Дмитрий Шостакович
Биография и первые работы
Первые работы Шостаковича, написанные им в 16 лет, сейчас входят в программы музыкальных школ. Познакомимся с биографией композитора и его первыми произведениями.
👪 Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года. Первая встреча с музыкой произошла дома — в то время была широко распространена культура домашнего музицирования, и у соседей часто собирался любительский квартет.
🎹 С детства он проявил интерес к музыке — учился у мамы играть на фортепиано и после этих уроков начал обучение на музыкальных курсах И.А. Гляссера — создателя своей системы обучения игре на фортепиано, некоторые элементы и принципы которой до сих пор существуют в музыкальных школах. Шостакович пробует сочинять, игра на фортепиано дается ему чрезвычайно легко.
🌟 В 1919 году Гляссер переезжает в Царское Село (сейчас — город Пушкин), а Шостакович поступает в консерваторию в класс композиции к А.К. Глазунову, а на следующий год в фортепианный класс Льва Николаева. Если у А.К. Глазунова не было учеников, равных Шостаковичу, то в фортепианном классе он оказывается в окружении тех, кто впоследствии составит славу российского (или советского) фортепианного исполнительства — непревзойденного интерпретатора музыки Скрябина Владимира Софроницкого и Марии Юдиной, которая из всех пианистов своего поколения мыслила наиболее смело и необычно.
💥 Премьера дипломного сочинения — 1 Симфонии состоялась 12 мая 1926 года, и Шостаковича, уже известного в творческих кругах Ленинграда как очень одаренного композитора, узнает весь город, а вскоре — мир. Эту симфонию исполняют наиболее известные дирижеры того времени Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Леопольд Стоковский.
☕️ Шостакович, чрезвычайно одаренный музыкально, прекрасно выученный всем премудростям композиции и оркестровки, обладающий колоссальной работоспособностью и «легкостью» письма — показателен случай, когда он переоркестровывал произведение за дружеской беседой, или на спор за полчаса сделал оркестровку один раз услышанного фокстрота Tea for two — не почивает на лаврах, а продолжает сочинять.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/RlFYxMf6ebyeWQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🙇🏻♂️ За несколько следующих лет Шостакович пишет еще 2 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, оперу «Нос», находясь под впечатлением от оперы «Воццек» Альбана Берга. Работает с Мейерхольдом, пишет музыку к «Гамлету», «Королю Лиру» и «Клопу» по феерической комедии Маяковского.
👏 Премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» увеличивает его славу — с 1934 по 1936 год она идет в Москве и Петербурге и собирает полные залы. Но после премьеры в Большом театре вскоре появляется анонимная статья в газете «Правда» под названием «Сумбур вместо музыки», где музыка оперы критикуется за антинародный, формалистический характер, немелодичность и пр., а следом — статья «Балетная фальшь», посвященная балету «Светлый ручей».
🤷🏻♂️ Шостакович попадает в опалу, останавливает подготовку к премьере Четвертой симфонии, и пишет пятую, «покаянную», совершенно классической формы, но со скрытым на более глубоком уровне иронически-саркастическим отношением к происходящему. Впоследствии это станет основной из черт его стиля — то, что нельзя сказать словами, он скрывает в музыке.
🚒 Первые месяцы Великой Отечественной он проводит в Ленинграде, где работает над Седьмой симфонией, перемежая эту работу с пожарными дежурствами на крыше консерватории. Симфония, исполненная 9 августа 1942 года, стала важнейшим событием в жизни блокадного Ленинграда и со временем приобрела культовый статус.
🤦🏻♂️ После недолгой эвакуации в Куйбышеве Шостакович в 1943 году переезжает в Москву. В это время он обращается к камерной музыке, которая не привлекает такого большого интереса партийного аппарата и считается прибежищем интеллектуалов. В ней он без слов, которые непременно стали бы объектами цензуры, выражает свои тревоги, беспокойства, мысли и чаяния.
❌ В 1948-м начинается новый этап давления на Шостаковича. Выходит уже не статья, а постановление политбюро, в котором он обвиняется в буржуазном формализме, пресмыкательстве перед Западом и других смертных грехах того времени. Этим событиям посвящена пьеса «Антиформалистический раек», написанная в стол.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/AUQaplIT9vYb4g
💰 Фактически лишенный средств к существованию, Шостакович пишет музыку к кино, кантату «Песнь о лесах» — утопический сюжет о сталинских планах преобразования природы; здесь и трудовые порывы людей, и героическая борьба, и мрачные страдания прежней, досоветской Руси. Современная ему критика хвалила Шостаковича за «глубокое осознание порочности антинародного формалистического направления» и радовалась, что он возвращается на путь истинный.
🌤 В 1950—1951 году Шостакович создает цикл прелюдий и фуг в 24 тональностях, несколько других инструментальных произведений, а в 1953-м возвращается к симфоническому жанру (пишет 10 симфонию) и поступает на службу в Большой театр в качестве консультанта. Произведения второй половины 1950-х преимущественно светлы, радостны, если не сказать — легкомысленны. Несмотря на продолжающуюся опалу, смерть жены в 1954 году, музыка Шостаковича находилась в большой связи со временем. В эпоху оттепели, после сталинского террора, ужасов великой отечественной, послевоенной разрухи и голода в воздухе появилась относительная свобода.
🤝 В 1958 году, в преддверие первого конкурса Чайковского, опалу с Шостаковича официально снимают: политбюро выпускает документ об отмене постановления 1948 года, этот год можно считать официальной реабилитацией Шостаковича.
💪 В 1960 году Шостакович создает цикл «Сатиры» на стихи Саши Чёрного, в 1962-м — 13 симфонию «Бабий Яр» на стихи Евгения Евтушенко, произведения чрезвычайно смелые, с трудом проходящие цензуру.
🔞 Еще одно важное событие 1962 года — возобновление «Леди Макбет Мценского уезда» в новой редакции. Теперь эта опера называется «Катерина Измайлова», и главные изменения — отцензурированное либретто, из которого вырезано все эротическое.
🌘 Во второй половине 1960-х общее настроение музыки Шостаковича становится мрачным. Это связано как с политическими переменами в стране — пражская весна 1968 года, начинающаяся эпоха застоя, так и с личными неприятностями. У Шостаковича начинает ухудшаться здоровье, он не теряет работоспособности, но задумывается о смерти. Этой теме посвящена 14 симфония для почти камерного состава — двух солистов, струнных и ударных.
📓 С 1970 по 1975 год Шостакович создает вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело, пишет три последних квартета и последнюю, 15 симфонию. Музыку этой симфонии можно назвать «возвращением к себе» — из всех поздних произведений Шостаковича в ней наибольшее количество цитаций и автоцитаций, кросс-культурных отсылок. Это — сознательно подводимый итог всей воспринятой Шостаковичем европейской музыки.
🖤 Последнее сочинение Шостаковича, которое считается его духовным завещанием — соната для альта и фортепиано, законченная в рукописи 5 июля 1975 года.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяОбсудим первые работы Шостаковича.
🧑🏻🦱 Самые ранние сочинения Шостаковича, написанные им в шестнадцатилетнем возрасте, — Три фантастических танца для фортепиано (в которых сильно заметны скрябинские впечатления) и две басни Крылова для меццо-сопрано — считаются частью «учебного» репертуара.
→ Три фантастических танца для фортепиано в исполнении Владимира Ашкенази.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/9PCFCQA6mOm34w
⏱ Время прослушивания 3,5 минуты.
📸 1 симфония — произведение, после премьеры которого Шостакович проснулся знаменитым. Она была написана в качестве дипломной работы к завершению консерватории.
🌎 Премьера симфонии состоялась 12 мая 1926 года, и в течение нескольких лет ее исполняли наиболее значительные дирижеры эпохи по обе стороны Атлантики.
Эта симфония состоит из четырех частей, форма вполне классическая.
1️⃣💔 Главная и побочная темы первой части рассказывают историю не вполне счастливой любви. Главная тема — мужское начало, наступает с почти маршевым ритмом, побочная — женское начало, отдана прозрачной нежной флейте. С разработкой главная партия приходит в смятение, становится нервозной, судорожной, побочная не отступает и не сдается, становится грубой, жесткой, резкой. Развязка этой коллизии наступает в финале — главная и побочная партии проводятся без изменений. Встретились и разошлись.
2️⃣🎞 Вторая часть — оживленная, наполненная внутренним движением, производит впечатление мелькания киноленты. Две темы этой части тоже можно назвать мужской и женкой, их любовная история (впрочем, тоже несчастливая) проходит в сопровождении партии фортепиано. Этот момент отсылает к юношескому опыту Шостаковича — учась на последних курсах консерватории, он служил тапером в кинотеатре «Светлая лента».
3️⃣🎲 О теме третьей медленной части принято говорить, что это тема жизни и судьбы — нарастающими и спадающими волнами вполне в скрябинском духе появляется тема жизни, в которую полифонически вплетается вторая тема в ритме похоронного марша.
4️⃣💗 В четвертой, завершающей части, мрачное настроение третьей вступает в конфликт с витальностью первых двух частей, приводит симфонию к мощному исступленно-радостному финалу.
→ Первая симфония Шостаковича, Кирилл Кондрашин, Государственный симфонический оркестр СССР
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/V1zAe3DAmsueYw
⏱ Время прослушивания: 30 минут.
🎭 Шостакович писал музыку к театру с 1929 по 1946 год. Из всего его наследия, это наименее изученная область. Музыка часто сохранялась не полностью, на премьере звучала далеко от первоначального замысла, иногда имела вид зарисовок, «сопровождающих» сценическое действие. И самого Шостаковича не устраивала чисто прикладная роль, которая отводилась музыке во многих спектаклях.
🎗 Исключениями в этом печальном ряду стали спектакли Вс. Э. Мейерхольда «Король Лир», «Гамлет» по Шекспиру и «Клоп» по комедии Маяковского. Более того, работа с Мейерхольдом повлияла на театральное мышление Шостаковича, что отразилось на его произведениях для сцены, особенно — в опере «Леди Макбет Мценского уезда».
→ Фантазии на тему комедии «Клоп» с музыкой Шостаковича,1986 год.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/JAi4isSufebCgw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
👃 Первая опера Шостаковича «Нос» была написана в 1927-1928 годах; премьера прошла в МАЛЕГОте (ныне — Михайловский театр в Петербурге) 18 января 1930 года. Это была опера крайне необычная, смелая даже в сравнении с европейским авангардом.
☄️ В 1927 году в Ленинград приезжает Альбан Берг с оперой «Воццек». Ее музыка атональна, экспрессионистична, совершенно не имеет задачи ласкать и услаждать слух. Берг, наоборот, пытается наиболее полно и точно выполнить свои задачи — создать одновременно психологически глубокие, сложные и социально-критические портреты героев, выразить богатую гамму, преимущественно, негативных чувств. Берг не сильно заботится о критической рецепции, но опера имеет колоссальных успех как в Европе, так и в Ленинграде.
😳 На молодого Шостаковича она производит колоссальное впечатление. Отчасти из этого рождается «Нос», по крайней мере, таким, как он нам известен.
📗 Сюжет оперы взят из «Носа» Гоголя, который дополнен и расширен другими его произведениями, а также небольшим куском из «Братьев Карамазовых» Достоевского.
😏 Основное содержание — сатира над временем Николая I. Разумеется, сюжет про Николаевское время, это способ высказаться о современности не попадая под ее удар. Музыка этой оперы полна сардонического смеха и открытого сарказма, а сюжет до отвращения физиологичен (и дело вовсе не в потере носа).
👹 Эта опера — гротеск, где все низкое как бы возвышается злым музыкальным пафосом, а высокого просто не существует. Прекрасно владея всеми способами цитаций, Шостакович неявно вставляет в музыку отсылки к Чайковскому (песенка Графини из «Пиковой Дамы» появляется в оркестре, когда на сцену входят приживалки, а вздохи Майора Ковалева — секвенция Татьяны из «Евгения Онегина»).
🤔 Драматургия и музыка здесь переплетены, ни одна из них не является главной, а сцены склеены почти по законам киномонтажа. Малый театр в Ленинграде был творческой лабораторией режиссерской оперы, но даже для него эта опера была слишком необычной, музыка слишком радикальной.
🖋 Критика была противоречива — писали, что опера слишком сложна, негативна, но одновременно с этим признавали, что создается новый музыкальный язык. После 16 представлений оперу сняли с репертуара.
⏰ Музыка этой оперы опередила время приблизительно на сорок лет. В начале 1960-х она начинает исполняться в Европе, а в России — в 1974 году в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского.
→ Опера «Нос» и часть репетиционного процесса, которая попала на видео.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/t-2Q0s0x6FW5Dg
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день