angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альфред Шнитке

Концерт для хора a cappella

Хоровой концерт Шнитке на стихи Григора Нарекаци — мировой шедевр и лучшее сочинение в жанре религиозной музыки. Разберем произведение и узнаем его историю.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Давайте познакомимся с одним из самых гипнотических сочинений, истинным шедевром Альфреда Шнитке — Концертом для смешанного хора a cappella (то есть без сопровождения инструментов) на вдохновенный текст армянского поэта-монаха Григора Нарекаци.

✝️ Григор Нарекаци (из Нарека) — выдающийся средневековый религиозный писатель и поэт (951–1003). Его вдохновенные духовные стихи Валерий Брюсов называл «священными элегиями».

📜 «Книгу скорбных песнопений» Шнитке обнаружил в сборнике «Армянская средневековая лирика» в переводе Наума Гребнева. Он давно искал подходящий текст для масштабного хорового произведения. Художественный руководитель Капеллы Валерий Полянский долго и настойчиво просил написать что-нибудь для его хора, и наконец в 1984 году он получил желаемое.

🕌 Сначала Шнитке написал одну часть, которая в итоге стала третьей в структуре концерта. Она была исполнена Полянским в Стамбуле и Москве, с большим успехом. Премьера всего цикла состоялась в 1986 году в залах Пушкинского музея.

✍️ Шнитке использовал только одну, 3-ю главу из 95 песен-плачей Нарекаци. Он точно следовал за текстом, и четыре части Третьей главы стали четырьмя частями Концерта. Шнитке говорил, что «написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам».

⛪️ Во всех частях концерта выдержан тон песен средневекового поэта-монаха, в котором соединяются скорбь и возвышенность, углубляющие друг друга и замкнутые в этом единстве.

🌾 Это сочинение продолжает традицию русских духовных концертов Бортнянского, Березовского. Оно, однако, не содержит концертности в традиционном понимании, здесь есть контраст эмоциональных состояний, но в целом этот концерт неконфликтный, однородный, пронизанный чувством покаяния и очищения.

👏 Шнитке органично сплавил теперь элементы музыки, идущие от традиций разных стран и эпох. Традиция русской духовной музыки сплетается с баховской традицией, музыкальная ткань насыщена риторическими фигурами, а хоральные эпизоды несут основную смысловую нагрузку. Русская манера «сплошного пения», идущая от долгих, «равнинных» песнопений знаменного распева и элементов как бы армянского колорита, типично кавказские звучания кварт и квинт, свойственные при этом и совсем другой культуре — раннему европейскому многоголосию, которыми, скажем, в 12 веке услаждали слух прихожан Собора Парижской Богоматери. Получился овеянный архаикой универсальный стиль духовной музыки.

1. Григор Нарекаци
2. Книга скорбных песнопений
3. Наум Гребнев, переводчик «Книги скорбных песнопений»
4. Валерий Полянский и Альфред Шнитке на записи

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Каждая часть Концерта получила название по первым строкам текста Нарекаци.

🌗 Первая часть «О повелитель сущего всего» начинается очень тихой квинтой (не мажор и не минор!), которая очень быстро разрастается до громчайшего звучания хоровой вертикали. Текст Грегора Нарекаци изобилует прилагательными, которые часто противопоставляются: «Сладчайший — страшащий», «Ужасающий — благодатный». Все это находит воплощение и в музыкальной ткани, Шнитке подчеркивает особенно важные слова и антитезы динамическими, фактурными, тембровыми (мужской/женский хор) и ладовыми (мажор/минор) сопоставлениями.

Скрепляет форму остинатный колокольный ритм, который сохраняется на протяжении всей части. Перед репризой у сопрано появляется единственное слово, которое Шнитке добавил к тексту Нарекаци — «Аллилуйя». Затем возвращается музыкальный материал первого раздела, но с другим текстом, и все заканчивается сияющим утвердительным мажором.

→ Слушаем Концерт для хора в исполнении Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, Дирижер — Валерий Полянский.

Аудио-пример:
⏱ Время прослушивания: 17 минут.

🔔 Вторая часть «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов» построена на перезвоне колоколов — мы помним, что исполняет концерт только хор, без всякого сопровождения, и колокола здесь тоже имитируют голоса певцов. Шнитке мастерски создает не только эффект перезвона, но и ощущение храмового звучания — за счет особого распределения слова «Аллилуйя» между партиями мужских голосов. Здесь уместно вспомнить о первом дирижерско-хоровом образовании Шнитке, которое помогло ему так тонко распоряжаться возможностями хорового звучания.

Скорбная мелодия рождается из распетого, ритмизованного слова, а из мелодии (горизонтали) вырастает гармония (вертикаль): секундовые опевания постепенно наслаиваются друг на друга и складываются в аккорды. Эта часть составляет центр сумрачной покаянной скорби, с завораживающими повторами: вновь и вновь возникают минорные перезвоны колоколов хора, оплакивающие мотивы минорной мелодии.

Аудио-пример:
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

🌚 В начале третьей части мы слышим приближающиеся мужские голоса со словами «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов», будто молитву, которая была всегда и будет всегда, и только нам дано в какой-то момент заглянуть в эту келью… Мелодия очень близка средневековой древнеармянской монодии (одно время даже считалось, что Шнитке взял тему у армянского композитора Комитаса).

Движение играет здесь иную роль: вместо мягкого завораживающего покачивания 2-й части — импульсивное, напряженное развертывание мысли. Музыка звучит сурово, она полна жесткой, порой мрачной экспрессии. Генеральная кульминация концерта приходится на конец 3-й части, на словах «Божественною милостью твоей» единственный раз достигается наивысший тон — до третьей октавы. Сияющий до мажор у всего хора подчеркивает эту вертикаль, а завершается часть Ре мажором — тональностью славления Бога.

Аудио-пример:
⏱ Время прослушивания: 12 минут.

🌝 Четвертая завершающая часть «Сей труд, что начинал я с упованием» — светлая кода. Здесь мы встретим все те основные приемы и интонации, которые встречались нам на протяжении концерта. Эта часть начинается в той же тональности си, как и 1-я, и в конце приходит к торжествующему и упоенному Ре мажору (тональность Gloria), утверждая еще раз достигнутый в третьей части свет. Половину части занимают распевы слова «Аминь» — они создают впечатление замирающего и исчезающего времени.

Аудио-пример:
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;