angle-down facebook instagram vkontakte warning

Дмитрий Шостакович

Опера «Леди Макбет Мценского уезда»

Эту невероятно успешную оперу Шостаковича за два года успели сыграть около 200 раз, пока произведение не запретили в России. Давайте посмотрим, почему так вышло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Посвятим время обсуждению «Леди Макбет Мценского уезда» и судеб советской оперы.

👩🏻 Оперу Шостакович написал в 1930–1932 годах, либреттистом выступил он сам в соавторстве с А.Г. Прейсом, который участвовал в работе над либретто «Носа». Основой стала повесть Лескова. В планах Шостаковича было создать оперный цикл, своего рода Кольцо Нибелунга, но на тему судьбы российской и советской женщины.

🧑‍🎨 Постановка и репетиционный процесс «Леди Макбет» заняли два года. Репетиции проходили одновременно в двух театрах: Михайловском в Петербурге и Немировича-Данченко в Москве (где сам Немирович-Данченко выступал режиссером). Обе премьеры прошли в 1934 году почти одновременно — 22 января в Ленинграде и 24 января в Москве.

🤩 Успех был колоссальный — за два года перед запретом опера прошла около 200 раз. В 1935 году состоялись премьеры в США и Европе, и количество положительной критики в разы превышало количество отрицательной. В советской прессе опере тоже посвятили яркую полемику, в которой участвовал и Шостакович. Критиковали в основном избыточную экспрессию, неприкрытый эротизм и чрезмерный натурализм.

🤬 В 1935 году начинает готовиться постановка в Большом театре, а в 1936 году, после посещения представления оперы партийной верхушкой, в газете «Правда» выходит статья «Сумбур вместо музыки», после чего оперу везде запрещают и снимают с постановки.

📚 Ситуации вокруг статьи «Сумбур вместо музыки» посвящена обширная литература, это — одна из важных точек биографии Шостаковича. В рамках нашего рассказа мы кратко дадим контекст, который позволит довольно ясно увидеть причины запрета.

🏃‍♀️ Отмотаем пленку чуть назад. В революцию и после Россию покинуло огромное количество деятелей искусства. Поэты, писатели, художники, музыканты и композиторы, многие из которых составляли цвет культуры — Глазунов, Прокофьев, Стравинский, Рахманинов.

🔨 В 1917 году создается «пролеткульт» — культурно-просветительская организация пролетарской самодеятельности при народном комиссариате просвещения. В рамках этой организации занимались созданием специальной пролетарской культуры, с правильной идеологией и задачей вести пролетариев в их светлое будущее. Именно к сфере этой организации относятся споры о классовости искусства, о том, нужен ли балет новому советскому человеку, рождаются идеи переписывания либретто опер на идеологически правильный сюжет — упомянутая в рамке разговора о Глинке «Жизнь за царя» превращается в «Степана Разина» или в «Жизнь за народ», «Гугеноты» Меербера становятся «Декабристами», а Флория Тоска в финале оперы вместо того, чтобы прыгнуть с башни замка Сант Анджело, идет на баррикады умирать за революцию (образ Свободы, подсмотренный у Эжена Делакруа) в опере «Борьба за коммуну» на музыку Пуччини.

🪓 Именно эта организация готовила почву для нового направления официального советского искусства —соцреализма. Далеко не все ее члены были непрофессиональны и одиозно бездарны — в ней работали и Эйзенштейн, и Пырьев, но в целом уровень был далеко не блестящий.

✍️ Шостакович же не раз критиковал эту организацию, которая не могла ничего ему противопоставить в творческом аспекте, только писать коллективные обвинительные письма. Позиции Шостаковича как творческой фигуры были весьма прочны, и в эпоху до массовых репрессий еще возможна была эта полемика.

📜 В 1932 году, за несколько месяцев до того, как была закончена «Леди Макбет», вышло постановление ЦК о перестройке литературно-художественных организаций, и вместо пролеткульта создаются союзы писателей, художников, композиторов с совершенно определенной идеологической задачей: удобство контроля всего происходящего в культурном пространстве.

👊 У Шостаковича было довольно много врагов и завистников. Для каждого яркого, талантливого, деятельного человека это абсолютно нормальное явление, но методы борьбы к середине 30-х годов начали становиться весьма жестокими. Позиции Шостаковича были достаточно прочны, к тому же, его музыка тогда не привлекала внимание власти — была часто слишком сложна для простых художественных вкусов большинства членов политбюро, да и заботы о культуре на время отошли на второй план перед чистками партийных рядов. В фокусе внимания тогда был разве что Большой театр.

🤫 Когда в 1935 году началась подготовка к постановке оперы в Большом театре, многочисленные завистники и недоброжелатели Шостаковича развернули против него, выражаясь языком того времени, масштабную диверсию. На партийный верх поползли сплетни, слухи и жалобы о том, что музыка непонятна, очень трудна для исполнения, а сюжет пошл до невозможности. Через месяц после премьеры вышла статья «Сумбур вместо музыки».

🔖 Обычно Шостакович на критику отвечал, был блестящим полемистом. Но редакционная статья без подписи означала, что она — неофициальный, но от того не менее обязательный к исполнению указ государства, его полуофициальная позиция. И в последующие годы в печати от Шостаковича не появилось ни слова — один из немногих способов выражения несогласия в те времена. Шостакович ответил музыкой — Пятой симфонией, премьера которой состоялась в конце 1937 года. Об этой симфонии мы будем говорить дальше.

🔑 Именно в этих событиях — ключ к интерпретации всего, что Шостакович говорил впоследствии. Он говорил очень сухим, формальным, часто иносказательным языком, в его речи были частые повторы (чтобы обратить внимание собеседника на эти слова), и значительное количество иронии. Если сравнить эту манеру речи с его юношескими письмами (к примеру, переписка с Богдановым-Березовским), видна колоссальная разница: там он открыт, искренен, так же ироничен, но в этой иронии еще нет и следа будущей горечи.

‼️ В 1948 году, когда большой террор повторялся уже как фарс, сформировалась новая кампания против формалистов (буржуазных декадентов и пресмыкателей перед Западом), на этот раз уже хорошо организованная. Началась она достаточно случайно, но хорошо ответила духу времени. Очень посредственный композитор Вано Мурадели написал льстящую, по его мнению, Сталину оперу «Великая Дружба». Сюжет был посвящен дружбе Сталина с Орджоникидзе, о конфликте с которым Мурадели просто не было известно — сам Орджоникидзе то ли застрелился, то ли был убит по приказу Сталина (наиболее вероятна первая версия). Под одну гребенку с Мурадели попали Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и Мясковский. Выбор этих композиторов может показаться странным, но необходимо помнить о том, что любая теория искусства той эпохи служила прежде всего политическим задачам.

🎞 В 1948 году Шостаковича увольняют из консерватории с формулировкой «за профнепригодность», и до смерти Сталина он пишет киномузыку, хвалебную ораторию «Песнь о лесах» — политический заказ с настолько преувеличенной экспрессией, что она напоминает мультипликационную, блестящий цикл из 24 прелюдий и фуг для фортепиано (один из последних великих циклов прелюдий и фуг).

«Песнь о лесах» — дирижер Александр Юрлов, бас — Иван Петров, тенор — Владимир Ивановский.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/QqQbWn61Jwlt8g
Время прослушивания: 35 мин 4 сек

8 прелюдий и фуг, играет Дмитрий Шостакович.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XMip5fmSFudquQ
Время прослушивания: 44 мин 5 сек

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

После смерти Сталина отношения Шостаковича с властью постепенно налаживаются. В 1954 году он был зачислен консультантом по музыкальным вопросам в Большой театр, в 1957-м стал секретарем Союза композиторов, в 1960-м вступил в КПСС.

🙇🏻‍♂️ Работа над возобновлением «Леди Макбет» начинается с 1955 года, и к 1962-му Шостаковичу удается поставить эту оперу в том же театре Станиславского и Немировича-Данченко, уже в отредактрованном виде под новым названием — «Катерина Измайлова», а в 1965 году на Ленфильме выходит фильм-опера с Галиной Вишневской в роли Катерины.

👼 Шостакович сам переписал либретто, упростив вокальные и инструментальные партии и убрал все слишком эротическое: от желания свекра к Катерине не осталось и следа, Сергей для героя-любовника выглядит слишком целомудренным и благопристойным, а об импотенции Зиновия Измайлова говорится исключительно иносказательными намеками.

🤦‍♀️ Тем не менее, остается главная черта: сострадание к Катерине, ее личности, которая гораздо больше обстоятельств, оказавшейся в атмосфере душного, скучного купеческого быта. Шостакович не оправдывает то, что она убийца, но убийство не умаляет сочувствия к ней. Можно сказать, что Катерина — единственная героиня оперы в подлинном смысле этого слова, остальные персонажи — типажи, характеры, которые имеют модель поведения, но не наделены живым чувством.

🇬🇧 Оригинальная версия впервые с 1936 года увидела свет в Лондоне в 1972 году.

✍️ После «Катерины Измайловой» Шостакович ни одной оперы не написал до конца (не считая легкомысленной оперетты «Москва-Черемушки»), и практически все свои силы сосредоточил в области симфонической и инструментальной музыки.

📑 Было несколько незавершенных проектов — приблизительно 40 минут музыки к «Идиоту» по Достоевскому, где авторский текст без изменений он положил на музыку, была попытка написать оперу «Тихий Дон» по Шолохову, к опере «Мать» по Горькому даже было готово либретто А. Г. Прейса. Была задумка написать оперу по рассказу Чехова «Монах», про который Шостакович говорил, что он имеет сонатную форму. Тем не менее, основные усилия Шостакович всю последующую жизнь сосредоточил в области симфонической и инструментальной музыки.

Фильм-опера Катерина Измайлова с участием Галины Вишневской
Видео-пример: https://yadi.sk/i/7fJlqrZPB-WyZA

Оригинальная версия «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Дмитрия Бертмана. Запись из театра Геликон-оперы.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/YzwDBCx_LmkjgA

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;