angle-down facebook instagram vkontakte warning

Дмитрий Шостакович

Образ и влияние: «шостаковические войны»

Творчество Шостаковича сформировало новый канон «современной академической музыки» на постсоветском пространстве. Давайте поговорим о последствиях и разделившихся мнениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

⚰️ Шостакович умер 9 августа 1975 года.

💣 В 1976 году скрипач и журналист Соломон Волков эмигрирует в США. С собой он вывозит рукопись разговоров с Шостаковичем за 1971—1974 год, которую выпускает в 1979 году под названием Testimony («Свидетельство»). В музыковедческих и околомузыкальных кругах эта книга производит эффект разорвавшейся бомбы.

🤬 Из Советского Союза книгу критиковали, и в то время причина критики выглядела идеологической: вместо верного советскому режиму самого крупного официального композитора в книге рисовался образ чуть ли не диссидента, и те, кто возвел его на этот пьедестал, выглядели круглыми идиотами. Голоса из Страны Советов напирали на то, что Шостакович был верен идеям коммунизма, состоял в партии (вот — пример замечательного экспортного объяснения), а критику 1936—1948 годов принял, исправился и больше вопросов к советской власти не имел.

🇺🇸 В Америке же, напротив, в первое время выходят работы, которые, в подтверждение «свидетельству» Волкова, выстраивают картину жизни Шостаковича ровно по лекалам «талант попадает под каток государства и становится официальным композитором с фигой в кармане, потому что это единственный для него способ говорить правду, как он ее видит».

🔎 На какое-то время вопрос о личности и фигуре Шостаковича свелся к вопросу о подлинности «Свидетельства». В Америке «Свидетельство» почти сразу стали проверять на подлинность, российские исследования появились только в 1990-х. В то же время послышались и другие голоса, которые также выступали за подлинность «свидетельства», но единственным, кто критиковал книгу в 1979 году, а после изменил свое мнение был Максим Шостакович.

🧐 До сих пор существуют сторонники и противники подлинности, по большому счету, это все еще вопрос доверия к аргументации.

📝 Соломон Волков действительно встречался с Шостаковичем, работал с ним над книгой воспоминаний и даже приносил ему черновики. Есть несколько страниц с надписью «читал, Шостакович», которые, впрочем, не содержат ничего спорного (тот материал, который там есть, мог быть взят из публикаций Шостаковича за период с 1932 по 1974 годы). А пометки Волкова, транскрипции, с которых были напечатаны черновики утеряны.

⚔️ Эмоциональные аргументы таковы. Многие музыканты, знавшие Шостаковича лично, подтверждают, что это очень похоже на него, и поддерживают книгу Волкова. Композиторы и музыковеды, также иногда знавшие Шостаковича, преимущественно, выступают против, говоря, что «он просто не мог допустить, чтобы такое было напечатано.

🙅🏻 Для научного сообщества этот вопрос остается преимущественно закрытым, а книга признана практически фантазией. Основание — невозможность проверить подлинность большей части материала.

Соломон Волков в передаче у Владимира Познера
Видеозапись: https://yadi.sk/i/xyjlFgkfcyH2-g

После Шостаковича

⌛️ Во всех этих разговорах очень мало внимания уделяется, собственно, музыке. Музыка Шостаковича редко включается в контекст современной ему европейской и американской музыки, он как бы остается герметичен. Также редки разговоры о музыке в отрыве от событий его биографии (хотя учитывая специфику творческого подхода это, как раз, выглядит вполне оправданным).

📖 Современный Шостаковичу анализ его произведений глубок, подробен, и, хотя до некоторой степени идеологизирован, все равно несет в себе ценную сущностную часть. Но опять же: после 20-х годов Шостакович будто бы выпадает из контекста современного музыкального процесса.

🥺 Это опять же отчасти оправдано: там, куда ушел европейский и американский авангард за послевоенное десятилетие, музыке, подобной музыке Шостаковича уже нет места, как часто нет места и музыке в привычном понимании этого слова. Следы композиторских новшеств доходили до Союза медленно и неполно, многое не дошло до сих пор. К примеру, в петербургской консерватории на отделении композиции до сих пор не принимают свободной нотации (хотя это стало обычным делом еще в 70-е), а современная академическая музыка или не в полном смысле современная, или собирает залы в тридцать-сорок человек.

🙌 В этом нет вины Шостаковича, но его фигура обладала столь мощной творческой гравитацией, что, попав в поле ее воздействия, немногие смогли выйти на свою собственную орбиту, стать не «маленькими Шостаковичами», а самими собой. Два редких примера — Валерий Гаврилин и Галина Уствольская. Оба ушли в свои сферы, в два разных космоса. Гаврилин из своего смотрел на Шостаковича с уважением, Уствольская — презирала до крайней степени. Здесь личное перемешано с профессиональным, вопрос выбора стороны, как и в случае «Свидетельства», это вопрос доверия и симпатии к аргументации.

🏆 Но с точностью можно сказать одно. Фигуры подобного масштаба ни в русской, ни в советской музыке больше не появлялось. Причиной этому вовсе не «отставание в развитии», не утрата композиторской школы и не то, что советская и русская земля перестала рождать таланты. Само время изменилось, ушел век титанов, гениев, героев, а заодно с этим кончилась эпоха больших форм в музыке, которым искусственно пытались продлить жизнь, цементируя сложившуюся традицию. Но цемент начал крошиться, из-под него уже выглядывает железный остов арматуры, и что делать с этой впечатляющей, но потерявшей практический смысл конструкцией до сих пор не вполне понятно.

Последнее произведение Шостаковича, соната для альта и фортепиано, законченная им за месяц до смерти. Исполняют Юрий Башмет и Святослав Рихтер.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/IqkhfGHVuCl56Q

8 соната Бориса Тищенко, одного из любимых учеников и верных последователей Шостаковича.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/zGS-LcFN9BzgNA

«Весело на душе» из «Перезвонов» Валерия Гаврилина.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/4THvt8RENsgBjA

6 соната Галины Уствольской.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/4lD4gN3ayxsR5A

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Этот урок мы посвятили Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Давайте повторим, что мы узнали.

🌟 Шостакович — крупнейший композитор советской эпохи, последняя фигура такого масштаба. Родился 12 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге, умер 9 августа 1975 года в Москве.

📌 В творчестве Шостаковича можно выделать несколько этапов.

⚙️ Первый, модернистский, с 1926 по 1936, в это время Шостакович сформировался как творческая индивидуальность, создал две оперы — «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Второй — после статьи «Сумбур вместо музыки» 1936 года и до смерти Сталина в 1953 году, когда Шостакович попадает под каток репрессий и становится «музыкальным летописцем своего времени».

🌞 Третий — после 1953 года и до начала 1960-х, когда он постепенно выходит из опалы. Тон его музыки становится вполне оптимистичным, а дела налаживаются.

🌚 И, последний, четвертый — с начала 1960-х и до смерти в 1975 году. В это время воздух оттепели постепенно исчезает из страны, начинается застой, а у самого Шостаковича — проблемы со здоровьем. В его музыке отражаются, в том числе личные переживания по поводу конечности бытия.

🦸🏻‍♂️ В каждый период творчества Шостакович создал множество произведений. Он был чрезвычайно работоспособен, не знал творческих застоев и кризисов, работал почти с моцартовской легкостью, и сочинял почти до самого конца своей жизни.

☹️ Шостакович мог бы стать создателем новой советской оперы, имел большие планы в этом направлении, но из-за «Сумбура» деятельность в этом направлении он прекратил, и новой советской оперы как художественного направления так и не появилось, хотя, конечно, создавались отдельные произведения.

🗣 Тягу к созданию опер Шостакович до определенной степени реализовал в 13 и 14 симфониях, где в составе есть солисты и хор.

Творчество Шостаковича всегда было связано с актуальными вопросами его времени, которые сотрясали эпоху или волновали его самого.

🎻 Шостакович — автор 6 больших концертов для инструмента с оркестром: двух для фортепиано, двух для скрипки и двух для виолончели.

🤹‍♂️ Шостакович работал во всех известных жанрах, кроме произведений больших форм, он создал значительное количество камерной музыки: 15 струнных квартетов, множество произведений для фортепиано, вокальных циклов, сюит и сонат.

🥀 После смерти фигура Шостаковича вызывала достаточно большое количество споров о ее месте в истории. Его видели то верным идеалам коммунизма официальным композитором советского режима, то скрытым диссидентом, то хитрым и умелым приспособленцем. Как бы то ни было, его музыка продолжает звучать.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;