Дмитрий Шостакович
Инструментальные концерты
Инструментальные сочинения Шостаковича играют большую роль в истории всего жанра инструментальной музыки. Познакомимся с самыми выдающимися из них.
😔 Шостакович написал всего шесть инструментальных концертов, причем два фортепианных среди них часто ставят последними. Если такое отношение ко второму концерту можно понять — он вовсе не плох, но значительно проще других по структуре и музыкальному языку — то первый, юношеский концерт, несколько оставлен вниманием музыковедов незаслуженно.
→ Послушайте удивительной красоты вторую, медленную часть этого концерта. Дирижирует сын Дмитрия Шостаковича Максим Дмитриевич, за роялем — внук, Дмитрий Максимович.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qt7ITrbFytJ1Bg
🌟 Первый концерт для фортепиано относится к раннему периоду творчества Шостаковича. Он написан в Ленинграде, в 1933 году (премьера состоялась 15 октября), когда композитор находился на втором гребне своей славы, но еще не успел попасть под каток репрессий.
🎹 Он написан под впечатлением от «Kammermusik № 2, op. 36» Пауля Хиндемита, которую Шостакович не слышал, но видел в партитуре. Первоначально он задумывался как концерт для трубы и оркестра, но потом к нему добавилось фортепиано, которое и взяло на себя главенствующую роль.
→ Пауль Хиндемит, Kammermusik № 2, op. 36
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/gcyuN76VXyhmpA
🌈 Сам концерт дает замечательное представление о творческом методе Шостаковича. Он похож на лоскутное одеяло, где совершенно разные, от еврейской песни «Ужасно шумно в доме Шнеерсона» до «Ах, мой милый Августин», от Хиндемита до Бетховена, от таперских реминисценций до джаза, сплавляются в цельный монолит, оставаясь, при том, до некоторой степени узнаваемыми.
💥 Техническая сложность первой и четвертой частей отчасти наследует виртуозности Листовского характера: они были написаны столь сложными исключительно для того, чтобы Шостакович мог проявить свое блестящее исполнительское мастерство.
🕯 В инструментальных концертах не принято искать столь же глубоких смыслов и больших идей, как в симфониях. (Правда, дирижер Леопольд Стоковский называл Второй концерт для скрипки Сибелиуса «лучшей из его симфоний», но причина здесь совершенно другая — наиболее удачно получившееся органическое единство всех частей). Они считаются менее интеллектуальным жанром, пожалуй, по одной причине — часто эти концерты написаны с расчетом на исполнительский блеск, демонстрацию техники, более того, написаны авторами для самих себя как для исполнителей. Это уже сфера других забот, и привычные Листовские пустоты в оркестре — лишнее тому подтверждение. Впрочем, это вовсе не случай Первого концерта.
🎺 С композиционной точки интересно отметить две вещи: третья часть почти бесшовно переходит в четвертую, подготавливает почву для нее (в предыдущем мировом музыкальном опыте она, скорее «держала баланс»). Вторая вещь — концерт построен по принципу «героя в обстоятельствах» с комментарием, фортепиано — главное действующее лицо в оркестровой буре обстоятельств. Оно повествует, утверждает, радуется, задумывается, элегически грустит. Оркестр находится с ним в диалоге, а труба комментирует происходящее, часто с иронической интонацией.
Этот концерт замечательно сохранил и передал атмосферу Ленинграда начала 30-х годов, когда почти закончилась бурная эпоха НЭПа, слома старого строя и донашивания бриллиантов и шляпок, и в воздухе повисло тревожное, еще не оформившееся предчувствие чего-то грозного.
→ Запись 1954 года. За роялем сам Шостакович, дирижер — Самуил Самосуд, партия трубы — Иосиф Воловник.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/apKGRbeKNugx3g
🌧 Второй концерт для виолончели с оркестром был написан весной 1966 года. В это время у Шостаковича уже все относительно благополучно, пертурбации сталинского времени позади. Но начинается брежневский застой и сбоит здоровье. Второй концерт открывает поздний период в творчестве Шостаковича, где музыка приобретает мрачно-философский характер и наводятся мосты с серебряным веком.
🍂 Во Втором концерте он присутствует с чисто биографической стороны: скорее всего, первая часть концерта была написана под впечатлением от смерти и похорон Анны Ахматовой, с которой Шостакович был не близко, но давно знаком, и которую невероятно ценил и уважал. Это — воспоминания детства Шостаковича и контакт с уже трижды ушедшим миром — после революции, после Второй мировой и после конца хрущевской оттепели.
〰️ Прозрачная структура, медленное изменение оркестровых событий, небольшой состав, почти аскетическая простота выразительных средств. В ней нет привычных тематических контрастов, вместо двух тем — вариации одной, которые мягко сталкиваются дуг с другом, меняясь, порой, до неузнаваемости в зависимости от контекста.
➿ Концерт открывается монологом виолончели, в котором есть интонационные аллюзии на малеровскую музыку и «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В середине первой части к двум темам-близнецам добавляется тема моногаммы DSCH (ре-ми-бемоль-до-си), которая приводит первую часть к кульминации. Эта тема вплетена в ткань концерта, и каждый раз, появляясь, она приводит все прочие темы в движение.
🥯 Начало второй части построено на мелодии песни «Купите бублички». В разработке присутствует не сама монограмма, но ее интонации. И чем ярче основная тема, тем ироничней мотив монограммы.
📿 В финале разнохарактерные темы сплетаются, объединяясь одной только интонацией. Концерт заканчивается солирующей виолончелью, еще раз звучит тема DSCH, и виолончель играет в сопровождении ритма ударных, который напоминает о неотступном беге времени.
→ Второй концерт для виолончели с оркестром. Виолончель — Мстислав Ростропович, за пультом — Евгений Светланов.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/fhXZH2e40_u_4w
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Три зарисовки о Шостаковиче
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день