Альфред Шнитке
Биография и особенности творчества
Шнитке был ученым — теоретиком музыки и философом. Благодаря ему в России стали изучаться ключевые фигуры современной европейской музыки. Познакомимся с биографией Шнитке.
Итак, Альфред Гарриевич Шнитке. Почему нам важно познакомиться с его творчеством?
🕰 Он принадлежал к послевоенному поколению шестидесятников. Оно дало миру множество талантливых людей, творивших в разных сферах искусства. В их числе знаменитая тройка русских авангардистов: Эдисон Денисов — Альфред Шнитке — София Губайдуллина. Однако Шнитке удалось создать свой музыкальный универсум и стать не только «одним из», но и единственным.
💡 Шнитке — композитор больших идей. Он обращается не только к нашим эмоциям, но и к интеллекту, дает нам возможность и чувствовать, и размышлять о важных и вечных темах.
🎓 Сам он освоил все мировое искусство вглубь и вширь, актуализировал и переплавил в свой собственный музыкальный язык. В его творчестве как в магическом кристалле преломилось все прошлое и настоящее мировой культуры, а ее будущее развивается по дорогам, проложенным Шнитке.
🌗 Шнитке считается автором метода полистилистики (совмещение резко контрастных стилей в рамках одного произведения). Сочетание на первый взгляд несочетаемого он считал частью нашей повседневной жизни и, облекая этот звуковой калейдоскоп в музыкальные формы, запечатлел его в своих партитурах.
🔎 Шнитке был убежден, что музыка создается не для музыкантов. Он писал для всех и каждого, кто готов ее услышать. Наследие Шнитке настолько многообразно, что каждый слушатель может найти созвучное себе. Альфред Гарриевич писал в старинных, классических, современных жанрах, а также сочетал их и создавал новые (например, симфония-месса).
📚 Что он писал? Симфонии, оперы, балеты, концерты для скрипки, альта, виолончели, фортепиано с оркестром, concerti grossi, ораторию, кантату, хоровые и вокальные циклы, квартеты, квинтет, трио, сюиты, прелюдии и фуги, сонаты, гимны, мадригалы, пьесы ( в том числе для детей), каденции к концертам Моцарта и Бетховена, музыку к кино-, теле-, мультфильмам, радиоспектаклям. Это неполный список, но основное мы перечислили.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вспомним основные моменты биографии Альфреда Шнитке (1934–1998).
🏡 Он родился на Волге в старинном маленьком городке Покровске, который за три года до его рождения переименовали в Энгельс. Хаотичная застройка и архитектурная эклектика Энгельса отложились в памяти Альфреда среди других воспоминаний детства.
🗺 «В семье Шнитке вечно что-то не так». Фамилия Шнитке была подарена его предкам бездетным пастором. Национально-религиозная неприкаянность сопровождала Альфреда почти всю жизнь. Отец — немецкий еврей из Франкфурта-на-Майне, мать — чистокровная немка, бабушка вообще не знала русский. Сам он осознавал себя на перекрестье языков и культур. Первым языком, языком мысли был немецкий, но языком духовности стал русский. По паспорту он был, как ни странно, евреем, потому что в послевоенное время немцем себя записать не пожелал.
👪 В интеллигентной образованной семье, погруженной в литературную сферу, с полным собранием сочинений Манна и Бюхнера в домашней библиотеке, родился мальчик, который с двух лет проявлял интерес к музыке: сначала стуча ложками по кастрюлям и подпевая радиоприемнику, потом самостоятельно осваивая аккордеон.
🇦🇹 После войны Гарри Шнитке отправили с семьей в Вену в двухлетнюю командировку. Для Альфреда венское интермеццо на всю жизнь осталось чудесным оазисом гармонии. Тесное знакомство с грандиозной немецкоязычной традицией (и традицией его предков, что немаловажно!), приобщение к высокой культуре, особенно на контрасте с Энгельсом было настолько ярким опытом, что стало для Шнитке прорывом в мировосприятии. В Вене же начались его первые регулярные уроки фортепиано.
✝️ Символично, что именно в Вене спустя много лет он наконец разрешил свою «неприкаянность», крестившись в католическую веру. «Это мне вместо национальности», — говорил Шнитке. Однако важно знать, что духовником его был московский православный священник отец Николай Ведерников.
🎓 После возвращения в советскую реальность о большой музыке пришлось бы забыть (Шнитке брали в школу только на контрабас), но судьбе помог случай. В гости к соседям пришел бухгалтер музучилища, Альфред узнал, что идут приемные экзамены, и поступил на дирижерско-хоровое отделение, окончил с отличием и его, и Московскую консерваторию, и даже аспирантуру. Впрочем, консерватория даже в начале 1990-х предпочитала его игнорировать: слишком неудобен был Шнитке-студент, педагог и композитор — из-за своего неуемного интереса к авангардной музыке.
🎥 С 1960-х годов Шнитке начал сотрудничать с индустрией кино и написал огромное количество киномузыки — сначала она была источником заработка, затем Шнитке переосмыслил свой творческий опыт, и она стала неотъемлемой частью его музыкального языка.
🚂 На премьеру его Первой симфонии в 1974 году московские поклонники музыки Шнитке отправились на поезде. Только в Горьком, благодаря огромной поддержке друзей и коллег, получилось организовать исполнение.
👏 Вместе с тем Шнитке довольно рано получил признание за пределами России. И хотя самого композитора на премьеры долгое время не выпускали, музыка его звучала все чаще и чаще. В 1980-е годы количество исполнений Шнитке стало приближаться к количеству исполнений Шостаковича и было больше, чем у любого другого здравствующего композитора.
🇩🇪 В 1990 году основным местом его жизни стал Гамбург. Там же в Германии, издавались его партитуры, туда перебралась и семья: жена Ирина (пианистка) и сын Андрей (композитор и фотограф), которые, кстати, активно участвовали в творческой жизни Альфреда Шнитке.
🍂 Первый фестиваль его музыки в России состоялся осенью 1994 года, но Шнитке уже не смог его посетить. В июне он пережил третий инсульт, после которого замолчал навсегда. Однако еще четыре года он продолжал писать — левой рукой, сохранившей подвижность. Он писал свою Девятую симфонию, которая так и осталась неоконченной.
1. Город Энгельс (Покровск)
2. Альфред и Ирина Шнитке
3. Альфред Шнитке в детстве
4. Альфред Шнитке с братом и сестрой в Вене
Теперь, познакомившись поближе с жизнью Альфреда Гарриевича, поговорим о его творчестве, а также послушаем несколько его сочинений.
🗺 Слушая музыку Шнитке, важно помнить его слова «Я, немецкий композитор из России…». Все время ощущая себя не вполне русским в России и не вполне немцем в Германии, в своем творчестве он создал уникальный синтез двух культурных традиций. А кроме того, вообще исключил деление на категории «свое/чужое», а также «старое/новое» — мир един, а все границы условны.
→ Исполняет Российский государственный симфонический оркестр. Дирижер — Валерий Полянский.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/be-SjntWGLCs2w
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🌿 Для Шнитке музыка была неразрывно связана с культурой, природой, философией. Он считал объективными и универсальными законы гармонии — а значит, и законы музыкальной композиции, драматургии и формы — и ставил их выше любых рациональных расчетов и правил. Например, в своем Реквиеме он добавил к традиционным частям католической мессы Credo, поскольку музыкальная логика требовала динамической кульминации. Чтобы оценить это, стоит прослушать Реквием целиком (он длится более 40 минут), а сейчас погрузимся в строгую красоту приснившегося композитору Sanctus.
→ Исполняет Российская государственная симфоническая капелла и Российский государственный симфонический оркестр. Дирижер — Валерий Полянский.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/G_cVyRNCMbN9xw
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
🌄 Шнитке продолжил традицию высокого симфонизма Бетховена, Малера, Чайковского, Шостаковича. Он воплощал в музыке масштабные философские концепции, например, размышлял о сути духовности в Четвертой или закате великой австро-немецкой музыки в Третьей симфонии.
→ Слушаем начало финала Третьей симфонии. Исполняет Государственный симфонический Оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер — Геннадий Рождественский.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/1jaU0Zrcp1R-ew
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
🧐 Шнитке изучал всеми возможными путями (достаточно извилистыми в советское время) музыку современных композиторов. Осваивал на практике все новации, от сериальной до электронной музыки. Достигнув свободного владения техникой, поставил ее на службу замыслу и образу: не следовал буквально ни одной из них, для каждого сочинения выбирая либо свой принцип, либо свободное следование интуиции композитора.
Послушаем фрагмент сочинения, ознаменовавшего начало сложившегося зрелого стиля Шнитке. Это 2-й скрипичный концерт, где число 12 служит выражением символики истории Христа и его 12 учеников (здесь и 12-тоновая система, и 12 струнных в оркестре).
→ Голос Иуды-контрабаса. Исполняет Камерный оркестр Европы. Скрипка — Гидон Кремер, дирижер — Кристоф Эшенбах.
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/6vClcI-b2DRtyQ
⏱ Время прослушивания: 1 минута.
🌗 Полистилистика — идея синтеза стилей, возникшая у Шнитке в 1960-е годы, получила воплощение в целом ряде его сочинений. Два основных подхода к встраиванию чужой музыки в свое сочинение — это коллаж (похоже на аппликацию из музыкальных цитат) и аллюзия (когда Шнитке заставляет вас поверить, что сейчас звучит, например, Лист). Услышать, что такое полистилистика, можно в Первой симфонии.
→ Исполняет Государственный симфонический Оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер — Геннадий Рождественский.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/7baruoNbOzALHw
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
🌚 В 70-е годы стилевое многоголосие сменилось лаконичностью «новой простоты». После личного кризиса, связанного прежде всего с уходом из жизни родителей, Шнитке начал слышать и писать иначе. Свидетелем этого поворота к тишине и духовности стал фортепианный квинтет памяти матери. Послушайте сначала финал квинтета, а после, при желании, можете пройти весь путь целиком от первой части до последней.
→ Исполняют Элисо Вирсаладзе и квартет Бородина.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/U8INbIkP1auJbA
⏱ Время прослушивания 4 минуты.
💫 Новая простота не означала, что Шнитке перестал использовать в своих работах цитаты, коллажи и аллюзии. Мастерство стилизации с годами только совершенствовалось, и, услышав эту музыку, вам придется убедить себя, что это не Бах или его наследник.
→ Исполняет Владимир Спиваков, оркестр «Виртуозы Москвы».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rdWnLxa4LAD6vQ
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🤯 Если узнавание цитат из знакомых ранее сочинений — зарядка для ушей, то расшифровка многочисленных символов, которыми наполнена музыка Шнитке, составляет отдельное удовольствие для ума. Монограммы композиторов и исполнителей, символика чисел (помните, 12 во Втором скрипичном концерте?), но, пожалуй, главная оппозиция в его творчестве (которая, кстати, была унаследована от кумира его юности манновского Леверкюна) — это противопоставление диссонанса и консонанса.
Чаще всего атональная диссонансная музыка выражает все возвышенно-благородное, благочестивое и серьезное, а тональность, консонансы, а также шлягеры служат миру ада как сфере банальности и низменного.
→ Послушаем Танго из оперы «Жизнь с идиотом». За роялем Мстислав Ростропович, благодаря которому появилась эта опера и многие другие сочинения Шнитке.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rMYF9ZnaSCPvsQ
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день