Альфред Шнитке
Музыка для кино и мультфильмов
Шнитке был вынужден зарабатывать написанием музыки для кинематографа, но смог сделать из этого почву для создания шедевров. Посмотрим, для каких фильмов и мультиков он писал.
А теперь слушаем и смотрим: музыка Шнитке для кино.
🎥 До середины 1980-х музыка Шнитке в нашей стране исполнялась нерегулярно. Уже объявленные концерты нередко запрещались или отменялись: многое Шнитке писал в стол, зарабатывая на жизнь музыкой для кино и театра. В этой области композитору довелось работать с такими выдающимися мастерами, как Михаил Ромм, Александр Митта, Андрей Хржановский, Михаил Швейцер, Лариса Шепитько, Элем Климов, Игорь Таланкин и многими другими. Без музыки Шнитке невозможно представить себе мультфильмы Хржановского, «Сказку странствий», «Экипаж» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Митты, «Маленькие трагедии», «Мертвые души» Швейцера и многие другие шедевры отечественного кино и ТВ.
🎞 Вынужденную ситуацию Шнитке обратил себе на пользу, сделав работу в кино своей творческой лабораторией. Если иным его сочинениям путь на большую сцену до поры до времени был закрыт, в кино он мог экспериментировать практически с любыми звучаниями и оркестровыми составами. Из этого позже многое попадало в сочинения, с кино уже не связанные; так, стилизованная под Вивальди мелодия из «Похождений зубного врача» вошла в Первую симфонию, а несколько мелодий из мультфильма «Бабочка», фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Агония» — в Concerto grosso № 1. Среди этих мелодий — знаменитое танго, так полюбившееся Шнитке, что позже он использовал его еще раз, в опере «Жизнь с идиотом»; на премьере это танго на белом рояле исполнял сам Мстислав Ростропович.
🏋️♀️ На музыке, написанной для кино, основано и еще одно из самых известных сочинений Шнитке — «Сюита в старинном стиле». В основу ее легли мелодии из фильмов Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» и «Похождения зубного врача». Хотя «Сюита» стала самым настоящим шлягером, Шнитке не принимал ее всерьез: «Во время исполнения этого произведения, когда меня вызывали, я даже не выходил. Оно „не мной“, что ли, написано — откровенная стилизация».
👂 Слушая музыку Шнитке к фильмам Климова, начинаешь лучше понимать, почему Шнитке не относился к ней всерьез. В работе над фильмами старинная музыка оказалась для него лишь одной из составляющих современного звучащего мира — то органично сливаясь с ним, то служа примером утраченной гармонии.
→ Посмотрите фрагмент из фильма «Спорт, спорт, спорт».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/FFGX3BM-x_g_Zw
🌈 Помимо номеров, где выдержано единство стиля, будь то чарльстон, менуэт, или типичный парковый вальс для духового оркестра, в музыке к фильмам Климова есть номера и ровно противоположные, где с первого прослушивания не успеваешь уследить за бегом авторской мысли. Аккордеон бойко играет увертюру к опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, в нее вклиниваются темы из «Салтана», «Золотого петушка» и «Садко», из Пятой симфонии Чайковского и даже музыка из фильма «Мужчина и женщина». Так работа в кино формировала творческий метод Шнитке — полистилистику.
Фрагмент фильма «Похождения зубного врача». Чарльстон Шнитке и «Песня о хорошем настроении» Юлия Кима в аранжировке Шнитке, исполняет прекрасная молодая Алиса Фрейндлих
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1970-е — центральный период работы Шнитке в кино. В это время были выпущены почти все самые знаменитые фильмы с его участием: «Агония», «Восхождение», триптих по рисункам Пушкина, «В мире басен», «Маленькие трагедии».
🌗 В фильме «Агония» Элема Климова, пролежавшем на полке десяток лет, Шнитке применил бытовые жанры в трансформации, извлекая противоположные смыслы: картина расстрела рабочих — вальс; калеки идут на костылях — лихая ритмическая тема; жена Юсупова входит к Распутину — полька на патефоне. Под танго рисуется скандал во дворце, когда Распутин пытается «уволочь» чужую жену, притом что нигде в фильме танго не пытаются танцевать.
→ Посмотрите несколько коротких фрагментов из первой серии фильма.
🙇♂️ Работа с Ларисой Шепитько — еще одна глава в творчестве Шнитке. После не слишком известной картины «Ты и я» (1971) они создали одно из лучших своих произведений — «Восхождение» (1976) по повести «Сотников» Василя Быкова и белорусских партизанах в годы Второй мировой войны. «В „Восхождении“ так и было задумано, что музыки в начале фильма вовсе нет, — рассказывал Шнитке. — Там последовательно проведена идея постепенного роста от шумовых и фоновых звучаний к Музыке-теме, Музыке-смыслу». Музыка создает ощущение большего смыслового пространства, чем может показать экран.
→ Посмотрите (по желанию) две страшных и сильных сцены из фильма с музыкой Шнитке.
📚 Сильная работа Шнитке в кино — музыка к телефильму «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера (1980) с гениальными актерами. Для характеристики героев Шнитке использует разные методы: от простой стилизации до мощного психологического подхода. Например, когда Сальери-Смоктуновский, совершив злодейство, подбегает к клавесину, желая оправдать себя звучанием собственной музыки, инструмент под его пальцами становится мертвенным и беззвучным, слышны пустые, сухие удары по костяшкам клавиш. Его охватывает ужас, он понимает, что убил самого себя.
→ Посмотрите два фрагмента из первой серии.
🗿 Похожий прием применен в «Каменном госте»: жанровой стилизованной песне Лауры «Я здесь Инезилья» противопоставлен «стучащий» инфернальный эпизод с Командором.
🍷 В инфернальной ситуации «Пира во время чумы» атмосферу последнего всплеска жизни, предшествующего гибели, удалось воспроизвести с помощью звучащего ряда особой силы, включающего песни Мери и Вальсингама.
🤦🏻♂️ Если подойти к киномузыке Шнитке с академической позиции, его работа в кино представляется великой жертвой. Она отнимала очень много времени и сил, почти ничего не оставляя для его основного творчества. Он подсчитал, что в течение целых пятнадцати лет писал преимущественно киномузыку. Однако он реализовал в ней, как и в музыке для театра, второй свой талант, не менее редкий и значительный, чем первый.
Многие из нас, не осознавая того, знают музыку Шнитке по мультфильмам.
🎩 В 1968 году был создан мультфильм «Стеклянная гармоника», не только обозначивший этап в композиторской эволюции Шнитке, но и положивший начало его сотрудничеству с еще молодым режиссером Андреем Хржановским.
📻 Задумав новый, экстравагантный мультфильм, Хржановский искал подходящего композитора. Случайно услышав по радио отрезок заинтересовавшей его музыки и не зная имени автора, по цепочке знакомых режиссер вышел на Шнитке, которого и пригласил к работе над мультфильмом. Идея его формулировалась как «притча о тупости, пошлости и подлости нашей жизни в том виде, в каком она организована нашей властью, о том, что противостоять этому может творческое, духовное начало».
🖼 Начав работу, Хржановский понял: классическая живопись может органично соседствовать с современной, и объект повествования тогда уходит также и далеко в историю. Предвидя обвинение «в очернении советской действительности», авторы расширили материал, сделав смысл картины более емким. Задача композитора заключалась в охвате огромного и невероятно пестрого изобразительного материала. Так зародилась идея полистилистики, соединения контрастных стилей в новом единстве.
⚔️ Шнитке говорил: «„Стеклянная гармоника“ явилась для меня важным средством найти выход из кризисной ситуации, в которой я тогда находился. И выход был именно в сопоставлении элементов разного стиля, в том, из чего составлялся зрительный ряд этой картины, прежде всего». Он остановился на поляризации двух начал, диссонантно-хаотической музыки и стилизации под Баха. «И эту концепцию — столкновение в лоб разных стилей и разных музыкальных времен — я потом многократно варьировал в своих сочинениях». Однако фильм пролежал на полке почти двадцать лет, а сам Хржановский получил повестку в военкомат и попал в армию.
→ Посмотрите «Стеклянную гармонику целиком».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/-mRvSK2FHKOI3g
🐓 Хржановский повел Шнитке к освоению русской классики. В 1973-м появился мультфильм «В мире басен» по басням Крылова «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух». Для зрительного ряда, связанного с Соловьем, режиссер задумал использовать рисунки Пушкина. Басня же «Кукушка и Петух» оказалась превращена композитором в миниатюрную кинооперу: «Я считаю эту музыку маленьким (по размеру, но не по значению) шедевром Шнитке», — говорит Хржановский.
📖 Идея обращения к рисункам Пушкина стала основой трилогии основанных на них мультфильмов: «Я к вам лечу воспоминаньем» (1977), «И с вами снова я» (1981), «Осень» (1982). Общая длительность пушкинских фильмов составила 100 минут, а работа над ними заняла около десяти лет. Хржановский, обратившись к рисункам Пушкина, разбросанным в его черновиках, решил их «оживить» и пустил «гулять самих по себе». При этом стихи и письма Пушкина читают Иннокентий Смоктуновский и Сергей Юрский, а мир Пушкина дорисовывает музыка.
🍁 Здесь Шнитке применил стилевую множественность, исходя из того, что Пушкин был современником Шуберта, Бетховена, Россини, Глинки, застал начало романтической эпохи. Свою музыку для фильмов о Пушкине Шнитке наигрывал Хржановскому на студийном рояле, на нем же и была сделана запись, таким образом, у Хржановского запечатлена подлинная фортепианная игра Шнитке. Примечателен эпизод «Болдинская осень»: Пушкин на коне в развевающейся бурке, небо с клубами облаков и буря рукописных листов, летящих ввысь. Шнитке положил на эти кадры сочетание своей музыки с отрывками из Мессы Баха, Реквиема Моцарта, Торжественной мессы Бетховена.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/QxZO58cjbH78mg
Этот урок мы посвятили Альфреду Шнитке. Повторим, что мы узнали.
🕰 Шнитке принадлежит к послевоенному поколению шестидесятников. Он входит в знаменитую тройку русских авангардистов: Эдисон Денисов — Альфред Шнитке — София Губайдулина. Однако Шнитке удалось создать свой уникальный музыкальный универсум.
🌗 Шнитке — автор метода полистилистики, совмещения резко контрастных стилей в рамках одного произведения. Сочетание на первый взгляд несочетаемого он считал частью нашей повседневной жизни.
✍️ Шнитке — композитор больших идей. Его музыка говорит с нами о философских, духовных, нравственных и этических вопросах, не только обращается к нашим эмоциям, но и дает возможность размышлять о важных и вечных темах. Музыка создается не для музыкантов, считал Шнитке, и он писал для всех и каждого, кто готов ее услышать.
Где жил
🗺 Родился на Волге в старинном маленьком городке Энгельсе (Покровске) в интеллигентной еврейско-немецкой семье. После войны два года провел с семьей в Вене. Окончил Московскую консерваторию и жил в Москве. В 1990 переехал в Гамбург.
Где работал
🏛 В 1961–1972 преподавал в Московской консерватории оркестровку и чтение партитур. Композицию преподавать ему не давали. В 1960-х активно работал в кино. В 1990-е преподавал в Гамбургской высшей школе музыки.
🗂 Что создал
— 9 симфоний
— 4 оперы, в том числе «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо»
— 3 балета, в том числе «Пер Гюнт», поставленный Джоном Ноймайером
— 6 Concerto grosso
— 15 инструментальных концертов, в том числе для скрипки, альта, виолончели, фортепиано с оркестром
— Ораторию «Нагасаки»
— Кантату «История доктора Иоганна Фауста»
— Хоровой концерт на стихи Г. Нарекаци
— Реквием
— Хоровые и вокальные циклы
— 2 струнных квартета и другая камерная музыка
— Сочинения для фортепиано: прелюдии и фуги, 3 сонаты, пьесы, в том числе детские
— Каденции к концертам Моцарта и Бетховена
— Музыка к кино-, теле-, мультфильмам, радиоспектаклям.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день