Альфред Шнитке
Концерт для альта с оркестром
Альтовый концерт Шнитке — один из самых сильных, страшных, непостижимых и провидческих концертов 20 столетия. Узнаем его историю.
💫 В первой половине 1980-х Шнитке стали намного чаще исполнять и в СССР, и за рубежом. 1985 год, когда был написан Концерт для альта, оказался особенно успешным, одним из пиков его карьеры. Но за пиком последовал обрыв, атастрофа, завершившая второй период его жизни.
😱 11 июля Шнитке закончил Альтовый концерт, а 21 июля у него случился первый инсульт. Он тогда находился в Пицунде на фестивале, приступ случился на вечеринке, устроенной дирижером Геннадием Рождественским. В Пицунду срочно прилетели Леонид Рошаль и Александр Потапов из Института Бурденко, они констатировали обширное кровоизлияние в мозг и трижды фиксировали клиническую смерть. Но Шнитке буквально вернулся с того света. Через два месяца он вышел из больницы.
😳 Позднее, вспоминая удар, Шнитке говорил, что «заболел, потому что в этом концерте заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать», и назвал Альтовый концерт «предчувствуем грядущего». В это непросто поверить, но когда слушаешь концерт, рождается абсолютное ощущение, что он до инсульта уже пережил его, включая видение манящего белого света в конце туннеля.
👋 Шнитке говорил: «В определенном отношении пьеса носит характер — временного — прощания. На десять дней после окончания работы я оказался в ситуации, из которой почти не было выхода. Как предчувствие грядущего, музыка приобрела характер беспокойной погони по жизни (во второй части) и медленного и грустного обзора жизни на пороге смерти (в третьей части)». И сейчас принята справедливая трактовка трех частей концерта как жизни до инсульта, потом самого инсульта, потом жизни после инсульта.
Выбор альта в качестве солирующего инструмента был обусловлен и практическими, и иррациональными причинами.
🤝 Практические — дружба с выдающимся альтистом Юрием Башметом, которому мировая музыкальная культура обязана несколькими десятками великих сочинений для альта (в общей сложности — более 50 произведений). Для Башмета писали Гия Канчели, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Александр Чайковский, Андрей Эшпай, Джон Тавенер, Михаил Плетнев, Александр Раскатов и многие другие.
🍂 Иррациональные причины сложнее, их пытался формулировать Шнитке: «…многое делается как бы подсознательно или под давлением возможностей инструмента, то есть по „низменным“ причинам. А потом обнаруживаешь, что над этими низменными формулировками — бесконечное количество следствий совершенно не низменного характера». Безусловно, альт в этом концерте и символ одиночества, как в симфонии с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Берлиоза, и странный гермафродитный тембр, не скрипка и не виолончель, а нечто особое, уникальное.
🎹 С тембром альта связан необычный состав оркестра: в нем нет скрипок, из струнных — только альты, виолончели и контрабасы. Тембровая драматургия вообще отдельная тема в этом сочинении. Шнитке строит конфликт на сопоставлении консонантных и диссонантных тембровых пластов, альт — струнные, альт — духовые (в концерте устрашающе огромная группа медных), струнные — духовые. Тембровую узнаваемость концерту придает излюбленное Шнитке сочетание нескольких клавишных — челесты, клавесина и фортепиано.
🌏 Альтовый концерт посвящен Юрию Башмету, который сыграл его мировую премьеру 9 января 1986 года в амстердамском зале Консертгебау, дирижировал Лукас Вис. В тот момент уже начиналась перестройка, выезды музыкантов и композиторов становились все более частыми. Ошеломляющий Концерт Шнитке моментально завоевывал успех везде, где исполнялся.
🤦♂️ Шнитке много работал в жанре инструментального концерта. Помимо шести Concerto grosso у него 15 концертов, в том числе четыре скрипичных, два виолончельных, три фортепианных. В программе Юрия Башмета «Вокзал мечты» Шнитке говорил о том, что именно Альтовый концерт считает лучшим. Центральный эпизод второй части стал музыкальной заставкой к этой программе. Башмет очень много играл этот концерт и всегда говорил, что во время исполнения чувствует себя героем трагедии Шекспира.
Кроме Альтового концерта, Шнитке посвятил Башмету «Монолог» для альта и струнного оркестра и Концерт для троих (Башмету, Ростроповичу и Кремеру). Башмет в свою очередь переложил Струнное трио Шнитке для струнного оркестра.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке и Юрий Башмет
2. Юрий Башмет
3. Башмет и Шнитке
4. Шнитке и Геннадий Рождественский
Давайте послушаем Альтовый концерт.
3️⃣ В концерте три части: по краям две мучительно медленных, в центре — быстрая, моторная. В крайних частях на переднем плане монолог солиста, а средняя — хаос, полистилистика. Каждая часть длиннее предыдущей, первая идет около 5 минут, а третья чуть превышает суммарную продолжительность первой и второй вместе взятых.
🤫 Почти вся музыка концерта основана на мотиве из 6 нот — монограмме фамилии Башмета (Baschmet): B (си-бемоль) — A (ля) — S (=es, ми-бемоль) — C (до) — H (си) — Е (ми). У него со Шнитке есть общие буквы, что придает мотиву автобиографичность. Использование музыкальных монограмм типично для Шнитке, в партитуре Третьей симфонии он так зашифровал имена 33 (!) композиторов.
Послушайте монограмму, она начинается в 17-м такте с секунды (прямо перед цифрой 3). Малая секунда ля — си-бемоль и ее «перевертыш», большая септима, напряженные и полные боли интервалы, определяют звуковой и эмоциональный облик концерта.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/kdcgYKu4FZynPQ
🎇 Первая часть начинается с декламации солиста. Речитатив альта звучит на фоне неясного отдаленного гула оркестра, который внезапно взрывается фортиссимо. После этого взрыва возникает нежная каденция солиста с крошечными вкраплениями небесных звуков челесты — краткий намек на самый удивительный потусторонний раздел второй части.
→ Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Венский филармонический оркестр.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/aMF7spB2zTIzrA
🔮 Вторая часть начинается с неистовых арпеджио солиста. Perpetuum mobile перемешано с темами первой части с множеством других музыкальных тем и аллюзий — танцевальных, бытовых, классических. Здесь две прямые цитаты: первая — тема гаданий из второй части «Весны священной» Стравинского. Ее знаменитые аккорды смешаны с обрывками венского вальса, возможно, слышанного Шнитке в детстве, который играет солист (3.38). Постепенно вальс переходит в страшный пляс со стучащими тембрами ударных, а затем вновь наполняется бытовыми мотивами в духе Малера.
🌥 Вдруг из хаоса возникает вторая цитата — нежный мотив из Сонаты №3 Бетховена (5:54). Из трех нот с украшением рождается огромное облако музыки небесной красоты (аккомпанемент стилизован под Шопена), будто разверзлись небеса и оттуда полился райский свет. Его омрачают короткие вторжения инородных звуков и тембров, в хаосе которых постепенно утопает тема и возвращаются отчаянная гонка и борьба.
💂♂️Солист произносит новый отчаянный монолог, который прерывает страшный военный марш. Подобно тому, как из финальной каденции первой части выросла небесная музыка второй части, из этого марша в конце третьей вырастет страшный итог концерта.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/mDR2OFU64fAoug
⌛️ Третья часть возвращается к медленному темпу и настроению первой части, в ней тоже преобладает монолог солиста. Но теперь все в разы медленнее: Шнитке говорил, что после инсульта у него сильно изменилось восприятие времени: «Сейчас для меня каждый день — это очень большой срок, который вмещает очень много».
⚰️ Новая тема финала — траурный хорал (ок. 4.50), преддверие траурной коды. Когда на его фоне возникает одиноко и скорбно мелодия солиста, она воспринимается уже как плач на могиле.
♠️ Огромная кода (8.23) — новый этап финала. Впервые у Шнитке прямо и открыто используется жанр траурного шествия. Этот кульминационный взрыв особенно действен, ощущение трагизма заостряется, когда на фоне этой мерной поступи появляется трансформированная романтическая тема из второй части, ее порыв гаснет, поглощаясь диссонантной массой. Здесь уже нет попытки прорваться сквозь роковой круг, это прощание с миром. В самом конце мы слышим неясный гул, отдаленный набатный звон и лейтинтонацию альта.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/jL0dV1xay3FULw
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день