Дмитрий Шостакович
Симфонии: пятая и седьмая
Шостакович — последний крупный симфонист если не в мире, то уж точно в СССР и России. Познакомимся с двумя самыми известными симфониями и их историями.
Поговорим о некоторых симфониях Шостаковича и подробно разберем 5-ю и 7-ю. О большем количестве симфоний рассказ вышел бы сумбурным, но без разговора об этих двух никак нельзя обойтись. Первая — поворотная точка в творчестве Шостаковича, вторая — его иконическое произведение.
🔆 Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете).
🛐 Композиторы писали симфонии и после Шостаковича, используя эту форму для выражения неких глобальных идей — к примеру, Шнитке в своей 4 симфонии высказался на тему единства трех христианских конфессий и иудаизма.
🗂 Крупнейший по масштабу ученик — Борис Тищенко, который, пытаясь превзойти своего учителя, задумывал и воплощал мегаломанические проекты. Пять Данте-симфоний, которые должны были проиллюстрировать все, что Данте вложил в свое мироописание.
⏳ Но ни один из них не совершил революции и не оставил крупных последователей — к началу двадцатого века симфония с ее необходимо романтическим музыкальным языком практически отжила как живой композиторский жанр.
2️⃣ Здесь рассмотрим две симфонии Шостаковича. Пятую, с которой начался новый этап его композиторского языка, и седьмую — Ленинградскую, самую известную.
🗞 После появления злополучной статьи в «Правде», перед Шостаковичем встал выбор — или продолжать писать музыку так, как он хочет, и рисковать замолкнуть навсегда, или приспособиться к требованиям условной редакции газеты «Правда». Он выбрал второй вариант.
🌗 Отказавшись от исполнения четвертой симфонии, уже законченной и вполне отрепетированной, но совершенно модернистской по духу, он создал совершенно иное произведение. Мажорная, возвышенная, на первый взгляд оптимистическая. Но удивительно богатая по содержанию и имеющая двойное дно — в соцреалистическую эстетику здесь спрятан совершенно другой смысл.
🏛 Премьера пятой симфонии прошла 21 ноября 1937 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Есть много вариантов описания этой музыки, один из наиболее эффектных — в книге «Галина» Г.П. Вишневской. Приведем фрагмент с некоторыми сокращениями:
📝 «Пятая симфония автобиографична. Слушая ее, мы узнаем обо всех муках ада, через которые он прошел. В ней композитор средствами музыки рассказал о событиях тех лет с такой исступленной страстью и мужеством, как ни один писатель, ни один художник — очевидцы того времени. Он стал летописцем своей страны, и с тех пор по его сочинениям мы должны изучать историю советской России.
Да, Шостакович не предал своего искусства, не каялся, не бил себя в грудь публично, давая клятвы быть ординарной соцреалистической серостью. Но он и не вышел открыто защищать свои позиции.
В 1940 году он говорит: „Вспоминаю, какую радость мне принесло прослушивание моей, тогда еще только оконченной Пятой симфонии ленинградским партийным активом. Хочется выразить пожелание, чтобы чаще практиковался показ перед партийной аудиторией новых музыкальных произведений. Наша партия с таким вниманием следит за ростом всей музыкальной жизни нашей страны. Это внимание я ощущаю на себе в течение всей моей творческой жизни… (Я буквально слышу интонацию его голоса. Сколько ненависти, издевки в музыке этих слов! — Г. В.) В центре замысла своего произведения я поставил человека со всеми его переживаниями, и финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане”. («Шостакович о времени и о себе», М., 1980, стр.80–81).
Это он говорит о том „жизнерадостном, оптимистическом” финале, когда под бесконечно повторяющуюся у скрипок ноту „ля”, как гвозди вдалбливаемую в мозг, под мажорные, победоносные звуки фанфар мы слышим, как вопит и стонет, извиваясь в пытках, насилуемая собственными сыновьями, поруганная Россия — вопит, что все равно будет жить».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/J6ANrdDd9rGlpw
Масштабнейшая по замыслу 4 симфония Шостаковича, премьера которой состоялась только в 1962 году, через 16 лет после написания. Дирижирует Геннадий Рождественский (он дирижировал первым возобновлением «Носа» в театре Бориса Покровского).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/cFD75p0qw-rnWw
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разговор о Шостаковиче без 7 симфонии невозможен. Она прочно вошла в мифологию Ленинграда, войны, победы.
🏳️ Трансляция ее премьеры 5 марта 1942 года из Куйбышева, куда Шостакович уехал в эвакуацию, была проведена на весь мир. Для ленинградцев, которые слышали ее и по радио, и через громкоговорители на улицах, это было чрезвычайно важное, дающее надежду и силы жить событие.
🧐 О датах создания симфонии существуют некоторые споры. Сейчас исследователи сходятся на том, что тема нашествия из первой части была написана еще до начала Великой Отечественной, около 1940 года, а все остальное — уже летом и осенью 1941 года. Кроме этой существуют две версии, обе своеобразно идеологические. Первая, условно говоря, официальная, гласит о том, что Шостакович начал симфонию строго после объявления Германией войны СССР. Вторая, неофициальная, исходит от ученицы Шостаковича Галины Уствольской, которая в поздние свои годы относилась к Шостаковичу с большим презрением и, в пику общепринятому образу Шостаковича как великого композитора, человека высоких моральных принципов и музыкального летописца своего времени, пыталась доказать, наличие у него совершенно обратных качеств — мелочности, подлости, приспособленчества и, как бы сейчас сказали, меркантильности. Она говорила, что Шостакович «почти закончил» симфонию к 1939 году, и намеревался посвятить ее Ленину, но потом, держа нос по ветру, просто изменил название.
📌 Мотив посвящения Ленину действительно присутствовал в биографии Шостаковича, но он относился к шестой симфонии, где это посвящение сделать так и не удалось по техническим причинам. Шестая симфония была написана в 1938-1939 годах и впервые исполнена 5 ноября 1939 года.
🙅♂️ Но здесь маловероятным представляется то, что он ждал три года, чтобы исполнить новое сочинение, так же, как и то, что работа над седьмой симфонией была прервана шестой симфонией. Они отличаются друг от друга по музыкальному языку и замечательно вписываются в логику его развития именно в существующем порядке.
🔥 А вот наличие набросков вполне вероятно — у Шостаковича за жизнь было довольно много начатых и незаконченных произведений, и часто он использовал их как строительные кирпичи для следующих работ. Шостакович работал над симфонией неустанно, даже во время пожарных дежурств на крыше консерватории брал партитуру с собой (Шостакович, как и его учитель Глазунов сочинял без рояля).
🌪 Первая часть начинается с образа мирной жизни, как из советского кино. Появляющаяся через несколько минут главная тема первой части — тема нашествия, является пассакальей (траурным шествием или танцем) на инверсированную тему «Болеро» Равеля. Существует конспирологическая теория о том, что основой стало не «Болеро» Равеля, а мелодия гимна Советского Союза, но она не имеет подтверждения ни со стороны исторических источников, ни со стороны исследований музыковедов.
🌱 Вторая часть (здесь есть интересная параллель с первой симфонией) — зарисовки мирного, довоенного Ленинграда.
🤨 Насчет третьей, медленной части, трактовки разнятся — то это трагичный реквием, то восстание красоты из пепла, то воспевание родного города. Вряд ли здесь можно дать однозначный ответ. Скорее всего, и то, и другое, и третье вместе, не всякую музыку можно точно и подробно перевести в слова. Но это не относится к четвертой части этой симфонии.
🌗 В четвертой части симфонии происходит финальная борьба темы нашествия и сил добра, которые, набравшись энергии, побеждают. В финале звучит сарабанда (первоначально — танец, а потом похоронное шествие), воспевающая тех, кто погиб за мир.
💫 7 симфония стала столь известной не только благодаря окружающему ее контексту, но и объективным достоинствам, красоте и стройности смыслов и формы. «Зеркальные» пассакалья с сарабандой, использование классического принципа проведения всех тем в финале для иллюстрации борьбы добра со злом, имитация духовыми группами оркестра звуков органа в реквиемном вступлении, сама гениально найденная тема нашествия, с неостановимо нарастающей агрессий. Все это — вместе с контекстом, делает эту симфонию одним из важнейших произведений двадцатого века.
→ 7 симфония. Дирижер — Евгений Мравинский, исполнитель многих премьер Шостаковича.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/nO1SP-8nEnpF_w
→ «Болеро» Мориса Равеля в исполнении Лондонского симфонического оркестра под руководством В. Гергиева.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/88h7UYHjvYew2A
→ Антифашистская речь Шостаковича.
Видео-запись: https://yadi.sk/i/lYPqUAW7H-iRFw
→ Шостакович говорит о 7 симфонии и играет кульминацию первой части.
Видео-запись: https://yadi.sk/i/yuH6NU3JvzxEwg
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день