девятая, которую он не успеет закончить.
🙏 Четвертая выделяется среди них, как храм всех религий, стоящий на вершине горы. К ней в полной мере относятся слова Шнитке, сказанные об одном из сочинений Родиона Щедрина: «С одного прослушивания его трудно охватить. Его даже, я бы сказал, трудно слушать, но оно заставляет о себе думать. Его запоминаешь навсегда».
Чтобы ваше знакомство с этой симфонией, одной из важнейших в 20 веке, состоялось, нужно немного подготовиться.
🙅♀️ Во-первых, оставить все сложившиеся ожидания из вашего опыта «симфонического слушания».
🧘♂️ Во-вторых, отрешиться от всех других проблем, выйти из инерции бегущего времени и быть готовым созерцать.
🤓 В-третьих, узнать о ней немного заранее. Об этом далее.
🚶♂️ И в-четвертых, помнить, что сочинение такого масштаба — это Путь, подобный знаменитому Camino, который проходят паломники до монастыря Santiago di Compostela. Его нужно пройти самому, никто не знает, каким вы придете к финалу, и у каждого из миллионов проходящих по одному маршруту людей будут свои впечатления.
🐚 На Пути есть знаки-ракушки, по которым вы сверяете направление, чтобы не потеряться.
Мы приготовили для вас такой маршрут с «ракушками», а вам осталось выбрать время и отправиться в свое путешествие по симфонии.
Поговорим об отношениях Шнитке с религией и истории создания Четвертой симфонии.
✝️ Религия возникла в жизни Альфреда Шнитке в раннем детстве. Его бабушка-католичка читала Библию на немецком. Для нее это была единственная возможность общаться с Богом, но в то же время она совершала смертный грех, ведь для католика даже в 1950-е существовал только один язык Библии — латынь.
🌗 Для Шнитке две стороны морали «добро/зло» всегда будут рядом. «Очень часто плохое наступает именно тогда, когда все хорошо. Успокаиваясь, ты как бы лишаешься нужной тебе тревоги. А надо продолжать ее чувствовать. И храм в этом смысле есть суммирование тревоги и успокоения. Он обостряет оба эти качества».
📖 Сознательно Альфред увлекся религиозной литературой в 1965 году после прочтения «Доктора Живаго». Его потрясли стихи Бориса Пастернака, он даже написал на них вокальный цикл, но отменил премьеру в день концерта, так как «не достиг того уровня, которого достиг при жизни Пастернак, того уровня, перед которым можно встать на колени».
🤝 Среди целого ряда сочинений на духовные темы Четвертая симфония выделяется своей глобальной идеей единства четырех конфессий: католичества, протестантизма, православия и иудаизма.
📿 Эта идея напрямую отражена в музыкальной ткани, которая строится на основе четырех сочиненных композитором звукорядов с соответствующими характерными интонационными оборотами. В первых и последних 3 аккордах симфонии они звучат все в одной вертикали, образуя две мощных опоры, между которыми возводится «храм всех религий».
🤱 Вторая идея, заложенная Шнитке в этой партитуре и также отраженная в структуре симфонии, — это следование сюжету католического Розария Девы Марии, включающему в себя три круга тайн: радостные, скорбные и славные.
➿ Все музыкальное полотно симфонии состоит из 3 кругов по 5 вариаций на соответствующие темы. В целом получается сквозной цикл, обрамленный вступлением и кодой.
🔊 До наступления коды мы находимся в «искривленном» звуковом пространстве, где главными интервалами являются секунда и «фальшивая» — то уменьшенная, то увеличенная — октава (например, до — до диез, или ре — ре бемоль, или все сразу, соль — соль диез – соль бемоль).
🏛 Все четыре лада также состоят из секундовых кирпичиков, из них строится все здание симфонии. Общее впечатление может быть таким: построено великолепное здание по всем законам архитектуры, но крыша немного провисает, не составляет совершенный правильный угол со стенами. Четыре героя держат эту крышу и на протяжении 40 минут симфонии пытаются поднять ее и водрузить на правильное место. Им нужно объединить усилия, а для этого отставить в сторону религиозные разногласия, вместе осмыслить историю Христа и прийти к единому взгляду на духовный мир.
⛪️ Этот момент наступает в коде, когда впервые возникает унисон, чистая октава ре, и вы сможете сполна насладиться этим совершенным духовным и музыкальным храмом (слово «катарсис» здесь уместно как никогда), но только если пройдете весь Путь. Включив сразу коду, вы услышите только Ре мажор, а все, стоящее за ним, будет недоступно. Поэтому мы искренне желаем вам найти возможность совершить паломничество к храму Четвертой симфонии.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Розарий — христианские четки и молитва, которая по ним читается. Молитва Розария — чередование нескольких молитв, которые должны сопровождаться размышлениями о тайнах. Познакомимся с тремя видами тайн, входящими в католический Розарий.
🥳 Пять радостных таинств:
1. Благовещение. «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!..» (Лк.,1,28).
2. Навещение. «Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк., 1, 41–42).
3. Рождество Христово. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его...» (Лк., 2, 7).
4. Сретение Господне. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим...» (Лк., 2, 22–23).
5. Иисуса-дитя находят в храме. «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей...» (Лк., 2, 46).
😭 Пять скорбных таинств:
1. Страдание в саду. «И находясь в борении прилежнее молился; и был пот Его как капли крови...» (Лк., 22, 44–45).
2. Бичевание у столба. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его» (Иоанн, 19, 1).
3. Коронование терновым венцом. «И, раздевши Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову...» (Матф., 27, 28–29).
4. Несение креста. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное...» (Иоанн, 19, 17).
5. Распятие. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Сказав сие, испустил дух» (Лк., 23, 46).
👏 Пять славных таинств:
1. Воскресение Христово. «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес...» (Марк, 16, 6).
2. Вознесение Господне. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо...» (Марк, 16, 19).
3. Сошествие Святого Духа. «И исполнились все Духа Святого...» (Деян., 2, 4).
4. Принятие на небо. «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце...» (Откр., 12, 1).
5. Коронация. «Ты Слава Иерусалима... Будь Ты благословенна Всесильным Богом во веки веков» (Иудифь, 15, 9–10).
→ Мы слушаем Четвертую симфонию по этой, эталонной прижизненной записи.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ERrfVEfehLjaHw
⏱ Время прослушивания: 46 минут.
📝 Основные темы симфонии:
🎹 Симфония открывается тремя аккордами, объединяющими все звукоряды и все инструменты, которые будут звучать далее. Вступление (0:21) начинается с терпкой и суровой Темы 1, состоящей из секундовых попевок у клавишного трио (рояль, челеста, клавесин). Вступают они поочередно, каноном, так что в вертикали звучания можно расслышать первые «фальшивые» октавы, которые будут сопровождать нас до финала.
⚪️ На 2:10 начинается первый, радостный круг тайн. Нежно, мажорно, в самом верху у скрипок возникает Тема 2, постепенно спускаясь к более низким струнным. «Мотив круга», лежащий в ее основе, отсылает нас к традиционной для музыкальной риторики фигуре circulation — символу законченности и совершенства (риторические фигуры, возможно, знакомы вам по творчеству Баха).
🎺 На 4:03 тема переходит к дуэту флейты и фагота в сопровождении челесты, а на 5:45 подтягиваются и другие духовые инструменты. Звучание становится все более интенсивным и масштабным, доходит до вершины и срывается в тишину, из которой на 7:04 тема вернется тихим скорбным голосом гобоя, вторящей ему флейты и вязких струнных.
🍃 На 8:19 начинается новый раздел: на фоне бисерного кружения у трио клавишных звучит призрачный дуэт трубы и валторны. Рояль выступает в симфонии неким проводником, иногда в сопровождении челесты и клавесина, иногда соло, как на 9:26, где у него целая развернутая каденция, подводящая к завершению первого раздела.
Финал каждого цикла отмечен включением певческого голоса — круг радостных таинств завершает тенор, вокализ которого (12:48) своими секундовыми вздохами предвосхищает страдания предстоящего скорбного раздела.
🌾 Второй круг начинает вновь трио рояля, челесты и клавесина (14:28). Они исполняют (каноном, как и в 1-м цикле) Тему 3, выдержанную в «протестантском ладу», ритмически стилизованную под народную простоту лютеранских напевов. Первая вариация затаенно звучит у низких духовых и виолончели (15:50), постепенно приходя к первой кульминации (16:51).
☄️ Дальше на сцену вновь выходит фортепиано соло с резкими, словно бичующими пассажами-бросками (17:33), затем новый виток напряжения (18:20), отмеченный резкими выкриками медных духовых и приводящий к кульминации (19:00).
В следующей вариации (19:41) проступает движение тяжелых, трудных шагов к вершине. Добравшись до нее, мы начинаем новое восхождение (22:14), длинное мощное крещендо у всего оркестра до предела возможностей (24:26).
🌚 На исходе скорбного круга берет слово рояль — неторопливым размышлением в баховском стиле (25:15) подводит нас к финальному отпеванию у контральто соло (26:40).
🌞 В музыке третьего, славильного раздела (28:22) атмосфера проясняется, светлеет, на простор выходят широкие восходящие гаммообразные линии — как и в предыдущих разделах, у рояля, клавесина и челесты (Тема 4).
🌤 Первая вариация начинается из тишины, к еле слышному призрачному голосу вибрафона (29:53) постепенно присоединяется весь оркестр. Затем быстрое энергичное фугато, которое начинают скрипки (32:12), а в следующем разделе появляется новая рельефная, четкая мелодия, соединяющая круг-circulatio. Темы 2 и восходящую гамму (также имеющую свое наименование в риторике: anabasis) Темы 4 (33:30).
🧗♀️ На 35:04 движение замедляется (ремарка «очень тяжело») и под мерные удары там-тама начинается последнее восхождение к вершине (возможно, это 4-е из славных таинств, «Принятие на небо»). Здесь предельно обострена диссонантность, каждый звук облеплен махровыми секундами сверху и снизу, и кажется, что эти пять минут длятся вечность, настолько мучительны слуху эти фальшивые, стремящиеся распрямиться октавы.
🗣 После пройденного пути невероятным столбом тихого света зажигается ре мажор (40:12). И вновь звучит человеческий голос, точнее уже хор (или квартет солистов в камерной версии). Начинают басы, затем тенора, альты, сопрано плавно несут к вершине свой обвивающийся вокруг основного тона Ре напев.
🙏 Кстати, именно тон Ре, а не До был центром всех ладов и систем в дотональные времена. С ионийским ладом d, позднее с D-dur ассоциировались торжественные Gloria месс и другие славления.
🌑 На 43:26 многоголосие начинает постепенно таять, за ним исчезают и инструменты, последним уходит колокол (вы ведь заметили, насколько пронизана колокольным звоном эта симфония?) и все возвращается к истокам.
Те же три аккорда, суммирующие в единой вертикали все, что прозвучало, замыкают третий круг. Четки перебраны. Розарий завершен. Тишина.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день