angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альфред Шнитке

Политстилистика и concerto grosso

Шнитке обожают за возможность катарсиса и ненавидят за ощущение душевного дискомфорта. Узнаем, как за эмоциональностью музыки скрывается четкая техника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Теперь поговорим о фирменном методе Шнитке — полистилистике — и о том, почему старинный жанр concerto grosso оказался для него таким важным.

⌛️ Шнитке — идеальный композитор 21 века. Мы бесконечно скроллим ленты соцсетей или переключаем телевизионные каналы, мы привыкли не только к молниеносно сменяющейся информации, но и к контрастным эмоциям. Кто-то выложил фотографии из Италии и размышляет о древностях и классической итальянской культуре, дальше — отчаянный призыв собрать деньги на операцию маленькому ребенку с вызывающей слезы фотографией, дальше — видео политических протестов и новых жертв репрессий, дальше — реклама пылесоса под ужасный банальный саундтрек. Знакомо? Конечно, мы привыкли воспринимать информацию поверхностно и не реагировать остро на каждый пост, который требует от нас отклика. Но быстрое переключение мыслей и эмоций — это про большинство из нас, согласитесь.

🎢 Именно такова полистилистика Шнитке. Она бросает нас из крайности в крайность, обманывает призрачной гармонией стилизации под классику, притупляет бдительность барочным стрекотом клавесина (Шнитке его обожал), удивляет банальной песенкой или неожиданной страстностью танго... И тут же оглушает лавиной диссонансов, облаком запутанных полифонических линий, методично доводит звучание (и слушателя) до истерики и такого напряжения, что, когда из хаоса звуков выплывает самая простая мелодия, хочется немедленно разрыдаться.

Метод полистилистики Шнитке начал использовать на рубеже 1960–1970-х, в 1971 он ввел сам термин. Композитор подробно объяснял, как возник этот метод.
«Неудовлетворенность всеми видами техники, тем, что делает современная музыка, — неприемлемость этих техник для себя вызывают у меня потребность найти нечто новое. Оно должно содержать все, что уже известно мне, но было бы пластичным и было бы полистилистикой не в том смысле, что тут рядом стоят разные стили, а где бы элементы разных техник и разных стилей пластично объединялись».

🎥 Найти технику Шнитке помогла работа в кино. «Сначала мне это доставляло удовольствие, потом начало тяготить меня, затем меня осенило: задача моей жизни — это преодоление разрыва между „Е” (Ernst — серьезная музыка) и „U” (Unterhaltung — развлекательная музыка), даже если я при этом сломаю себе шею. Мне мерещится утопия единого стиля, где фрагменты Е и U представляются не шуточными вкраплениями, а элементами многообразной музыкальной реальности: элементы, которые в своем выражении реальны, хотя ими можно и манипулировать — будь то джаз, поп, рок или серия (так как и авангардистское искусство стало товаром). Для художника есть только одна возможность уйти от манипулирования — подняться в своих индивидуальных стремлениях над материальными табу, которыми манипулируют извне, и получить право к собственному, свободному от сектантских предрассудков отражению музыкальной ситуации (как, например, у Малера и Айвза)».

💥 Полистилистика Шнитке — это метасистема, логика, обобщающая все известное. Мы еще не говорили о Малере, но он действительно стоит ближе всех к Шнитке. Малера и Шнитке роднят две очень важные вещи: оба они всю жизнь стремились соединить высокое и низкое, и оба крайне остро воспринимали несовершенства этого мира, оголяли нерв эпохи и заставляли каждого слушателя ощутить его буквально своей кожей.

Поговорим о жанре concerto grosso у Шнитке.

🌟 Шнитке был не первым композитором 20 века, обратившимся к барочному жанру concerto grosso. Неоклассицизм и необарокко как художественные течения начали набирать силу уже в конце 19 века, и в популярном концертном жанре 17–18 веков работали композиторы в разных странах. Их привлекала идея виртуозного инструментального письма, захватывающего соревнования (не конфликта) солиста/солистов и оркестра, а также разных оркестровых групп между собой.

🇩🇪 Для Шнитке обращение к concerto grosso было обращением к сугубо немецкой традиции. Он подчеркивал, что опирается на тип концерта, который дошел до нас через Баха, а не на concerto grosso Вивальди или Корелли.

🌗 Стихия концертности, близкая музыкальному мышлению Шнитке с его конфликтной диалогичностью, ярко воплотилась в жанре concerto grosso. Притом, что дух соревнования возникает не только между солирующими инструментами и оркестром, но и между оркестровыми группами — тембровыми массивами, которые вступают в «спор» и участвуют в создании остродраматической коллизии произведения.

Concerto grosso оказался на редкость органичным для творчества Шнитке и получил абсолютно современное претворение. Жанр стимулирует введение стилистического материала старого времени, поэтому диапазон стилистических контрастов здесь несравненно шире, чем в других полистилистических сочинениях.

✍️ С 1977 по 1993 Шнитке написал 6 Concerto grosso для разных составов, но определяющими для них были тембры солирующей скрипки, струнного оркестра и клавишного инструмента (клавесина или фортепиано). Concerto grosso № 1 не только возник под знаком полистилистики, расцвет которой приходится на предшествующие годы, но и в какой-то степени подытожил эту линию, доведя этот принцип до философски обобщенного и даже символического выражения.

🙆‍♂️ Concerto grosso № 1 Шнитке написал по просьбе скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко:

«В мае 1976 года Кремер и Гринденко попросили меня написать произведение для них и для литовского камерного оркестра под руководством Саулюса Сондецкиса. Если бы тогда мне кто-нибудь сказал, что в течение года это произведение выдержит несколько исполнений и запись на грампластинку, я бы не поверил в это, так как большей частью я работаю очень медленно, делаю много вариантов и первый вариант не довожу до конца.

Однако до конца 1976 года партитура была готова, и когда я передал ее Гидону Кремеру, 26 февраля 1977 года к его тридцатилетию, он намеревался сыграть ее при ближайшей возможности, то есть 20 марта в Ленинграде. Мне казалось это невозможным, но все, что Гидон Кремер хочет, удается: в течение десяти дней весь материал был расписан на копии, и после трех репетиций под управлением нашего общего друга Эри Класа (из Таллинна) состоялась премьера. После этого я сделал несколько сокращений, и Г. Кремер и Т. Гринденко сыграли это произведение в Вильнюсе, Москве, Риге, Таллинне, Будапеште. В августе во время Зальцбургского фестиваля они сделали запись на грампластинку с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Говорим о музыке и слушаем Concerto grosso №1.

🔊 Concerto grosso №1 написан для состава с очень характерным звучанием. Он соединяет в себе голоса старого и нового времени (клавесин и подготовленное фортепиано), личного и объективного (2 солирующие скрипки и струнный оркестр).

😒 Музыкальная ткань концерта соткана из трех пластов: первый — авторская музыка (область рефлексии), второй — цитаты, квазицитаты и аллюзии, третий — музыка быта и музыка, использованная композитором в работе над кинофильмами. Все это рождает трагическую карнавальность.

✍️ Шнитке писал: «В рамках неоклассицистского Concerto grosso я ввел некоторые несогласующиеся со стилем отрывки: бойкий детский хорал (в начале первой части и в кульминации пятой, а также как припев в других частях), ностальгически-атональную серенаду — трио (во второй части), гарантированно подлинного Корелли (сделано в СССР) и любимое танго моей бабушки, которое играет ее прабабушка на клавесине (в пятой части)... Но все эти темы вполне согласуются между собой (падающая секста, вздохи секунд), я вполне принимаю их всерьез».

🕰 Concerto grosso №1 — произведение, в котором связь времен становится внутренней пружиной действия. Причудливая мозаика стилей сменяется строгой их драматургической организацией.

6️⃣ В Сoncerto grosso шесть частей:
I. Прелюдия — II. Токката — III. Речитатив — IV. Каденция —
V. Рондо — VI. Постлюдия.

🎭 Форма целого — концентрическая композиция: в центре, Речитатив и Каденция, — внутреннее, психологическое действие; малый круг, Токката и Рондо, — «внешнее» действие, сфера моторики и драматизма; большой круг, Прелюдия и Постлюдия, — это пролог и эпилог, они подчеркивают эффект театральности (занавес открывается и закрывается).

→ Давайте послушаем Concerto grosso №1 в исполнении Гидона Кремера, Татьяны Гринденко и Камерного оркестра Европы под управлением Генриха Шиффа.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vfi8jZNfZUO_nA

Прелюдия. Первая тема исполняется на подготовленном рояле (между струнами зажимаются монеты). Она взята из музыки Шнитке к фильму Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»: это колядка в звучании детских голосов «О человек, недолог твой век, печален и смертною скорбью жален». Из фильма колядка выпала, а музыкальную тему Шнитке провел через все Concerto grosso в качестве рефрена. Он называл ее «темой часов».

🎻 Токката. Здесь вступает в действие жанр Concerto grosso с его аллюзией на стиль барокко. Главная тема à‎ la Вивальди, нарочито механическая музыка обгоняющих друг друга мотивов, создает атмосферу скрипичного концертного музицирования. Эпизоды внутри Токкаты — тоже музыка из «Арапа»: то простая песенка, то высокоинтеллектуальная игра в додекафонию (метод сочинения с 12-ю нотами хроматической гаммы).

😭 Речитатив и Каденция объединены в одно целое, это область напряженного внутреннего диалога. Речитатив наполнен интонациями плача — претворение музыки из фильма «Восхождение» Ларисы Шепитько. В Каденции, которую исполняют двое солистов, происходит конденсация достигнутого уровня напряжения, накопление которого приводит к прорыву в иную сферу.

🦋 Рондо. При переходе к пятой части вступает кружащаяся тема из мультфильма Андрея Хржановского «Бабочка». Сама тема Рондо вобрала в себя многовековую семантику быстрой минорной музыки от Вивальди и Баха до Брамса, но принадлежит нашему времени. Затем в музыку рондо инкрустируется танго из фильма Элема Климова «Агония» — характеристика Григория Распутина и голос смерти. Как реакция на чужеродное вторжение танго происходит искажение рефрена и смешение различных тем Concerto grosso — возникает зона звукового хаоса, который завершается жутким обвалом до неузнаваемости измененной вступительной «темы часов».

🔔 Последние такты произведения — Постлюдия, развязка. На фоне тянущегося кластера в высоком регистре проходят начальные интонации солирующих скрипок, тембр флажолетов звучит призрачно, потусторонне, возникающие обрывки тем сметаются императивными аккордами фортепиано («колокольный звон»). Все исчезает.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;